Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждаю Первый проректор УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» __________________Ю.П. Бондарь «»______________2012 г. СОВРЕМЕННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Учебная программа для специальностей факультета музыкального искусства
Минск 2012 А.С. Мартысевич, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Рецензенты П.В. Барковский, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета. М.А. Коденев, старший преподаватель кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Вступление Целью спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» является формирование у студентов системных знаний о многосторонних взаимосвязях развития техники и современного искусства. Искусство, наука и техника выступают одними из важнейших сфер взаимодействия человека и мира, а также познания человеком себя, мира и своего места в мире. Развитие науки и техники приводят к существенным преобразованиям социального пространства. Искусство, в свою очередь, как образное осмысление действительности чутко реагирует на социальные преобразования. Так, превращение в середине ХХ века науки в главный фактор производства неизбежно приводит к ускорению появления и распространения технических изобретений, что, с одной стороны, влияет на развитие и трансформацию искусства непосредственно, через внедрение новых инструментов для творческого самовыражения человека, а с другой стороны, опосредованно, через влияние на социальную действительность, осмысляемую при помощи искусства. Спецкурс «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» раскрывает основные философские подходы к вопросу о соотношении техники и искусства, позволяет увидеть связь научно-технического прогресса как с появлением новых видов искусства, так и с трансформацией традиционных видов искусства. Вместе с тем, одной из целей спецкурса является и стремление спровоцировать интеллектуальное соучастие студентов в размышлениях над проблемами современной культурной ситуации. В результате изучения спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» студенты должны знать: - основные философские концепции осмысления искусства в техногенном мире; - характерные черты современного искусства; - основные изменения традиционных видов искусства под воздействием развития науки и техники; - характерные черты новых видов искусства, сформированных в эпоху научно-технического прогресса; - способы влияния искусства на научно-технический прогресс. Студенты должны уметь: - отличать произведения искусства эпохи постмодерна от произведений искусства эпохи модерна; - применять философские концепции современного искусства в ходе анализа конкретных произведений искусства; - анализировать роль технических средств в создании произведений искусства; - обосновывать собственные эстетические предпочтения в современном искусстве. Студенты должны приобрести навыки полемики по вопросам, касающимся произведений современного искусства. Формой контроля знания в рамках данного спецкурса является зачет.
Тематический план
Содержание курса Тема 1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве. Основные понятия курса: научно-технический прогресс как единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; научно-техническая революции как коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в основной фактор производства (2-ая пол. ХХ в.); современное искусство как совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Основные философские концепции осмысления техники и научно-технического прогресса. Зарождение понятия технэ в Древней Греции. Место технэ в иерархии способов познания по Аристотелю. Понятие техники в концепциях Х. Ортега-и-Гассета и М. Хайдеггера. Вопрос о «первопричинах» возникновения техники. Теория возникновения техники К. Леви-Стросса. Общее и особенное в биологической и технологической эволюции по С. Лему («Сумма технологии»). Этапы развития техники по Х. Ортега-и-Гассету: техника случая, техника ремесла и техника человека-техника. Концепция технологического детерминизма (на примере периодизации культуры, предложенной М. Мид). Концепции техницизма (формула развития культуры Л. Уайта, концепция технократии Дж. Бернхейма и др.) и антитехницизма (концепции Н. Бердяева, О. Шпенглера и др.) как варианты теории технологического детерминизма и место искусства в них. Попытки снять антитезу техницизма и антитехницизма (С. Лем, М. Хайдеггер). Осмысление современной техногенной культуры. Современный человек как «бог на костылях» (З. Фрейд). Феномен техногенной культуры как культуры мужского типа с точки зрения М. Хоркхаймера и Т. Адорно. Краткая история развития современного искусства. Основные характеристики современного искусства. Современное искусство как искусство в ситуации «пост». Связь современного искусства с философией постмодернизма. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина. Тиражирование произведения искусства как «клонирование» и разрушение подлинности. Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература (А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий, А. Азимов и др.). Жанр научной фантастики в кинематографе («Солярис», реж. А. Тарковский; «Шестой день», реж. Р. Споттисвуд; «Близкие контакты третьей степени» реж. С. Спилберг и др.).
План семинарских занятий Семинар 1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве Текст для обсуждения: · Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993. Темы для индивидуальных докладов:
Вопрос для дискуссии: Концепция техницизма VS концепция антитехницизма. Семинар 4. Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна Текст для обсуждения:
Темы для индивидуальных докладов:
Тема для обсуждения: Город VS деревня, «городское» искусство VS «деревенское» искусство. Семинар 5. Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе Текст для обсуждения:
Тема для обсуждения: «Хазарский словарь» М. Павича: новые формы литературы в информационном обществе. Темы для индивидуальных докладов:
Вопрос для дискуссии:
КСР к теме № 2 «Музыкальное искусство и научно-технический прогресс» На выбор:
Источник: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. – Гл. 4. Высказывания философов о музыке. http://yanko.lib.ru/books/music/mus-aeth--west-mid-r.htm.
Список вопросов к зачету 1. Научно-технический прогресс и современное искусство: основные точки соприкосновения. 2. Понятие «технэ». Периодизация развития техники. 3. Концепции техницизма и антитехницизма и место искусства в них. 4. Техника и культура в концепции О. Шпенглера. 5. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина. 6. Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература и кино. 7. Оппозиция естественного и искусственного в осмыслении музыкального искусства в философии. 8. Роль техники в современном музыкальном искусстве. 9. Современное и «народное» музыкальное искусство: сравнительный анализ. 10. «Поэтизация» звучаний техно-мира Г. Эймертом, Э. Сати, А. Онеггером и др. 11. История возникновения кинематографа и фотографии. 12. Место кинематографии среди других искусств. 13. Фотография как вид искусства: за и против. 14. С. Зонтаг о природе фотографии и кино. 15. Философия фотографии Р. Барта. 16. Урбанизация как культурный феномен. 17. Городское пространство и городское время. 18. Граффити и пост-граффити как феномен городского искусства. 19. Эволюция эстетических критериев к архитектурному зданию. 20. К. Александер и новое искусство городского дизайна. 21. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества. 22. Теория информационного общества как развитие концепции постиндустриализма. 23. Традиционное искусство в интернете и его изменение под влиянием интернета. 24. Сетевое искусство. 25. Понятия «Демо-дизайн» и «демо-сцена». 26. Массовое и элитарное искусство. 27. Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора. 28. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы». 29. Телевидение: конструирование реальности на телеэкране. 30. Феномен моды и индустрия эстетического. Список литературы:
Утверждаю Первый проректор УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» __________________Ю.П. Бондарь «»______________2012 г. СОВРЕМЕННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Учебная программа для специальностей факультета музыкального искусства
Минск 2012 А.С. Мартысевич, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Рецензенты П.В. Барковский, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета. М.А. Коденев, старший преподаватель кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Вступление Целью спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» является формирование у студентов системных знаний о многосторонних взаимосвязях развития техники и современного искусства. Искусство, наука и техника выступают одними из важнейших сфер взаимодействия человека и мира, а также познания человеком себя, мира и своего места в мире. Развитие науки и техники приводят к существенным преобразованиям социального пространства. Искусство, в свою очередь, как образное осмысление действительности чутко реагирует на социальные преобразования. Так, превращение в середине ХХ века науки в главный фактор производства неизбежно приводит к ускорению появления и распространения технических изобретений, что, с одной стороны, влияет на развитие и трансформацию искусства непосредственно, через внедрение новых инструментов для творческого самовыражения человека, а с другой стороны, опосредованно, через влияние на социальную действительность, осмысляемую при помощи искусства. Спецкурс «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» раскрывает основные философские подходы к вопросу о соотношении техники и искусства, позволяет увидеть связь научно-технического прогресса как с появлением новых видов искусства, так и с трансформацией традиционных видов искусства. Вместе с тем, одной из целей спецкурса является и стремление спровоцировать интеллектуальное соучастие студентов в размышлениях над проблемами современной культурной ситуации. В результате изучения спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» студенты должны знать: - основные философские концепции осмысления искусства в техногенном мире; - характерные черты современного искусства; - основные изменения традиционных видов искусства под воздействием развития науки и техники; - характерные черты новых видов искусства, сформированных в эпоху научно-технического прогресса; - способы влияния искусства на научно-технический прогресс. Студенты должны уметь: - отличать произведения искусства эпохи постмодерна от произведений искусства эпохи модерна; - применять философские концепции современного искусства в ходе анализа конкретных произведений искусства; - анализировать роль технических средств в создании произведений искусства; - обосновывать собственные эстетические предпочтения в современном искусстве. Студенты должны приобрести навыки полемики по вопросам, касающимся произведений современного искусства. Формой контроля знания в рамках данного спецкурса является зачет.
Тематический план
Содержание курса
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.013 с.) |