Макроуровень исследования политического лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроуровень исследования политического лидера



Из приведенных утверждений следует, что, приступая к составлению политического портрета, психолог не вправе упускать из виду ситуационную компоненту - социально-исторический и социально-политический контекст деятельности исследуемого политического лидера. К наиболее значимым факторам можно отнести следующие.

А. Политический строй. К числу ситуационных факторов, воздействующих на сознание и деятельность лидера, в первую очередь должны быть отнесены характер политического строя и политическая культура данной страны. В условиях авторитарного режима действуют совершенно иные принципы и механизмы формирования политической элиты, чем в странах с развитой представительной демократией. Политическая культура и политическая система задают, в свою очередь, тот минимальный набор психологических характеристик, которые обеспечивают восхождение человека на вершину власти.

Б. Национально-историческая ситуация. Фундаментальные особенности политической системы - далеко не единственный объективный фактор, воздействующий на психологию лидеров. Конкретный характер этого воздействия во многом определяется состоянием системы, конкретной фазой ее исторического бытия. От этих параметров исторической ситуации зависят, в частности, такие значимые моменты, как “политический климат”, в котором осуществляется политический старт лидера, его предшествующий политический опыт, способы, которыми он достиг своего положения.

Ситуационные состояния общественно-политической системы можно подразделить на следующие фазы: 1) становление системы; 2) ее устойчивая, поступательная эволюция; 3) стагнация, которая сопровождается дисфункциональными, кризисными явлениями; 4) состояние ситуационного кризиса, вызванное усложнением конкретных проблем внутренней или внешней политики, угрожающим стабильности системы; 5) общий кризис системы, выражающийся в ее необратимой дестабилизации (3; 214). Каждая из этих фаз предъявляет специфический “социальный заказ” на лидеров по принципу “нужный человек в нужное время”.

В результате сопоставления ситуационных характеристик состояния социально-политической системы и личностных качеств политического лидера определяется конгруэнтность индивидуальной судьбы политика исторической судьбе той социальной общности, которую он представляет.

В. Культурно-национальный аспект. Соответствие взглядов политика национальному менталитету и культурным традициям народа является важным условием восприятия людьми его социально-политических и экономических проектов. Дифференциация политиков по социокультурным или этно-национальным признакам (по принципу “свой - чужой”) нередко имеет решающее значение при самоопределении избирателя в ходе голосования.

Важнейшей составляющей менталитета нации, стержнем ее психологии является национальный характер - совокупность определяющих национальных черт, представлений народа о самом себе, передающихся из поколения в поколение стереотипов поведения и общения. Основными факторами, формирующими национальный характер, являются геопсихические, расовые, социально-исторические, социально-психологические, культурно-мифологические, традиционные и др.

Так, к значимым чертам украинского национального характера, которые фактически формировались в условиях гармоничного слияния украинцев-земледельцев с окружающей средой, можно отнести:

  • Универсализм, синтетичность мировосприятия, сформировавшиеся под воздействием соответствующих геопсихических (бескрайние украинские степи) и социально-исторических (культурный синтез родственных народов) условий.
  • Приоритетность нравственных начал, консерватизм, приверженность традициям, статичность в семейных отношениях и высокое значение половой морали.
  • Высокая чувственность и эмоциональная чувствительность. Положительные стороны украинской эмоциональности (глубина человеческого понимания, способность к эмпатии, сопереживание чужому страданию, любовь к природе, поэтичность, эстетизм) отразились в творчестве большинства выдающихся украинских философов и мастеров художественного слова.
  • Свободолюбие, стремление к независимости. Данная черта украинского народа прослеживается на протяжении всей его многострадальной истории, а ВОЛЯ закономерно нашла свое закрепление в государственной геральдике.
  • Демократизм. Именно в силу этого качества Войско Запорожское (фактически определенный прообраз украинской государственности) объективно было “обречено” на демократические процедуры выдвижения своей правящей элиты.
  • Интровертированность высших психических функций. Отмечается затаенная углубленность украинской души, склонность украинцев к уединению, общению со своим внутренним миром (“хата” как своеобразный символ отечества, имеющий также глубоко личное наполнение).
  • Склонность к созданию малых групп по принципу взаимных симпатий, а не единства целей и направленности действий.
  • Практичность, практический ум и стремление к самообразованию, ориентация не на слова, а на конкретные действия, приоритет сенсорных ощущений, уверенность в себе,трудолюбие, привязанность к земле
  • Для украинского психотипа характерно преобладание бессознательного, индивидуальная компонента которого в большей степени описывается комплексом “угнетенного, гонимого и обиженного” коллективная - архетипом “плодоносящей Матери Земли”.

Менталитет народа включает также общую для всех национальную идею. Окончательное оформление украинской национальной идеи является ближайшей насущной и неотложной задачей научной, культурной и политической элиты страны. Однако, уже сегодня, исходя из особенностей национального характера и той роли, которую Украина стремится играть в мире, можно сказать, что ее национальная идея будет строиться вокруг следующих стержневых ценностей: “цветущая и плодоносящая земля”, “человеческая жизнь, гармонически соединенная с природой”, “дружная семья”, “дом – полная чаша”, “нравственность и уважение к традициям”.

Встроенность политика в национально-культурный контекст определяется соответствием его идеологической программы (провозглашаемых в ней политических целей и ценностей) и его имиджа (всей совокупности вербальных и невербальных посланий) особенностям национального характера и национальной идее.

Г. Социальный аспект. Для публичного политика (а в рамках открытого демократического общества с его системой электоральных предпочтений публичность - непременное и обязательное условие вхождения в политику) количество и качественный состав сочувствующего электората являются важнейшими показателями, определяющими, в конечном итоге, исход решения главной задачи - победы на выборах.

Д. Политико-практический аспект. По существу именно политическая практика лидера(поведение, решения и действия политика в конкретных политических и жизненных ситуациях, а также многообразие и характер его политических связей) и является самой надежной основой для исследований феномена политического лидерства. По делам политика реально выносится вердикт о его политическом масштабе.

Политологический анализ с целью уточнения масштаба фигуры политика включает в себя определение:

  • Политического и социального статуса лидера.
  • Границ доминирования его политической властной воли.
  • Положения в партии, движении, общественной организации и их влиятельности на внутриполитической сцене.
  • Политических покровителей, сторонников и ставленников (в законодательной, исполнительной и судебной властях, силовых структурах).
  • Покровителей за рубежом.
  • Финансовых возможностей.
  • Величины и эффективности подконтрольного аппарата управления.
  • Наличия подконтрольных силовых структур и СМИ.
  • Масштабов участия в выработке стратегии управления обществом, а также разработке и принятии конкретных государственных решений.
  • Степени участия в оперативном управлении социальными процессами, возможности влиять на регламентацию жизни общества.
  • Полноты владения информацией и допущенности к контролю за важнейшими параметрами стабильности общества.
  • Характера взаимоотношений с криминальным миром (для стран СНГ и “третьего мира”).

В проводимом анализе целесообразно выделить отдельной строкой экономический блок:

  • Прямое или косвенное владение экономическими ресурсами.
  • Право распоряжаться материальными ресурсами, необходимыми для общественного производства и потребления: финансами, природными ресурсами, людскими ресурсами и т.д.
  • Границы осуществления собственной экономической политики, возможности мобилизации финансовых средств.
  • Право разрешать или содействовать экономической деятельности.
  • Доступ к экономической информации стратегического уровня.
  • Способность влиять на принятие важных экономических решений.

Политологический анализ лидера не мыслим без прояснения его идеологической платформы, включающей:

  • Идеологическую концепцию.
  • Политические идеи.
  • Социально-политические идеалы.
  • Идейно-политические принципы и политические взгляды.
  • Политические лозунги.

Содержательный анализ идеологической платформы служит основой для последующего социологического исследования с целью определения популярности ее основных положений и лозунгов среди населения.

Е. Политический путь лидера (особенно в условиях нестабильного общества) обозначен непрерывной чередойполитических акций и поступков- битв, маневров, вызовов, угроз и демонстраций силы. Нынешнюю ситуацию в политике можно сравнить с феодальными временами, когда доблесть рыцарей в промежутках между войнами и битвами устанавливалась, закреплялась и приумножалась в турнирах. Политик постсоветского периода обречен принимать вызовы и отвечать на них. Победа в подобных “турнирах” гарантирует повышение политического статуса и рейтинга, уклонение - их непременное понижение и политический упадок.

Важнейшим событием для каждого без исключения политика является момент его вхождения (вбрасывания) во власть, а также последующие трансформации и "фазовые" переходы на качественно новые уровни политической иерархии. Это события в политической жизни, после которых индивидуальная судьба данного человека начинает стойко ассоциироваться и увязываться с судьбой региона, социальной группы, страны в целом, ее настоящим и будущим. Как правило, преодоление политиком такого рода Рубикона ассоциируется с совершением знакового резонансного политического поступка(так, президентский взлет Л. Кравчука был обозначен его отказом поддержать ГКЧП, Б. Ельцина - открытой оппозицией М. Горбачеву с последующей защитой "Белого дома" в 1991-м и т.д.).

В этой связи в политической биографии исследуемого лидера существенными являются следующие этапы политической жизни:

  • предполитическая деятельность;
  • рекрутирование или самовыдвижение в политику;
  • собственно процесс вхождение во власть;
  • непосредственно политическая деятельность;
  • выход в политический “запас” (клуб политиков, временно отстраненных от принятия важных решений, но сохраняющих потенциальную возможность возвращения в большую политику);
  • политическая “смерть”.

Процесс вхождения человека во власть и последующие его перемещения рассматриваются на данном этапе исследования с точки зрения выявления политических и социальных сил, направляющих его политический рост. Целесообразно также отслеживать динамику политического развития лидера, выявлять в ней элементы цикличности и периодичности, особенности превращений и трансформаций в рамках отдельных циклов.

Ж. В оценке личности политического лидера а особенно его политической судьбы нельзя оставлять без внимания сферу иррационального и бессознательного.

Очевидно, что истоки далеко не всех политических предпочтений и мотивы не всех политических поступков осознаются и рационально рефлексируются политиками. Подготовленный эксперт в состоянии отследить определенную динамику изменения (роста или уменьшения) бессознательного в деятельности исследуемого политика за период с момента реального вхождения его во власть. При этом интерес может представлять как актуализация биографических (главным образом детских) бессознательных конфликтов и комплексов в реакциях политика на определенные события и ситуации, так и поведенческие стереотипы, свидетельствующие об оживлении в его психике архетипов коллективного бессознательного, вызванных присоединением к тому или иному " властному эгрегору".

1. Классическое видение иррациональной природы власти (по К.Г.Юнгу (20)), основывается на особой роли коллективного бессознательного, древних образов, кодов, в которых сконцентрирован и запечатлен опыт коллективных представлений - архетипов. Архетипические ситуации включают в себя рождение, достижение половой зрелости, ухаживание, половую связь, брак, смерть. Архетипических символов множество, они составляют материал мифологии, религии, сновидений, искусства и литературы. По Юнгу, популярность таких идей и страстность, с которой их многие исповедуют, объясняется их древней сакральной основой. В ряде случаев индивид действительно может усвоить и "подчинить" себе архетипические образы, став в результате “харизматичной личностью”.

Харизма - один из значимых аспектов политического руководства, характеризующийся активным проявлением и демонстрацией энергии, "пробуждающей" архетип. Это могут быть физические проявления, погружение в массовые эмоции и действия и т.д. По Юнгу, фактически каждый, кто получит возможность сознательного контакта со своим бессознательным и постигнет его природу, невольно оказывает влияние на свое окружение. Он зачаровывает и подавляет одновременно. Роль харизматичных лидеров особенно возрастает в периоды социальной нестабильности на переломных этапах истории.

2. Властный феномен в ряде случаев рассматривается через призму способности политика к убеждению и внушению своих идей массовой аудитории.

Прямой контакт политика с народом через простые аргументы, понятные слушателям, и невербальные послания (телесные, голосовые, по форме движения) создает чувство принадлежности к одному “мы”. Разделение на “мы” и “они” Б. Поршнев (16) считает более древним и первичным, чем “я” и “ты”. “Мы” - люди, “они” - не люди, имеется в виду “они” - звери, другой вид. А позже “мы” - свои, “они” - чужие. Внутренние сомнения человека, колебания при принятии любого (даже технического) решения - это процесс переживания, кто кому ближе, кто свой. Склонить чашу весов может лишь большая симпатия.

С этой точки зрения процесс убеждения человека или группы - это разборка того “частокола”, укрепления, которым человек защищается от внушения, и это процесс установления близости в разных “измерениях”. Здесь главный фактор - авторитет внушающего в глазах внушаемого. Он складывается из уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т.е. доверия. Безграничное доверие - это готовность принять абсурд. В этом контексте первая забота политика - стать как можно больше “своим”. Диапазон воздействия очень велик: от логической неопровержимости доказательств до тонких психологических нюансов создания ощущения общности и личного доверия, но оба полюса важны и тесно связаны.

К плохо осознаваемым моментам власти относится тот факт, что власть всегда ограничена некоторой общностью - за ее пределами лидер никакой власти не имеет или его власть сильно ограничена. Ибо, если это не так, то он - “не свой”. И еще - для функционирования власти, ее самовоспроизводства важны эпизоды неповиновения и неповинующиеся лица: они наделяются статусом чужих, врагов. Они как бы контрастируют власти, создают для нее фон. Степени доверия и недоверия к власти образуют постоянно меняющуюся психическую субстанцию внутренней жизни разных общностей. Недоверие к прежним авторитетам может быть силой, сплачивающей общность.

3. И все же, пожалуй, самое главное заключается в том, что общности можно внушить только то, что соответствует ее состоянию, к чему она готова, и в этом смысле лидер - раб общности. В этом случае на первый план выходит роль традиции во власти. Создание традиции обеспечивает механизм воспроизводства структуры власти в обществе, но она инерционна по своей природе и требует подчинения от самого лидера - укрепляя его власть, "питается" его авторитетом. Инерционность традиции обеспечивает, с другой стороны, значительную устойчивости власти даже независимо от ее эффективности. Можно совершить ряд грубых политических просчетов: вера в авторитет будет, уменьшаясь, сохраняться до некоторого момента, а потом, как бы застыв на определенном уровне, - держаться только по инерции. И только спустя определенное, порою весьма продолжительное время, может возникнуть четкое осознание большинством населения того факта, что конкретный политик уже не лидер, а обычный член социума (феномен сказочного " голого короля").

З. Медиа-пространство политического лидера. Коммуникационно-информационноеизмерение политического лидерства - дань особой значимости информационной сферы в политическом бытии современного общества. Оно характеризует то, какое политик создает вокруг себя информационное поле, каким образом с помощью СМИ проецирует его на социум и его отдельные группы, как реагирует сам на информационные потоки, как строит свою коммуникацию с различными профессиональными группами (журналистами, политиками, экспертами), насколько технологизирована его работа в информационной среде (использование специальных методик, PR-приемов).

Среди характеристик информационного поля политического деятеля, доступных наблюдению, декодированию и анализу, можно выделить следующие.

1. Медиа-потенциал лидера:

  • Способность влиять на политику конкретных СМИ, масштабы влияния, виды СМИ находящиеся в сфере влияния (особое внимание по степени влияния на социум уделяется электронным СМИ).
  • Способность влиять на социально-политическую ситуацию в стране с помощью использования современных медиа-технологий.
  • Количественная сравнительная оценка информационных потоков, включающих:

- активную позитивную составляющую, генерируемую по инициативе самого политика;
- активную негативную составляющую, порождаемую конкурентами и противниками;
- пассивную составляющую (как позитивную, так и негативную) как отклик "нейтральных" к политику сил.

  • Использование специальных информационных технологий, наличие признаков проведения информационных операций с синхронизированным во времени привлечением различных видов СМИ.

2. Целевая устремленность и ориентация информационной политики:

  • Политическая ориентация группировок СМИ используемых политиком, как косвенное подтверждение взаимодействия политика с силами, влияющими на политику данного сегмента масс-медиа.
  • Направленность информационной политики, как проявление политической ориентации.
  • Общая тональность информационного потока.
  • Образ лидера (медиа-имидж), формируемый подконтрольными СМИ.

3. Информационно-аналитический потенциал команды лидера:

  • Динамика информационного воздействия, интенсивность, степень его связи с процессами в обществе.
  • Качество информационных материалов: аналитичность, использование специальных приемов психологического воздействия на аудиторию, PR-приемов, наличие тонкой смысловой структуры в информационных посылках политика.
  • Использование лидером новых информационных технологий, предствленность в Интернет.

4. Информационно-коммуникативные характеристики личности:

  • Визуальный ряд (электронные СМИ): вербальные проявления (ораторские, интеллектуальный способности и т.п.); невербальные проявления (мимика, жесты и т.п.).
  • Реакция на информационное воздействие.
  • Форма участия в коммуникационных процессах: прямое (участие политика в прямом эфире в публичных дискуссиях, круглых столах и т.п.); опосредованное (публикации в прессе).
  • Соблюдение норм журналистской этики.

И. Лидер как политический “игрок”. В последние годы широкое распространение в философско-политологической мысли (и прежде всего под влиянием идей нидерландского историка и культуролога Й.Хейзинги (18)) получила точка зрения на политическую деятельность как на своеобразную “игру”, воспроизводимую на автономном “политическом поле” ограниченным числом участников, подчиненную собственным внутренним “правилам” и, в сущности, далекую от реального социально-исторического процесса, развертывающегося в стране.

Создается впечатление, что объективный исторический процесс в какой-то момент был “подменен” игровым: события и политические деятели перестали восприниматься всерьез, все больше напоминая антураж в тщательно продуманной игре. А значение, которое им повсеместно придавалось прежде, уступило место раздражению и скуке. На гребне развития политических игр в политику поколения функционеров, руководствующихся в своих действиях сугубо корпоративными “игровыми” нормами.

С политической игрой связывается и ощущение обратимости политических шагов, не мыслимое ранее в отношении исторических событий. Субъективизм и заидеологизированная поверхностность ряда политиков в оценке событий, ослабление ответственности за принимаемые решения, бесконечная повторяемость управленческих ошибок дополняют сюрреалистическую картину “политической сцены” с чередой непрерывно разыгрываемых знакомых сценариев.

В этой связи признаком глубины политического анализа лидера явилось бы приближение читателя к пониманию характера текущей политической “игры”, места и роли в ней исследуемого политика, его способности адаптироваться к игре и нарабатывать в ходе ее необходимые навыки, а также очерчивание контуров сил, способных сыграть роль “кукловода”.

Таким образом, макро-уровень политического лидерства определяется системными свойствами жизнедеятельности политика в социуме, его вписанностью в сферу культуро-гео-хроно-социополитики. Анализ этого уровня опирается главным образом на междисциплинарные исследования ситуационных, “внешних” по отношению к личности политика условий его деятельности. Из приведенного материала видно, что при построении политического портрета исследователь не может ограничиться использованием методического аппарата одной только политической психологии. Он призван интегрироватьв своей работе социально-исторический и политико-психологический подходы, более полно использовать методы прикладных наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.023 с.)