Семинар 2. Музыкальное искусство и научно-технический прогресс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. Музыкальное искусство и научно-технический прогресс



Текст для обсуждения на выбор:

  • Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005.
  • Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. История изобретения электронных музыкальных инструментов.
  2. Трансформации современного музыкального искусства под воздействием научно-технического прогресса.

Вопрос для обсуждения:

Положительное и отрицательное влияние развития технических устройств в сфере музыкального искусства.

Семинар 3. Кинематограф, мультипликация, фотография: новые способы визуальной концептуализации реальности

Тексты для обсуждения на выбор:

  • Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии, сост. В. Стигнеев, А. Липков. – М.: Планета, 1998.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Париж, столица девятнадцатого столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Искусство кино и мультипликации в ряду других искусств.
  2. Понятия жанрового и авторского фильмов.
  3. Феномен культового фильма.

Вопросы для дискуссии:

  1. Кинематограф и «путь к светлому будущему»: за и против. Обсуждение фильма «Человек с бульвара Капуцинов» (реж. А.Сурикова).
  2. Фотография как вид искусства: за и против.

 

Семинар 4. Феномен индустриализации и урбанизации. Новое искусство городского дизайна

Текст для обсуждения:

  • «Город без происшествий» О. Генри.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Феномен индустриализации.
  2. Феномен урбанизации.
  3. Трансформации искусства под воздействием урбанизации.

Тема для обсуждения:

Город VS деревня, «городское» искусство VS «деревенское» искусство.

Семинар 5. Концепции информационного общества и постиндустриализма. Искусство в информационном обществе

Текст для обсуждения:

  • Павич М. Хазарский словарь. – СПб.: Азбука, 1997.

Тема для обсуждения: «Хазарский словарь» М. Павича: новые формы литературы в информационном обществе.

Темы для индивидуальных докладов:

  1. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.
  2. Транспарентность как свойство информационного общества.
  3. Традиционное искусство в интернете.
  4. Сетевое искусство.

Вопрос для дискуссии:

  1. Искусство в информационном обществе: смерть искусства или новая жизнь?

 

 

Семинар 6. Феномен массовой культуры и искусство: причины и последствия.

Текст для обсуждения на выбор:

  • Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Директ-Медиа, 2007.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2009.
  • Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс / Диалектика просвещения: Философские фрагменты. – М.: Медиум, 1997. – С. 149–209.

Вопросы для индивидуальных сообщений:

  1. Основные черты массового искусства.
  2. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы».
  3. Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора.

Вопросы для дискуссии:

  1. Конструирование реальности на телеэкране. Сериальная культура.
  2. Массовое общество и массовое искусство: плюсы и минусы.

 

КСР

к теме № 2 «Музыкальное искусство и научно-технический прогресс»

На выбор:

  • Подготовка эссе на тему «Роль научно-технического прогресса в музыкальном искусстве».
  • Подготовка комментария к одному из высказываний средневековых философов о музыке. Комментарий должен включать интерпретацию высказывания и осмысление степени актуальности высказывания для современного музыкального искусства.

Источник: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. – Гл. 4. Высказывания философов о музыке. http://yanko.lib.ru/books/music/mus-aeth--west-mid-r.htm.

  • Реферат одной из глав (на выбор) книги Т. Адорно «Философия новой музыки». http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php либо одной из глав книги Т. Адорно «Избранное: социология музыки» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.

Список вопросов к зачету

1. Научно-технический прогресс и современное искусство: основные точки соприкосновения.

2. Понятие «технэ». Периодизация развития техники.

3. Концепции техницизма и антитехницизма и место искусства в них.

4. Техника и культура в концепции О. Шпенглера.

5. Техническая воспроизводимость и произведение искусства в теории В. Беньямина.

6. Осмысление НТП в современном искусстве. Научно-фантастическая художественная литература и кино.

7. Оппозиция естественного и искусственного в осмыслении музыкального искусства в философии.

8. Роль техники в современном музыкальном искусстве.

9. Современное и «народное» музыкальное искусство: сравнительный анализ.

10. «Поэтизация» звучаний техно-мира Г. Эймертом, Э. Сати, А. Онеггером и др.

11. История возникновения кинематографа и фотографии.

12. Место кинематографии среди других искусств.

13. Фотография как вид искусства: за и против.

14. С. Зонтаг о природе фотографии и кино.

15. Философия фотографии Р. Барта.

16. Урбанизация как культурный феномен.

17. Городское пространство и городское время.

18. Граффити и пост-граффити как феномен городского искусства.

19. Эволюция эстетических критериев к архитектурному зданию.

20. К. Александер и новое искусство городского дизайна.

21. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития общества.

22. Теория информационного общества как развитие концепции постиндустриализма.

23. Традиционное искусство в интернете и его изменение под влиянием интернета.

24. Сетевое искусство.

25. Понятия «Демо-дизайн» и «демо-сцена».

26. Массовое и элитарное искусство.

27. Концепция общества зрелищ и потребления Г. Дебора.

28. Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы».

29. Телевидение: конструирование реальности на телеэкране.

30. Феномен моды и индустрия эстетического.

Список литературы:

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.
  2. Адорно Т.В. Moments musicaux=Музыкальные моменты. Статьи 1928–1962 гг. М., 1988.
  3. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_01.php.
  4. Адорно Т.В. Философия новой музыки. пер. с нем. М.: Логос, 2001. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorfnm/index.php.
  5. Афасижев М.Н. Эстетические потребности масс и форма их реализации в современных условиях / Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
  6. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
  7. Барт Р. Мифологии. М., 1996.
  8. Барт Р. Семиология и градостроительство / Современная архитектура, 1971, № 1.
  9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999.
  10. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.
  11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; Париж, столица девятнадцатого столетия / Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  12. Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени: эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.
  13. Блюменберг Х. Жизненный мир и «технизация» с точки зрения феноменолога // Вопросы философии, 1993, №10. С. 69–92.
  14. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С.И. Зенкина. М.: Рудомино, 1995.
  15. Гайденко П.П. Научная рациональность на исходе ХХ века // Вопросы философии, 1991, № 6.
  16. Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М.: Прогресс, 1987.
  17. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношения с природной средой. М., 1995.
  18. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.
  19. Делез Ж. Общества контроля // Филососфско-культурологический журнал «Z», №1, М., 1999.
  20. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.
  21. Зонтаг С. Взгляд на фотографию // Мир фотографии, сост. В. Стигнеев, А. Липков. М.: Планета, 1998.
  22. Каган М.C. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. СПб, 1992.
  23. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. №10. С. 93–122.
  24. Коган Л.Б. Городская культура и пространство: проблема «центральности» // Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М., 1976.
  25. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М.: Либроком, 2009.
  26. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М.,1989.
  27. Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2006.
  28. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.,1996.
  29. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.
  30. Мамфорд Л. Истоки урбанизации. Появление города // Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982.
  31. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  32. Марков Б.В. Город и дух; дискурсивное и недискурсивное в истории культуры // История философии: методы исследования. М.,1996
  33. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994.
  34. Митчем К. Что такое философия техники? М.: А-Пресс, 1995.
  35. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005.
  36. Новые аудиовизуальные технологии. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М., 2005.
  37. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 32–68.
  38. Подорога В.А. Феномен города и философия истории XIX столетия // Историко-философский ежегодник. М., 1990.
  39. Попов Е.В. Идейное содержание и проблемы западногерманской философии техники // Вопросы философии. 1985. № 12. С. 122–130.
  40. Рапп Ф. Направления развития философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. №2. С. 60–63.
  41. Рело Фр. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885.
  42. Розин В.М. Философия техники и культурно-историческая реконструкция развития техники // Вопросы философии. 1996. №3.
  43. Сколимовски Х. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  44. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
  45. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121–132.
  46. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993.
  47. Философия техники: история и современность. М.,1997.
  48. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.
  49. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность. М.,1991.
  50. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд.3. М., 2012.
  51. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966.
  52. Шпенглер О. Человек и техника / Культурология XX век. М., 1995. С.454–492.
  53. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2002.
  54. Ямпольский М. Видимый мир. М., 1993.
  55. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
  56. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., Политиздат, 1991. С. 28–286.
  57. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
  58. Тоффлер, Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
  59. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  60. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  61. Фуко M. Надзирать и наказывать. M.: Ad Marginem, 1999.
  62. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Директ-Медиа, 2007.
  63. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Избр. труды. М., 1997.
  64. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009.
  65. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс / Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997. С. 149–209.
  66. Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.
  67. Alexander K. The nature of order. An essay on the art of building and the nature of the Universe. California: The center for environmental structure, 2002.
  68. Jones E. Creating new forms: art, technology, and the imagination / Agora. 2011. № 20. http://www.agorajournal.org/2011/Jones.pdf.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.029 с.)