Ж. Руководящая команда политического лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж. Руководящая команда политического лидера



Социально-психологический анализ политика не мыслим вне контекста исследования его команды:короля, как известно, делает и"играет" свита.

Оценивая главенствующие цели и ценности политических лидеров, а также структурные особенности их руководящих команд, выделяют следующие типы команд: императивно-доминантный; императивно-нормативный; дескриптивно-креативный; ценностно-гармонизирующий; переходной (8; 14-22). Анализ эффективности руководящей команды предполагает оценку уровня компетентности ее участников, а также определение степени соответствия типа команды целям и характеру ее деятельности. Известно, что команды императивно-доминантного типа успешнее действуют в ситуациях жесткой политической борьбы, особенно на фоне общей социальной нестабильности переходного периода. В то время как в условиях стабильного общества с устоявшимися политическими традициями и зрелой политической культурой функцию государственного управления эффективнее осуществляют организации, структурированные по императивно-нормативному типу.

Важный психологический феномен жизнедеятельности руководящей команды состоит в том, что каждый из ее членов играет в ней по существу двойную роль: формальную и неформальную. Первая роль - чисто функциональная, вытекающая из самого содержания должностных обязанностей. Вторая роль – так называемая "роль в группе", менее заметна, однако именно она существенно значима для деятельности коллектива.

Выделяется восемь ролей, которые могут играть члены команды: "Председатель", "Оформитель решений", "Генератор идей (новичок со свежим взглядом)", "Советник (судья)", "Практик-организатор", "Разведчик ресурсов", "Душа группы", "Доводчик ". Вышеперечисленные роли включают в себя все необходимые компоненты совместной деятельности - познавательный, практический и коммуникативный. Реализация всех ролей важна для команды, не зависимо от того, насчитывает последняя восемь человек или нет. При этом распределение ролей в команде должно соответствовать индивидуальным особенностям ее участников.

Ролевой анализ команды призван определить:

  • Каковы неформальные роли членов руководящей команды политического лидера и насколько эффективно организовано внутригрупповое взаимодействие?
  • Соответствуют ли роли индивидуальным предпочтениям и социальным способностям участников команды? Кто из членов команды выполняет несвойственную ему, непосильную роль?
  • Социометрическую структуру группы. Особо выделить, кто из ее участников чувствует себя в ней неуютно?
  • Все ли роли в той или иной степени перекрыты участниками, какая функция отсутствует?
  • Основное внимание следует уделить "Председателю" и "Генератору идей". Соответствуют ли их интеллект и квалификация уровню предъявляемых им требований?
  • Есть ли в команде члены, выполняющие деструктивную роль? Из каких побуждений - внутренних (личностные проблемы, психологическая несовместимость с целями группы и т. п.) или внешних (заангажированность внешними, конкурентными группе силами), они это делают?

З. Способы оказания целенаправленного влияния на электорат.

Существенной характеристикой лидера является возможность сознательно оказыватьвлияниена широкие слои избирателей, а также имеющийся в его распоряжении набор средств осуществления такого влияния. Под влиянием (в контексте реализации власти) подразумевается формирование у потенциальных избирателей нужных политику взглядов путем целенаправленного информационно-пропагандистского и психологического воздействия.

Исследуя основные направления и средства влияния политического лидера на электорат, следует отмечать:

  • Наличие в арсенале пропагандистского аппарата политика новейших психотехнологий обработки общественного мнения.
  • Приемы и средства психологической борьбы с политическими оппонентами.
  • Публичный имидж политика, его соответствие вкусам и идеальным представлениям электората, а также динамику изменения имиджа.
  • Символическую и эмоциональную нагруженность пропагандистских образов.
  • Тотальность воздействия.
  • Интенсивность воздействия, постоянство и настойчивость, с которой оно проводится.

Естественно, что ничего из этого диапазона не должно оказаться вне пристального внимания аналитика-психолога, понимающего содержательную ценность подобных вербальных и невербальных посланий. С другой стороны, представляется важным определить внушаемость самого политика (в том числе и самовнушаемость) в коммуникации: характер, источники и каналы подачи информации, воспринимаемой политиком некритично.

Таким образом, микро-уровень политического портрета предусматривает анализ личности политического лидера, его деятельности и команды с точки зрения их соответствия требованиям конкретной политической ситуации, направленности и масштабам решаемых страной задач, а также условиям и характеру современной мировой политической практики.

Методические вопросы политического портретирования

1. Систематическое наблюдение как целенаправленное, специальным образом организованное изучение поведения политика в настоящее время остается основным средством формирования адекватного представления о политическом субъекте. Организация систематического наблюдения включает в себя использование карт наблюдения, позволяющих определять интересующие характеристики политика в различных условиях.

Для оптимизации наблюдения рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • наблюдать за поведением политика достаточно длительное время;
  • при наблюдении пользоваться общепринятым перечнем поведенческих проявлений, характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера;
  • наблюдать поведение, свойственное тем или иным чертам личности, а не сами черты личности (например, наблюдать речевые, мимические, пантомимические реакции тревожности, а не тревожность как свойство личности);
  • задействовать нескольких наблюдателей (экспертных групп) для вынесения качественной оценки по тому или иному политику.

2. Речь политика - источник ценной информации о нем, в частности:

  • Для оценки интеллектуального уровня отмечается умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны слушателю, делать паузы для обдумывания, способность вести диалог и т.д.
  • Об общей культуре человека может многое сказать выразительность его речи, а также разнообразие используемых языковых средств.
  • С психофизиологической стороны отмечаются скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотно-высотные свойства речи и различные виды модуляции. В настоящее время существует ряд интересных методик, связывающих эти характеристики с эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом и характерологическими особенностями.
  • Семантический анализ речи политика предполагает использование методов вычленения мотивов и смысловой конденсации в исследовании публичных выступлений.

3. Эффективным средством анализа текстов политического деятеля является метод семантического дифференциала Ч.Осгуда, модифицированный В. Ф. Петренко (12, 13) для исследования данной содержательной области. Он основывается на коррелированности ряда характеристик, позволяющей выделить интегральный фактор “доброжелательный динамизм” в оппозиции к “злобному бессилию” (12; 53-57).

4. Особая роль в составлении политического портрета отводится биографическому исследованию. К основным его направлениям относятся:

  • Объективные данные (дата и место рождения, национальность, вероисповедание, семейное положение, образование и др.).
  • Детское прошлое (семья: социальный статус и национально-культурные особенности семьи; характер каждого из родителей; их взаимоотношения между собой; психологическая атмосфера, царившая в семье; наличие братьев и сестер и отношения изучаемого человека с ними; другие, значимые в детстве люди; детское окружение и т.д.).
  • Важнейшие решения, принятые в жизни самостоятельно (выбор учебного заведения, профессии, спутника жизни, места жительства и т.д.).
  • Основные этапы деятельности до начала занятия политикой, успехи и неудачи.
  • Вехи политической биографии (участие в акциях общественной мобилизации, в деятельности политических объединений, выдвижение в органы представительной власти различного уровня, иные формы политической активности).
  • Публичные политические выступления, публикаций в средствах массовой информации.
  • "Теневая" политическая деятельность (экспертная оценка участия в "кулуарных" политических переговорах и консультациях, в инициировании акций, событий федерального и регионального уровня значимости).
  • Политические контакты международного уровня (участие в деятельности международных политических объединений, контакты с влиятельными политиками и общественными деятелями зарубежных стран и т.п.).

5. Анализ значимых поступков политика, по возможности, должен проводиться параллельно в актуальном и биографическом контексте:

  • факты индивидуальной истории должны исследоваться в свете их соответствия особенностям политического момента, значимости для развития политической ситуации в стране, регионе или в рамках конкретной социальной группы;
  • прошлое политика целесообразно изучать с опорой на его настоящее. Интерес представляет лишь то прошлое политического лидера, которое присутствует в его настоящем (образе действий, поведении и связях) и которое может быть, с известной долей осторожности, использовано в прогнозах его политического будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.007 с.)