Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Семинар 2. Музыкальное искусство и научно-технический прогресс
Похожие статьи вашей тематики
Текст для обсуждения на выбор:
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005.
- Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.
Темы для индивидуальных докладов:
- История изобретения электронных музыкальных инструментов.
- Трансформации современного музыкального искусства под воздействием научно-технического прогресса.
Вопрос для обсуждения:
Положительное и отрицательное влияние развития технических устройств в сфере музыкального искусства.
Семинар 3. Кинематограф, мультипликация, фотография: новые способы визуальной концептуализации реальности
Тексты для обсуждения на выбор:
- Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии, сост. В. Стигнеев, А. Липков. – М.: Планета, 1998.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Париж, столица девятнадцатого столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
Темы для индивидуальных докладов:
- Искусство кино и мультипликации в ряду других искусств.
- Понятия жанрового и авторского фильмов.
- Феномен культового фильма.
Вопросы для дискуссии:
- Кинематограф и «путь к светлому будущему»: за и против. Обсуждение фильма «Человек с бульвара Капуцинов» (реж. А.Сурикова).
- Фотография как вид искусства: за и против.
Семинар 4. Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна
Текст для обсуждения:
- «Город без происшествий» О. Генри.
Темы для индивидуальных докладов:
- Феномен индустриализации.
- Феномен урбанизации.
- Трансформации искусства под воздействием урбанизации.
Тема для обсуждения:
Город VS деревня, «городское» искусство VS «деревенское» искусство.
Семинар 5. Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе
Текст для обсуждения:
- Павич М. Хазарский словарь. – СПб.: Азбука, 1997.
Тема для обсуждения: «Хазарский словарь» М. Павича: новые формы литературы в информационном обществе.
Темы для индивидуальных докладов:
- Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.
- Транспарентность как свойство информационного общества.
- Традиционное искусство в интернете.
- Сетевое искусство.
Вопрос для дискуссии:
- Искусство в информационном обществе: смерть искусства или новая жизнь?
Семинар 6. Феномен массовой культуры и искусство: причины и последствия.
Текст для обсуждения на выбор:
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Директ-Медиа, 2007.
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2009.
- Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс / Диалектика просвещения: Философские фрагменты. – М.: Медиум, 1997. – С. 149–209.
Вопросы для индивидуальных сообщений:
- Основные черты массового искусства.
- Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы».
- Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора.
Вопросы для дискуссии:
- Конструирование реальности на телеэкране. Сериальная культура.
- Массовое общество и массовое искусство: плюсы и минусы.
КСР
к теме № 2 «Музыкальное искусство и научно-технический прогресс»
На выбор:
- Подготовка эссе на тему «Роль научно-технического прогресса в музыкальном искусстве».
- Подготовка комментария к одному из высказываний средневековых философов о музыке. Комментарий должен включать интерпретацию высказывания и осмысление степени актуальности высказывания для современного музыкального искусства.
Источник: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. – Гл. 4. Высказывания философов о музыке. http://yanko.lib.ru/books/music/mus-aeth--west-mid-r.htm.
- Реферат одной из глав (на выбор) книги Т. Адорно «Философия новой музыки». http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php либо одной из глав книги Т. Адорно «Избранное: социология музыки» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.
Список вопросов к зачету
1. Научно-технический прогресс и современное искусство: основные точки соприкосновения.
2. Понятие «технэ». Периодизация развития техники.
3. Концепции техницизма и антитехницизма и место искусства в них.
4. Техника и культура в концепции О. Шпенглера.
5. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина.
6. Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература и кино.
7. Оппозиция естественного и искусственного в осмыслении музыкального искусства в философии.
8. Роль техники в современном музыкальном искусстве.
9. Современное и «народное» музыкальное искусство: сравнительный анализ.
10. «Поэтизация» звучаний техно-мира Г. Эймертом, Э. Сати, А. Онеггером и др.
11. История возникновения кинематографа и фотографии.
12. Место кинематографии среди других искусств.
13. Фотография как вид искусства: за и против.
14. С. Зонтаг о природе фотографии и кино.
15. Философия фотографии Р. Барта.
16. Урбанизация как культурный феномен.
17. Городское пространство и городское время.
18. Граффити и пост-граффити как феномен городского искусства.
19. Эволюция эстетических критериев к архитектурному зданию.
20. К. Александер и новое искусство городского дизайна.
21. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.
22. Теория информационного общества как развитие концепции постиндустриализма.
23. Традиционное искусство в интернете и его изменение под влиянием интернета.
24. Сетевое искусство.
25. Понятия «Демо-дизайн» и «демо-сцена».
26. Массовое и элитарное искусство.
27. Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора.
28. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы».
29. Телевидение: конструирование реальности на телеэкране.
30. Феномен моды и индустрия эстетического.
Список литературы:
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.
- Адорно Т.В. Moments musicaux=Музыкальные моменты. Статьи 1928–1962 гг. М., 1988.
- Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.
- Адорно Т.В. Философия новой музыки. пер. с нем. М.: Логос, 2001. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php.
- Афасижев М.Н. Эстетические потребности масс и форма их реализации в современных условиях / Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
- Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
- Барт Р. Мифологии. М., 1996.
- Барт Р. Семиология и градостроительство / Современная архитектура, 1971, № 1.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999.
- Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Париж, столица девятнадцатого столетия / Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
- Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени: эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.
- Блюменберг Х. Жизненный мир и «технизация» с точки зрения феноменолога // Вопросы философии, 1993, №10. С. 69–92.
- Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С.И. Зенкина. М.: Рудомино, 1995.
- Гайденко П.П. Научная рациональность на исходе ХХ века // Вопросы философии, 1991, № 6.
- Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М.: Прогресс, 1987.
- Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношения с природной средой. М., 1995.
- Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.
- Делез Ж. Общества контроля // Филососфско-культурологический журнал «Z», №1, М., 1999.
- Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.
- Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии, сост. В. Стигнеев, А. Липков. М.: Планета, 1998.
- Каган М.C. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. СПб, 1992.
- Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. №10. С. 93–122.
- Коган Л.Б. Городская культура и пространство: проблема «центральности» // Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М., 1976.
- Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М.: Либроком, 2009.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М.,1989.
- Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2006.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. М.,1996.
- Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.
- Мамфорд Л. Истоки урбанизации. Появление города // Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982.
- Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Марков Б.В. Город и дух; дискурсивное и недискурсивное в истории культуры // История философии: методы исследования. М.,1996
- Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994.
- Митчем К. Что такое философия техники? М.: А-Пресс, 1995.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005.
- Новые аудиовизуальные технологии. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М., 2005.
- Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 32–68.
- Подорога В.А. Феномен города и философия истории XIX столетия // Историко-философский ежегодник. М., 1990.
- Попов Е.В. Идейное содержание и проблемы западногерманской философии техники // Вопросы философии. 1985. № 12. С. 122–130.
- Рапп Ф. Направления развития философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. №2. С. 60–63.
- Рело Фр. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885.
- Розин В.М. Философия техники и культурно-историческая реконструкция развития техники // Вопросы философии. 1996. №3.
- Сколимовски Х. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
- Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121–132.
- Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993.
- Философия техники: история и современность. М.,1997.
- Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.
- Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность. М.,1991.
- Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд.3. М., 2012.
- Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966.
- Шпенглер О. Человек и техника / Культурология XX век. М., 1995. С.454–492.
- Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2002.
- Ямпольский М. Видимый мир. М., 1993.
- Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., Политиздат, 1991. С. 28–286.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
- Тоффлер, Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Фуко M. Надзирать и наказывать. M.: Ad Marginem, 1999.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Директ-Медиа, 2007.
- Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Избр. труды. М., 1997.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс / Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997. С. 149–209.
- Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.
- Alexander K. The nature of order. An essay on the art of building and the nature of the Universe. California: The center for environmental structure, 2002.
- Jones E. Creating new forms: art, technology, and the imagination / Agora. 2011. № 20. http://www.agorajournal.org/2011/Jones.pdf.
|