Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники социальной информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важно иметь на радиостанции базу данных. Список из 100-300 персон с рабочими, домашними, мобильными телефонами. Кто эти люди? Это те, с кем вы уже имели дело и которые научились говорить в предлагаемом вами формате и хронометраже. Конечно, не сразу, но с третьего интервью обычно люди уже начинают понимать вашу задачу, сочувствовать вашей работе. Привыкают к вашей персоне и микрофону. При этом они вовсе не обязаны к вам хорошо относиться, но, услышав себя в эфире, они уже поняли, что вы не искажаете информацию, лучше, чтобы их точка зрения была, чем оставлять в эфире «пустой стул». Истина - где-то посередине... Разнообразие источников информации, сбалансированный подход — это актуально! Задайте один и тот же вопрос людям с разными точками зрения. Одну из самых распространенных ошибок можно проиллюстрировать следующим примером. Как-то раз в одном из крупных городов России меня знакомили с работой местной радиостанции. Я спросила: - Где в вашей базе данных независимые врачи, экологи? - Так вот же у нас санэпиднадзор! Между тем, санэпиднадзор - это структура, подчиняющаяся городской администрации. Важно действительно понимать, от кого зависит данная структура. Не обманывайтесь и не обманывайте аудиторию. Проверьте себя и вашу базу данных - есть ли там персоны, представляющие основные источники социальной информации! • Власть - исполнительная, законодательная Они часто спорят друг с другом, поэтому важно учитывать мнение и тех, и других. • Чиновники государственных ведомств и организаций В 99% случаев у этих людей очень сухая, тяжелая для восприятия речь. Важно вывести чиновника из-за его стола. Вежливо заставьте его покинуть привычное для него место, где он чувствует себя начальником. Найдите причину: в этом углу плохая акустика, у Вас микрофон «интимного» действия, и поэтому вам просто необходимо быть «ближе» к визави. • Общественные организации Конечно, они не всегда профессиональны, думают о саморекламе - а кто о ней не думает? - но у них есть международные контакты и опыт, сильные эксперты, опытные юристы и, что немаловажно, яркая точка зрения. • Политические партии и профсоюзы У них свои цели, то же желание рекламировать себя, но они тщательно прорабатывают разнообразные социальные темы и часто критично относятся к существующему положению вещей, а это всегда интересно! • Специалисты: от художников, спортсменов и букинистов - до сварщиков, врачей, космонавтов, в том числе — ученые из профильных и академических вузов. Ученые не очень любят журналистов, не всегда умеют популярно разъяснить тему, зато любят точность и свою работу. Это энтузиасты, а значит, от них можно ожидать сильных эмоций. • Силовые структуры Особое внимание: длительное налаживание контактов, завоевание доверия. Напроситесь вместе с ними на дежурство или «задержание» - станьте другом оперативного состава, а они замолвят за вас словечко перед своим начальством. • Бизнес Опасность рекламы! Помните, что бизнесмены имеют право на коммерческую тайну, если информация не касается безопасности, здоровья населения и экологии. • Юристы Адвокаты не прочь поделиться юридической информацией, протолковать законы. Они из тех, кто любит быть на виду. Но не позволяйте им использовать ваше интервью, как повод поговорить об их адвокатской конторе. И помните об опасности увязнуть в специфических терминах • Интернет, агентства, досье, архивы Дают возможность не только быть в теме, но знать историю проблемы или человека, ссылаться на опыт других регионов. Но не забывайте проверять информацию! Сами понимаете, в интернете много всякого рода фальсификаций. Старайтесь пользоваться надежными сайтами. • Друзья, соседи, родственники Готовы подкинуть темы для репортажей и новостей. Главное - уметь отделять личное от общественного, то есть социального. • Источник-сюрприз Это очень интересный источник информации. В базе данных он обычно не структурирован. На самом деле - это известные люди - артисты, писатели, спортсмены, шоумены и т.д. Их задача - украсить ваш материал, привлечь к нему внимание. Для социальной темы, этой, своего рода, падчерицы эфира, это особенно важно. Когда мы в ФНР делали сюжет о проблемах уникальной Куршской косы, над которой каждый год пролетают миллионы птиц, мы взяли интервью не только у сотрудников заповедника, местных жителей, государственных и общественных экологов. Мы дали мнение писателя Андрея Битова, который, однажды приехав на косу, написал о ней книгу «Птицы, или Оглашение человека». А когда мы работали над передачей, посвященной российским немцам, мы думали о том, чтобы записать Никиту Михалкова - режиссера фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Ведь один из главных героев романа Гончарова - русский немец Штольц. Если бы был жив исполнитель этой роли Юрий Богатырев, мы бы записали его. • И самое главное! Люди, с которыми что-то произошло или может произойти, а также их друзья, соседи, родственники... Можно сказать со всей определенностью, что именно этот источник информации - ударный для социальной темы. Многие западные журналисты называют все остальные группы «ненастоящими» людьми. В центре любой социальной информации - «настоящий человек». Скажем, технология стандартного (в хорошем смысле этого слова) социального репортажа или пакета предполагает наличие реальной истории реального человека, которая потом обрастает комментариями и дополнениями из других источников информации. Чаще всего такая история стоит в начале материала. Пример: Сюжет о беспризорниках Шумы: Гудок поезда, шум толпы. Текст журналиста: Каждое утро двенадцатилетнего Ваню будит шум пригородных электричек. Он ночует здесь, прямо на платформе подмосковной станции Липки. Из полуразрушенной подсобки, которая уже полтора года служит ему домом, он видит ноги спешащих на работу взрослых. Ваня: Ну, в шесть часов проходят, в основном, в сапогах, таких не очень новых, думаю, рабочие, тут завод шинный есть. У меня отец тоже работал на химическом заводе. А когда уже я завтракаю... Чем? Ну, вот у меня с вечера сырок плавленый и колбаса с хлебом осталась, и кола... Вот, когда я завтракаю, уже такие, покруче люди идут. Нет, моя мама никогда не ходила на каблуках... Я не помню, если честно. Она уехала, когда мне было пять лет. Я не помню, куда... Тут таких еще, знаете, человек десять. В основном, у рынка тусуются, внизу. А Антоха тоже здесь живет, но сегодня не пришел, в Москву уехал вчера вечером. Хотел у метро подежурить. Там пьяные лохи, их потрясти можно. В смысле денег. Вот...
Далее идет общая статистика, ретроспектива проблемы, интервью с чиновниками социальных служб этого города, общественными организациями, занимающимися проблемой беспризорности, милицией, людьми, построившими модель адаптации беспризорных детей, возвращения их к реальной жизни. То есть, приоритет такого источника информации, как «настоящие люди», героев, с которыми что-то случилось или может случиться, реализует принцип «от частного - к общему!». Это, с одной стороны, облегчает понимание общей проблемы. С другой - слушателю легче ассоциировать себя с обычным человеком и его проблемами, чем с чиновником или кабинетным ученым. Помогите вашей аудитории, если не полюбить героя, то почувствовать к нему симпатию. Очень важно! Если дети и старики не являются реальными участниками ситуации, первичными источниками информации, не ставьте их голоса в свой сюжет. Не эксплуатируйте их. Это девальвирует социальную тему. Пожилые люди и дети - этих персонажей слишком много в таких сюжетах. Они трогательны, эмоциональны, но, когда их голос действительно должен быть услышан, он меркнет. К нему слишком привыкли. Что касается детей, то вы должны помнить об ответственности за их судьбу. Они за себя не отвечают. Вы отвечаете за них. Подумайте что с ними будет после вашего трогательного репортажа? И еще. Не забывайте, что закон запрещает брать интервью у детей младше четырнадцати лет без разрешения их родителей или тех, кто в данный момент отвечает за них (учителей или попечителей). Немного о любви или нелюбви к таким источникам информации как власть, чиновники, силовые структуры и т. д. Сегодня некоторые из вас признались: «При виде чиновника (сотрудника общественной организации, депутата) я хватаюсь за пистолет!» Что сказать? Здесь нечем гордиться. Я тоже не люблю наркоторговцев, например. Это можно объяснить. Но моя нелюбовь к контролерам в автобусе вообще не поддается никакой логике. Вот, просто не люблю! Давайте вместе оставим наши обиды, комплексы и непоколебимую гражданскую позицию для кухни. Если я делаю репортаж о задержании крупной партии наркотиков, и передо мной в наручниках стоит наркоторговец - разве не моя профессиональная обязанность взять у него интервью? И у сутенера тоже, чтобы он объяснил, почему он запрещает проституткам пользоваться презервативом. Тот, кого вы лично не любите в данной конкретной ситуации, - первичный и уникальный источник информации. Чиновники и сотрудники общественных организаций - во многих случаях именно такие источники информации. Проблемы с чиновниками - это часто проблемы такого футбола, когда все долго разыгрывают мяч, но нанести удар по воротам никто не решается, не хочет брать на себя ответственности. «Отфутболивание» -любимый прием чиновников в общении с журналистами. Совещание у начальства, командировка председателя, тяжелая форма коклюша у заместителя — все эти препятствия стоят на пути пытливого репортера. Их нельзя назвать непреодолимыми. Держите под рукой Закон РФ «О СМИ». Точнее статью 40 этого закона. Она называется так: «Отказ и отсрочка в предоставлении информации». Как я пользуюсь этой статьей? Если я чувствую, что механизм «отфутболивания» запущен, я направляю будущему визави факс с просьбой об интервью и обязательно напоминаю: «Если Вы не находите возможным дать мне информацию, прошу в соответствии с Законом «О СМИ» в трехдневный срок письменно уведомить редакцию о причине отказа». Причем я недвусмысленно намекаю, что эта причина будет процитирована в эфире. Чаще всего достаточно и телефонного звонка со ссылкой на эту статью. Скажем, из администрации Президента мне перезвонили ровно через пять минут после подобных переговоров и назначили время интервью с начальником управления по территориям. Правда, сначала секретарь, рассмеявшись, спросила: «Вы, действительно, хотите, чтобы я передала все, что вы сейчас говорили, моему начальнику»? Я сказала: «Да». И я добилась своего. Я думаю, что знание законов и ссылка на них доказывает серьезность намерений журналиста и вызывает уважение. К сожалению, эта статья действует только по отношению к государственным органам и общественным организациям. Что же делать, если речь идет, например, о бизнесе? Мне очень нравится прием, который называют «пустым стулом». В общем, технология похожа. По телефону я прошу письменно или устно сообщить причину отказа предоставить информацию - для того, чтобы в эфире я могла объяснить отсутствие конкретной точки зрения. Тюменская нефтяная компания сочла более выгодным для себя дать интервью, а центральный техасский офис нефтяной компании «Экссон» и парижский офис «Тоталь Фина Эльф» прислали факсы: первые разъяснили свою позицию, а вторые написали причины отказа. Что же... Мы прочитали факсы в эфире. Это было эффективно и одновременно эффектно. И все-таки, невзирая на мою горячую любовь к «пустому стулу», я знаю, что когда в эфире слишком много такой пустоты, возникает подозрение в необъективности журналиста, пристрастном подборе источников информации, а еще - в обыкновенной корреспондентской лени! Я до последнего стараюсь уговорить интересующего меня человека дать интервью. В этом журналисту помогают, по крайней мере, три вида «оружия» - честность, настойчивость и аргументы. «А роза упала на лапу азора» Этот знаменитый палиндром отлично иллюстрирует следующую технологию: комбинации разных источников информации для получения простого, но качественного материала. Все, действительно, очень просто. Для того, чтобы раскрыть суть и развитие этого события, — в парке на лапу кобеля Азора садовник уронил розу - необходимо собрать информацию (взять интервью) у всех участников ситуации, а также у тех, на ком могут отразиться последствия. Участники ситуации: Садовник, хозяин собаки, свидетели (публика), милиция, ветеринар, который доставал шипы из лапы (вдруг рана была пустяковой, а то ее и вовсе не было!), возможно, и сама собака: скулит она или лает? Тут неплохо было бы записать стендап на месте события: «Именно здесь утром пресловутая роза упала на лапу Азора!» Далее Вам понадобится ваша база данных источников информации. Эксперты Возможен такой поворот: • Комментарии защитников животных: «Доколе будут продолжаться издевательства над братьями нашими меньшими?!!!» • Комментарий санэпидврача: «Доколе собаки будут гадить на прекрасные газоны наших парков?!!!» • Комментарий властей города: «Надо точно определить, в какое время будут вестись паркоустроительные работы, и в какое время можно выгуливать собак!!!» • Комментарий флористов: «Когда, наконец, будут выведены антиколючие розы - без шипов?!!!» • Комментарий-сюрприз - знаменитый поэт, написавший поэму, в которой он использовал данный палиндром. Ну, к примеру, просто его точка зрения на ситуацию. Все эти люди, или большая их часть, уже должны быть в вашей базе данных, ведь надо быстро дозвониться и договориться с ними. Что касается источника-сюрприза, тут очень важно покрутить ситуацию и понять глубинные связи, вспомнить - что, когда и от кого вы слышали на эту тему. Очень неплохо тренировать себя на выявление источников информации для разных ситуаций, чтобы в будущем это происходило на рефлекторном уровне и не занимало много времени! Использование разных источников информации в ваших сюжетах дает не только точность информации, но и приближает вас к объективности, если хотите - к истине, которая где-то там... Еще это называется сбалансированной журналистикой. Сегодня именно такая журналистика считается наиболее качественной. Дело в том, что установить истину -действительно ли у депутата украли документы или это просто «пиаровский» ход - по силам обычно лишь журналистике расследований. Это очень хорошая журналистика, но она требует много времени, денег и ресурсов, отнимая, по крайней мере, 25% бюджета СМИ. Не все могут себе это позволить. При сбалансированном подходе вы информируете аудиторию о точке зрения депутата, его оппонентов, милиции и свидетелей; обнаруживаете противоречия, даете возможность слушателю решать - верить депутату или оппоненту, чью точку зрения принять... или не принять ничью. Сбалансированный подход в сочетании с хорошей базой данных источников информации позволяет быстро и технологично делать ежедневную итоговую аналитическую программу о главном городском событии дня. Наиболее точное воплощение этой технологии мы обнаружили, увы, не на радио, а в телеэфире. Мы предлагаем вам примерить «рубашку» вечерней итоговой программы, которую раньше вел на ТВ-6, а теперь ведет на ТВС известный журналист Владимир Кара-Мурза, на свой город. Пусть в вашей базе данных будет не тысяча, а сто человек, а в вашей команде - не пять, а два корреспондента (или даже студента). И говорить вы будете о событиях не в Кремле, а в Городской Думе или в микрорайоне. Но принцип и технология позволяет сделать емкую программу о важнейшем событии для вашего города прямо сегодня за короткое время. Владимир КАРА-МУРЗА ведущий программы «Грани», ТВС Вслед за новостями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.01 с.) |