Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства

Поиск

Утверждаю

Первый проректор

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

__________________Ю.П. Бондарь

«»______________2012 г.


СОВРЕМЕННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Учебная программа

для специальностей факультета музыкального искусства

 

Минск 2012
Разработал

А.С. Мартысевич, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств.

 

 

Рецензенты

П.В. Барковский, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета.

М.А. Коденев, старший преподаватель кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств.

 

 

Вступление

Целью спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» является формирование у студентов системных знаний о многосторонних взаимосвязях развития техники и современного искусства. Искусство, наука и техника выступают одними из важнейших сфер взаимодействия человека и мира, а также познания человеком себя, мира и своего места в мире. Развитие науки и техники приводят к существенным преобразованиям социального пространства. Искусство, в свою очередь, как образное осмысление действительности чутко реагирует на социальные преобразования. Так, превращение в середине ХХ века науки в главный фактор производства неизбежно приводит к ускорению появления и распространения технических изобретений, что, с одной стороны, влияет на развитие и трансформацию искусства непосредственно, через внедрение новых инструментов для творческого самовыражения человека, а с другой стороны, опосредованно, через влияние на социальную действительность, осмысляемую при помощи искусства. Спецкурс «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» раскрывает основные философские подходы к вопросу о соотношении техники и искусства, позволяет увидеть связь научно-технического прогресса как с появлением новых видов искусства, так и с трансформацией традиционных видов искусства. Вместе с тем, одной из целей спецкурса является и стремление спровоцировать интеллектуальное соучастие студентов в размышлениях над проблемами современной культурной ситуации.

В результате изучения спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» студенты должны знать:

- основные философские концепции осмысления искусства в техногенном мире;

- характерные черты современного искусства;

- основные изменения традиционных видов искусства под воздействием развития науки и техники;

- характерные черты новых видов искусства, сформированных в эпоху научно-технического прогресса;

- способы влияния искусства на научно-технический прогресс.

Студенты должны уметь:

- отличать произведения искусства эпохи постмодерна от произведений искусства эпохи модерна;

- применять философские концепции современного искусства в ходе анализа конкретных произведений искусства;

- анализировать роль технических средств в создании произведений искусства;

- обосновывать собственные эстетические предпочтения в современном искусстве.

Студенты должны приобрести навыки полемики по вопросам, касающимся произведений современного искусства.

Формой контроля знания в рамках данного спецкурса является зачет.

 


Тематический план

 

 

№ п/п Тема Количество часов
лекц. сем. КСР
1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве.      
2. Музыкальное искусство и научно-технический прогресс.   2(4)  
3. Кинематограф, мультипликация, фотография: новые способы визуальной концептуализации реальности.   2(4)  
  Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна.      
  Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе.      
  Феномен массовой культуры и искусство: причины и последствия.   2(4)  
Всего   12(18)  

Содержание курса

Тема 1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве.

Основные понятия курса: научно-технический прогресс как единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; научно-техническая революции как коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в основной фактор производства (2-ая пол. ХХ в.); современное искусство как совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века.

Основные философские концепции осмысления техники и научно-технического прогресса. Зарождение понятия технэ в Древней Греции. Место технэ в иерархии способов познания по Аристотелю. Понятие техники в концепциях Х. Ортега-и-Гассета и М. Хайдеггера. Вопрос о «первопричинах» возникновения техники. Теория возникновения техники К. Леви-Стросса. Общее и особенное в биологической и технологической эволюции по С. Лему («Сумма технологии»). Этапы развития техники по Х. Ортега-и-Гассету: техника случая, техника ремесла и техника человека-техника. Концепция технологического детерминизма (на примере периодизации культуры, предложенной М. Мид). Концепции техницизма (формула развития культуры Л. Уайта, концепция технократии Дж. Бернхейма и др.) и антитехницизма (концепции Н. Бердяева, О. Шпенглера и др.) как варианты теории технологического детерминизма и место искусства в них. Попытки снять антитезу техницизма и антитехницизма (С. Лем, М. Хайдеггер). Осмысление современной техногенной культуры. Современный человек как «бог на костылях» (З. Фрейд). Феномен техногенной культуры как культуры мужского типа с точки зрения М. Хоркхаймера и Т. Адорно.

Краткая история развития современного искусства. Основные характеристики современного искусства. Современное искусство как искусство в ситуации «пост». Связь современного искусства с философией постмодернизма. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина. Тиражирование произведения искусства как «клонирование» и разрушение подлинности.

Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература (А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий, А. Азимов и др.). Жанр научной фантастики в кинематографе («Солярис», реж. А. Тарковский; «Шестой день», реж. Р. Споттисвуд; «Близкие контакты третьей степени» реж. С. Спилберг и др.).

 

 

План семинарских занятий

Семинар 1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве

Текст для обсуждения:

· Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Понятие техники в работах древнегреческих философов.
  2. Современная философия техники.
  3. Варианты осмысления НТП в современном искусстве.

Вопрос для дискуссии:

Концепция техницизма VS концепция антитехницизма.

Семинар 4. Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна

Текст для обсуждения:

  • «Город без происшествий» О. Генри.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Феномен индустриализации.
  2. Феномен урбанизации.
  3. Трансформации искусства под воздействием урбанизации.

Тема для обсуждения:

Город VS деревня, «городское» искусство VS «деревенское» искусство.

Семинар 5. Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе

Текст для обсуждения:

  • Павич М. Хазарский словарь. – СПб.: Азбука, 1997.

Тема для обсуждения: «Хазарский словарь» М. Павича: новые формы литературы в информационном обществе.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.
  2. Транспарентность как свойство информационного общества.
  3. Традиционное искусство в интернете.
  4. Сетевое искусство.

Вопрос для дискуссии:

  1. Искусство в информационном обществе: смерть искусства или новая жизнь?

 

 

КСР

к теме № 2 «Музыкальное искусство и научно-технический прогресс»

На выбор:

  • Подготовка эссе на тему «Роль научно-технического прогресса в музыкальном искусстве».
  • Подготовка комментария к одному из высказываний средневековых философов о музыке. Комментарий должен включать интерпретацию высказывания и осмысление степени актуальности высказывания для современного музыкального искусства.

Источник: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. – Гл. 4. Высказывания философов о музыке. http://yanko.lib.ru/books/music/mus-aeth--west-mid-r.htm.

  • Реферат одной из глав (на выбор) книги Т. Адорно «Философия новой музыки». http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php либо одной из глав книги Т. Адорно «Избранное: социология музыки» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.

Список вопросов к зачету

1. Научно-технический прогресс и современное искусство: основные точки соприкосновения.

2. Понятие «технэ». Периодизация развития техники.

3. Концепции техницизма и антитехницизма и место искусства в них.

4. Техника и культура в концепции О. Шпенглера.

5. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина.

6. Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература и кино.

7. Оппозиция естественного и искусственного в осмыслении музыкального искусства в философии.

8. Роль техники в современном музыкальном искусстве.

9. Современное и «народное» музыкальное искусство: сравнительный анализ.

10. «Поэтизация» звучаний техно-мира Г. Эймертом, Э. Сати, А. Онеггером и др.

11. История возникновения кинематографа и фотографии.

12. Место кинематографии среди других искусств.

13. Фотография как вид искусства: за и против.

14. С. Зонтаг о природе фотографии и кино.

15. Философия фотографии Р. Барта.

16. Урбанизация как культурный феномен.

17. Городское пространство и городское время.

18. Граффити и пост-граффити как феномен городского искусства.

19. Эволюция эстетических критериев к архитектурному зданию.

20. К. Александер и новое искусство городского дизайна.

21. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.

22. Теория информационного общества как развитие концепции постиндустриализма.

23. Традиционное искусство в интернете и его изменение под влиянием интернета.

24. Сетевое искусство.

25. Понятия «Демо-дизайн» и «демо-сцена».

26. Массовое и элитарное искусство.

27. Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора.

28. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы».

29. Телевидение: конструирование реальности на телеэкране.

30. Феномен моды и индустрия эстетического.

Список литературы:

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.
  2. Адорно Т.В. Moments musicaux=Музыкальные моменты. Статьи 1928–1962 гг. М., 1988.
  3. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.
  4. Адорно Т.В. Философия новой музыки. пер. с нем. М.: Логос, 2001. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php.
  5. Афасижев М.Н. Эстетические потребности масс и форма их реализации в современных условиях / Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
  6. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
  7. Барт Р. Мифологии. М., 1996.
  8. Барт Р. Семиология и градостроительство / Современная архитектура, 1971, № 1.
  9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999.
  10. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.
  11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Париж, столица девятнадцатого столетия / Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  12. Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени: эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.
  13. Блюменберг Х. Жизненный мир и «технизация» с точки зрения феноменолога // Вопросы философии, 1993, №10. С. 69–92.
  14. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С.И. Зенкина. М.: Рудомино, 1995.
  15. Гайденко П.П. Научная рациональность на исходе ХХ века // Вопросы философии, 1991, № 6.
  16. Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М.: Прогресс, 1987.
  17. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношения с природной средой. М., 1995.
  18. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.
  19. Делез Ж. Общества контроля // Филососфско-культурологический журнал «Z», №1, М., 1999.
  20. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.
  21. Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии, сост. В. Стигнеев, А. Липков. М.: Планета, 1998.
  22. Каган М.C. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. СПб, 1992.
  23. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. №10. С. 93–122.
  24. Коган Л.Б. Городская культура и пространство: проблема «центральности» // Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М., 1976.
  25. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М.: Либроком, 2009.
  26. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М.,1989.
  27. Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2006.
  28. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.,1996.
  29. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.
  30. Мамфорд Л. Истоки урбанизации. Появление города // Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982.
  31. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  32. Марков Б.В. Город и дух; дискурсивное и недискурсивное в истории культуры // История философии: методы исследования. М.,1996
  33. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994.
  34. Митчем К. Что такое философия техники? М.: А-Пресс, 1995.
  35. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005.
  36. Новые аудиовизуальные технологии. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М., 2005.
  37. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 32–68.
  38. Подорога В.А. Феномен города и философия истории XIX столетия // Историко-философский ежегодник. М., 1990.
  39. Попов Е.В. Идейное содержание и проблемы западногерманской философии техники // Вопросы философии. 1985. № 12. С. 122–130.
  40. Рапп Ф. Направления развития философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. №2. С. 60–63.
  41. Рело Фр. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885.
  42. Розин В.М. Философия техники и культурно-историческая реконструкция развития техники // Вопросы философии. 1996. №3.
  43. Сколимовски Х. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  44. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
  45. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121–132.
  46. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993.
  47. Философия техники: история и современность. М.,1997.
  48. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.
  49. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность. М.,1991.
  50. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд.3. М., 2012.
  51. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966.
  52. Шпенглер О. Человек и техника / Культурология XX век. М., 1995. С.454–492.
  53. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2002.
  54. Ямпольский М. Видимый мир. М., 1993.
  55. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
  56. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., Политиздат, 1991. С. 28–286.
  57. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
  58. Тоффлер, Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
  59. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  60. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  61. Фуко M. Надзирать и наказывать. M.: Ad Marginem, 1999.
  62. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Директ-Медиа, 2007.
  63. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Избр. труды. М., 1997.
  64. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009.
  65. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс / Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997. С. 149–209.
  66. Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.
  67. Alexander K. The nature of order. An essay on the art of building and the nature of the Universe. California: The center for environmental structure, 2002.
  68. Jones E. Creating new forms: art, technology, and the imagination / Agora. 2011. № 20. http://www.agorajournal.org/2011/Jones.pdf.

 

Утверждаю

Первый проректор

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

__________________Ю.П. Бондарь

«»______________2012 г.


СОВРЕМЕННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Учебная программа

для специальностей факультета музыкального искусства

 

Минск 2012
Разработал

А.С. Мартысевич, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств.

 

 

Рецензенты

П.В. Барковский, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета.

М.А. Коденев, старший преподаватель кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств.

 

 

Вступление

Целью спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» является формирование у студентов системных знаний о многосторонних взаимосвязях развития техники и современного искусства. Искусство, наука и техника выступают одними из важнейших сфер взаимодействия человека и мира, а также познания человеком себя, мира и своего места в мире. Развитие науки и техники приводят к существенным преобразованиям социального пространства. Искусство, в свою очередь, как образное осмысление действительности чутко реагирует на социальные преобразования. Так, превращение в середине ХХ века науки в главный фактор производства неизбежно приводит к ускорению появления и распространения технических изобретений, что, с одной стороны, влияет на развитие и трансформацию искусства непосредственно, через внедрение новых инструментов для творческого самовыражения человека, а с другой стороны, опосредованно, через влияние на социальную действительность, осмысляемую при помощи искусства. Спецкурс «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» раскрывает основные философские подходы к вопросу о соотношении техники и искусства, позволяет увидеть связь научно-технического прогресса как с появлением новых видов искусства, так и с трансформацией традиционных видов искусства. Вместе с тем, одной из целей спецкурса является и стремление спровоцировать интеллектуальное соучастие студентов в размышлениях над проблемами современной культурной ситуации.

В результате изучения спецкурса «Современный научно-технический прогресс и проблемы современного искусства» студенты должны знать:

- основные философские концепции осмысления искусства в техногенном мире;

- характерные черты современного искусства;

- основные изменения традиционных видов искусства под воздействием развития науки и техники;

- характерные черты новых видов искусства, сформированных в эпоху научно-технического прогресса;

- способы влияния искусства на научно-технический прогресс.

Студенты должны уметь:

- отличать произведения искусства эпохи постмодерна от произведений искусства эпохи модерна;

- применять философские концепции современного искусства в ходе анализа конкретных произведений искусства;

- анализировать роль технических средств в создании произведений искусства;

- обосновывать собственные эстетические предпочтения в современном искусстве.

Студенты должны приобрести навыки полемики по вопросам, касающимся произведений современного искусства.

Формой контроля знания в рамках данного спецкурса является зачет.

 


Тематический план

 

 

№ п/п Тема Количество часов
лекц. сем. КСР
1. Основные программы осмысления искусства в техногенном мире. Осмысление НТП в современном искусстве.      
2. Музыкальное искусство и научно-технический прогресс.   2(4)  
3. Кинематограф, мультипликация, фотография: новые способы визуальной концептуализации реальности.   2(4)  
  Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна.      
  Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе.      
  Феномен массовой культуры и искусство: причины и последствия.   2(4)  
Всего   12(18)  

Содержание курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.013 с.)