Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение. История транспорта как отрасль исторического знания.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Кафедра «История» ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА Методические указания по подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии и оформлению рефератов и докладов Санкт-Петербург История транспорта: методические указания / Под ред. Фортунатова В.В., Голубева В.И. – СПб., 2011. История транспорта (с древнейших цивилизаций по XXI век) Дисциплина «История транспорта» входит в перечень дисциплин, общеобязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в транспортных высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях развития путей сообщения, с акцентом на особую роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом; введение в круг проблем в развитии транспортной инфраструктуры, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Задачи дисциплины «История транспорта» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: · Понимание работы на транспорте как важной социальной и государственной задачи, как выполнения гражданского и патриотического долга по отношению к своему Отечеству, к народам Российской Федерации, как стремления своими действиями служить интересам России; · Знание роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса; влияние транспорта на другие сферы развития различных стран, регионов, цивилизаций; · Понимание многообразия задач, которые решаются благодаря использованию развитой транспортной инфраструктуры; · Понимание места и роли области деятельности выпускника транспортного университета в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; · Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; · Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание;
· Умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
1.2. Требования к освоению содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины «История транспорта» студент должен: Знать: · Основные виды транспорта, направления и проблемы развития различных видов транспорта; · Движущие силы и закономерности развития транспорта на разных этапах исторического процесса; · Место ученых, инженеров, работников разных специальностей в развитии различных видов транспорта; · Основные этапы и ключевые события истории транспорта в России, Европе и мире в целом; · Важнейшие достижения в транспортной сфере, краткие биографии выдающихся деятелей, творцов этих достижений. Уметь: · Логически мыслить, вести научные дискуссии; · Работать с разноплановыми источниками по истории транспорта; · Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников в современном информационном пространстве; · Получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в развитии истории транспорта в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · Соотносить общие исторические процессы, процессы в развитии транспортной сферы и отдельные факты; выявлять существенные черты различных процессов, явлений и событий; · Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: · Представлениями о событиях истории транспорта в России и мире; · Навыками анализа исторических источников; · Приемами ведения дискуссии и полемики. В общем виде студенты должны приобрести следующие навыки: · умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;
· владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники), в том числе лексикой, позволяющей адекватно понимать информацию по различным проблемам транспорта; · уметь «привязать» событие из истории транспорт России к конкретному событию из всемирной истории транспорта, умение проводить хронологические параллели. · умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём); · уметь сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации. После изучения курса «История транспорта» студент сдает зачет по 20 вопросам. Литература Основная литература История науки и техники (применительно к транспорту): учебное пособие / Под ред. В.В.Фортунатова. – СПБ.: ПГУПС. 2011. Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность.- СПб.: ПГУПС, 2009. Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. Отечественная история для технических вузов.- СПб.: Питер, 2005. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. История Петербургского государственного университета путей сообщения. В двух томах, трех книгах.- СПб.: ПГУПС, 2009. История железнодорожного транспорта в России. В 2-х тт. СПб., 1996, 1998. Дополнительная литература Аксененко Н.Е. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин.- М.: Транспорт, 2001. Большая энциклопедия транспорта.- М., 2003. Главная дорога России. Москва – Санкт-Петербург.- СПб.: Лики России, 2000. Глащенков Г.А., Павлов В.Е. Ректоры Петербургского государственного университета путей сообщения (1809-1989).- СПб.: ПГУПС, 1997. Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858-1917 гг.).- Вологда: Древности Севера, 2002. Гурьев А.И. Из тупика: история одной реформы.- СПб.: РЖД-Партнер, 2008. Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта.- СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009. Дороги России: Страницы истории дорожного дела.- СПб.: Лики России, 1996. Железные дороги России.- СПб.: Трансрейл, 1996. Железнодорожный транспорт: XX век. 2-е изд.- М.: Железнодорожное дело, 2001. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия.- М., 1994. История человечества: (в 8 т.).- Под ред. З. Я. Де Лаата.- Париж, UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. Калиничев В.П. Великий Сибирский путь (историко-экономический очерк).- М.: Транспорт, 1991. Ковальчук В.М. Магистрали мужества. Коммуникации блокированного Ленинграда 1941-1943.- СПб.: ИПК «Вести», 2001. Коляда М.Г. Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007. Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных.- М.: РИПОЛ классик, 2006.
Коренев Л.И. Железнодорожные короли России.- СПб., 1999. Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945.- М.: Наука, 1988. Министры и наркомы путей сообщения.- М.: Транспорт, 1995. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955).- 2-е изд.- М.: Транспорт, 1995. Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917 году. М., 1993. Сенин А.С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.): Монография.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем. В. 2 т.- СПб.: Выбор, 2001. Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века.- М.: Наука, 1975. Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы.- М.: Интекст, 2006. Традиции железнодорожников на службе России (1809-2003 гг.).- СПб., 2003. Транспорт страны Советов.- М.: Транспорт, 1987. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России.- М.: Транспорт, 2005. Харитонов С.Ф. Рассказ о Великом Северном пути. Петрозаводск, 1984. Электрификация железных дорог России (1929-1999 гг.) / Под общ. ред. П.М.Шилкина.- М.: Ин-текст, 1999. Электрифицированные железные дороги России (1929-2004 гг.) / Под общ. ред. П.М. Шилкина.- М.: Интекст, 2004.
Интернет-ресурсы http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург). http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека (Москва). http://www.istrodina.com/ «Родина»: Архив (журнал). http://www.hrono.ru/vvedenie.php/ Хронос. Всемирная история в интернете. http://militera.lib.ru/1/do/about/index.html Военная литература. Библиотека. http://www.mil.ru/ Министерство обороны Российской Федерации. Портал «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/). Учебные пособия, учебники по курсу. Хрестоматии, сборники документов. Журнал «Вопросы истории естествознания и техники». Методические указания Прочитайте раздел Введение в учебном пособии «История науки и техники (применительно к транспорту)»/под ред. Фортунатова В.В. – СПб, 2011. – С. 3-4. Используйте материалы лекции преподавателя. Вопросы для обсуждения 1. Чем отличается предмет от объекта изучения истории транспорта? Для чего необходима периодизация мировой и отечественной истории транспорта? 2. Кто занимался изучением истории транспорта в различные исторические эпохи? Для чего необходимо изучать и сохранять историю транспорта?
3. Какова источниковая база истории транспорта? Почему трудно установить приоритет, первенство ученого, инженера в то или иное изобретение? 4. В чем состоят особенности, уникальность транспортной системы России в отличие от других стран.? Важнейшие понятия и термины История, методология, историография, вспомогательные исторические дисциплины, периодизация, цивилизация, исторический факт, фальсификация истории.
Темы докладов и рефератов Место истории транспорта в техническом образовании. Транспорт- важнейшая составная часть всех типов цивилизаций. Вопросы для проверки знаний 1. В чем состоят особенности периодизации курса «История транспорта»? 2. История транспорта России – это отдельная или неотъемлемая часть всемирной истории транспорта: подтвердите свой тезис примерами и фактами. 3. Что может служить истиной в споре между историками транспорта? К чему может привести фальсификация истории транспорта? 4. Какое из основных направлений изучения истории транспорта на современном этапе Вы считаете ведущим?
Литература Лекция преподавателя, введение к учебникам, учебным пособиям. Дъяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 2009. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. М., 2002. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 2003. Смирнов С.Е. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. – М.,Мирос-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001.
Методические указания Прочитайте в главе 2 §6 «Технические достижения древних греков» С. 38-40 и §10 «Технические достижения греко-римского периода» С. 49-54. Обратите внимание на термины и понятия типов судов этого периода. Продумайте ответы на вопросы плана семинара. Вопросы для обсуждения 1. С какой целью сооружались большие каналы в Месопотамии, Египте, Китае? 2. Когда появилась повозка, оснащенная колесами со ступицей? Какая древняя цивилизация не знала колеса? 3. Какими характеристиками обладала греческая триера? 4. В каком государстве строительство дорог и мостов приобрело фантастический размах в древности? Как называлась самая знаменитая римская дорога?
Важнейшие понятия и термины Орудия труда, лучковое сверление, неолитическая революция, водоподъемное колесо, астролябия, триера, «греческий огонь». Темы докладов и рефератов Появление колеса и его применение в различные исторические эпохи. Гидротехнические сооружения в древности (каналы, плотины). Первые транспортные средства в древности. Выдающиеся ученые античности: Фалес, Пифагор, Геродот, Аристотель, Архимед и др. Греческий военный и торговый флот. Технические достижения греко-римского периода. Вопросы для проверки знаний 1. Когда и где стали применять бетон для сооружения дорог и мостов? 2. В каком древнем государстве и каким образом были устроены дороги, организована доставка грузов, почты и. д.? 3. Укажите труд, в котором содержится первое упоминание о возведенных мостах в Древней Руси.
4. Для каких целей применялся «греческий огонь», назовите его составные части, в чем состояли его уникальность и достоинства. Литература Древние цивилизации. М., 2005. История Древнего мира. Т.1. М., 1989. Нейхардт А.А., Шитова И.А. Семь чудес древнего мира. Герои Эллады.- СПб.: Литера, 1999. Нейгебауэр О. Точные науки в древности., М., 2003. Рожанский И.Д. Античная наука. М., Наука, 1980. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.
Методические указания Прочитайте в главе 3 §3 «Перемещение центра технического и культурного прогресса в Европу» С. 67-69, и §4 «Новое в развитии транспорта». Технические изобретения и открытия раннего Средневековья», С. 69-70. Обратите внимание на особенности путей сообщения в Древней Руси. На семинаре на доске изобразите схему путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Вопросы для обсуждения 1. Кем было создано мореходное судно с прямоугольным парусом – дракар? 2. Развитие какой отрасли хозяйства в раннем Средневековье повлекло за собой целый ряд нововведений в технике? 3. Кто из европейских ученых выдвинул идею о возможности полета человека на аппаратах тяжелее воздуха? 4. Назовите основной источник энергии в раннем Средневековье. Важнейшие понятия и термины Стремя, дракар, арбалет, каравелла, лоция, шлюз, кривошип. Темы докладов и рефератов Технические изобретения в период раннего Средневековья (V – XII вв.). эволюция книгопечатания. Начало дорожного строительства в Европе. Великий шелковый путь. Пути сообщения в Древней Руси. Путь «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Вопросы для проверки знаний 1. В каком городе и когда появились первые морские лоции? 2. Укажите государство, город и год сооружения первого шлюза в Европе. 3. Строительство какого типа судов сделало возможным наступление эпохи Великих географических открытий? 4. Что нового внесли рыцари во время крестовых походов в развитие транспортных путей, в развитие вооружения и использования тягловой силы? Литература Византийская цивилизация в освещении российских ученых 1947-1991. М., Научно-издательский центр «Ладомир», 1999. Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле.- СПб.: фонд:Отечество», 2007. Дятчин Н.И. История развития техники. – Ростов-на / Дону: Феникс, 2001. Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинного производства. - М., Наука, 1979.
Методические указания Прочитайте в главе 4 §1 «Изобретения Леонардо да Винчи» С. 82-84, Обратите внимание на чертежи новой техники, созданные великим изобретателем. Изучите особенности Великих географических открытий и ознакомьтесь с биографиями великих мореплавателей С. 96-99. Прочитайте в Главе 5 §4 «Техника мануфактурного периода» С. 132-133, и §5 «Достижения в судостроении» С. 135-141. Изучите подробно зарождение и развитие российского флота при Петре I. Используйте карты, ознакомьтесь с биографиями ученых, изобретателей, строителей флота. Вопросы для обсуждения 1. Укажите причины, мотивы, стимулы Великих географических открытий. 2. Кто из ученых эпохи Возрождения первым изобразил автомобиль, летательный аппарат, велосипед, парашют и т. д.? 3. На каких судах были совершены Великие географические открытия и почему именно на них? 4. Укажите год начала первой экспедиции Христофора Колумба. 5. Назовите конкретные технические достижения эпохи мануфактурного периода.
Важнейшие понятия и термины Мануфактура, бомбарда, аркебуза, галера, неф, каравелла. Темы докладов и рефератов Наследие Леонардо да Винчи. Иоганн Гуттенберг и его техника книгопечатания. «Пороховая» революция. Развитие артиллерии в XV-XVII вв. Христофор Колумб и его роль в открытии Америки. Реки России как основные пути сообщения в XV-XVII вв. Галилео Галилей – пионер научной революции Нового времени. Исаак Ньютон – один из основателей современной науки. Вопросы для проверки знаний 1. Кто в эпоху Возрождения предложил идею аэроплана? 2. Кто в эпоху Возрождения создал проект водолазного костюма? 3. Кому в эпоху Возрождения принадлежала идея спасательного круга? 4. Каким образом климатические особенности России влияли на эксплуатацию путей сообщения? 5. Назовите причины и условия, по которым ряд стран в эпоху Нового времени совершил качественный скачок в развитии транспортных средств. Литература Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на/Дону, Феникс,2001. Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.- М.: ОЛМ-ПРЕСС, 2001. Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства. М., Наука, 1979.
Методические указания Прочитайте в главе 6 §2 «Создание паровых машин» С. 148-153, и §3 «Начало железнодорожного строительства в России. Применение пара на железнодорожном и сухопутном транспорте» С.153-157, §5 «Возникновение воздухоплавания. Начальный этап развития авиации» С. 160-164, §6 «Совершенствование огнестрельного и ракетного оружия» С. 168-169. Подумайте, в чем конкретно состоял вклад питомцев Института корпуса инженеров путей сообщения в развитие железнодорожного транспорта в России. Вопросы для обсуждения 1. В какой стране и когда была открыта первая паровая железная дрога? 2. Кто первым в России изобрел паровой двигатель непрерывного действия? 3. Кто является создателем первого в мире паровоза? 4. В чем состоял личный вклад Петра I в строительство российского флота? 5. Кто первым в мире создал автомобиль с бензиновым двигателем?
Важнейшие понятия и термины Промышленная революция, дилижанс, омнибус, пинас, линкор, дифференциал, коробка передач, аэростат, дирижабль.
Темы докладов и рефератов Петербургская Академия наук и ее выдающиеся ученые: (Леонард Эйлер, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов и др.). Место и роль водяных и ветряных мельниц в мануфактурном производстве. И.И. Ползунов – создатель первой в России паровой машины. Зарождение железнодорожного транспорта. Голландия – первая морская держава. Создание российского флота при Петре I. Джеймс Уатт и его роль в развитии крупной машинной индустрии. Строительство первых пароходов. Строительство железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село. Сооружение магистрали Петербург - Москва. Вопросы для проверки знаний 1. Укажите важнейшие условия для осуществления промышленного переворота. 2. Кто был инициатором строительства Транссибирской железнодорожной магистрали? 3. На каком заводе в России был построен первый отечественный паровоз? 4.Кто сконструировал первый мотоцикл? 5. Назовите имя первого изобретателя велосипеда в России.
Литература Главная дорога России. Москва – Санкт-Петербург.-СПб.: Лики России, 2000. Дятчин. Н.И. История развития техники.- Ростов-на/Дону: Феникс, 2001. Калиничев В.П. Великий Сибирский путь (историко-экономический очерк).- М.: Транспорт,1991. Коренев Л.И. Железнодорожные короли России. СПб., 1999. Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинного производства. – М.: Наука, 1979. Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле.- СПб.: Фонд «Отечество», 2007. Методические указания Прочитайте в главе 7 §3 «Развитие стрелкового оружия, военной техники и авиации» С. 194-198, и §4 «Судостроение. Борьба за моря» С. 198-199, §5 «Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта на рубеже XIX-XX вв.» С. 199-202, §8 «Роль технических средств в Первой мировой войне» С. 207-210. Ознакомьтесь с биографиями инженеров-строителей железных дорог России, используйте карту, видеотеку кафедры «История». Прочитайте в главе 8 §2 «Развитие техники в межвоенный период» С. 217-223; 225-229; §3 «Роль науки и технике во Второй мировой войне» С. 223-254. Ознакомьтесь с биографиями ученых, изобретателей в области авиации, флота, танкостроения в СССР и мире. Подготовьте сообщения о выдающихся инженерах, изобретателях. Вопросы для обсуждения 1. Какое звено было признано ведущим в реконструкции железных дорог в СССР в начале 30-х годов? 2. Когда в Москве был открыт метрополитен? 3. Назовите имя конструктора первого самолета в мире из дюралюмина. 4. На каком самолете В.П. Чкалов и его экипаж совершили перелет из Москвы в США через Северный полюс? 5. Кто явился основателем мирового вертолетостроения?
Важнейшие понятия и термины Индустриализация, пластмассы, поточно-конвейерное производство, радар, торпеда, «катюша», ракета.
Темы докладов и рефератов Выдающиеся авиаконструкторы (И.И. Сикорский, А.Н. Туполев, П.О. Сухой, Б. Юрьев, В. Мессершмитт, С.А. Лавочкин, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, А.И. Микоян.). Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки. Вернер фон Браун. Авианосцы США, Японии. Летчики-камикадзе Японии. Вопросы для проверки знаний 1. Лучшим средним танком Второй мировой войны признан (укажите название). 2. Лучшим тяжелым танком Второй мировой войны был…? 3. Самые большие в мире линкоры в годы Второй мировой войны строила (укажите страну). 4. Самым массовым истребителем Второй мировой войны был (укажите тип самолета и имя конструктора) 5. В чем состояли особенности использования различных видов транспорта в США, Европе, СССР?
Литература Барятинский М. Великая танковая война.. 1939-1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2009. Внимание, танки!- М.: ООО "Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica. 2003. Коляда М.Г. Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия. Ростов-н/Д: Феникс; Донецк: «Кредо», 2007. Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945 гг. – М.: Наука, 1988. Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле. СПб.: Фонд «Отечество». 2007. Электрифицированные железные дороги России (1929-2004 гг.) /Под ред. П.М. Шилкина. – М.: Интекст, 2004.
Методические указания Ознакомьтесь с таблицей «Научно-технический прогресс: СССР и остальной мир» С. 262-263. Прочитайте в главе 9 §4 «Космическая техника» С. 279-281 и §5 «Современные технологии на транспорте» С. 281-287. Ознакомьтесь с биографиями выдающихся ученых, конструкторов в области транспорта. Вопросы для обсуждения 1. В чем состояли сущность и содержание научно-технической революции? 2. В чем состояли причины интенсификации развития путей сообщения и новых видов транспорта? 3. Назовите примеры приоритета СССР в развитии транспортной науки и техники. 4. Прорыв СССР в космос – это случайность или закономерность?
Важнейшие понятия и термины Батисфера, акваланг, нанотехнологии, информатика, числовое программное управление, автоматизация, робот, TGV во Франции, Японии, США, Австралии, атомоход.
Темы докладов и рефератов Создатели атомного оружия в США и СССР. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Организация высокоскоростного движения в СССР, России. Создание глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА). Создание новых типов судов. Дальнемагистральные авиалайнеры: «Конкорд», ТУ-144, «Боинг-777». Вопросы для проверки знаний 1. Когда зародилась научно-техническая революция? 2. В какой стране были построены первые суда на подводных крыльях? 3. Когда в СССР было прекращено строительство паровозов, какой вид тяги пришел им на смену? 4. Когда на линии Ленинград-Москва начал курсировать поезд ЭР-200, который мог развивать скорость до 200 км/час? 5. В каком году и где был построен первый в мире атомный ледокол?
Литература Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 2006. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. М. 2004. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущим. В 2 т. – СПб.: Выбор, 2001. Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы. – М.: Интекст, 2006. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России. – М.: Транспорт, 2005. Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле. – СПб.: Фонд «Отечество», 2007. Методические указания По данной теме студентам рекомендуется обратить внимание на выступления руководителей государства (В.В Путин, Д.А. Медведев) и транспортной отрасли (Г.М. Фадеев, В.И. Якунин, И.Е. Левитин и др.) по проблемам развития транспорта, его отдельных отраслей. Необходимо использовать материалы СМИ, ведомственной печати (газета «Гудок», журналы «Железнодорожный транспорт», «Железные дороги мира», «Транспорт России» и др.), сведения из сети Интернет. Вопросы для обсуждения 1. Что такое глобализация? Когда появилось понятие «глобализация»? 2. Каковы причины глобализации в области путей сообщения и транспортной техники? Каковы проекты и перспективы развития транспорта в мире? 3. Почему возросла роль КНР в мировой экономике и в области транспорта, транспортном строительстве в последнее десятилетие XX и XXI веков? 4. Каковы причины отставания России в области высокоскоростного железнодорожного транспорта?
Важнейшие понятия и термины МКС (международная космическая станция), карбон, «Аллегро», космический челнок (спейс шатл), GPS (спутниковое ориентирование на местности), система «ГЛОНАСС», «Сапсан», электромобиль. Темы докладов и рефератов Скоростные поезда «Сапсан», «Аллегро». Высокоскоростное строительство железных дорог в Китае, России, Франции. Организация контейнерных перевозок. Достижения в области трубопроводного транспорта. Новые технологии в автомобилестроении, производстве мото- и велотехники. Вопросы для проверки знаний 1. В какой стране был построен самый большой танкер в мире? 2. Какое государство обладает самой большой протяженностью железных дорог? 3. В какой стране построен самый длинный тоннель в мире? 4. В какой стране наиболее электрифицированные железные дороги (до 95%)? 5. Назовите страну, в которой в 2007 г. был установлен рекорд скорости движения высокоскоростного пассажирского поезда в 574,5 км/час. Литература Гурьев А.И. Из тупика: история одной реформы. – СПб.: РЖД – Партнер, 2008. Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта. – СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009. Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность. – СПб.: ПГУПС, 2009. Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем. В 2т.- СПб.: Выбор, 2001. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Кафедра «История» ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА Методические указания по подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии и оформлению рефератов и докладов Санкт-Петербург История транспорта: методические указания / Под ред. Фортунатова В.В., Голубева В.И. – СПб., 2011. История транспорта (с древнейших цивилизаций по XXI век) Дисциплина «История транспорта» входит в перечень дисциплин, общеобязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в транспортных высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях развития путей сообщения, с акцентом на особую роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом; введение в круг проблем в развитии транспортной инфраструктуры, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Задачи дисциплины «История транспорта» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: · Понимание работы на транспорте как важной социальной и государственной задачи, как выполнения гражданского и патриотического долга по отношению к своему Отечеству, к народам Российской Федерации, как стремления своими действиями служить интересам России; · Знание роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса; влияние транспорта на другие сферы развития различных стран, регионов, цивилизаций; · Понимание многообразия задач, которые решаются благодаря использованию развитой транспортной инфраструктуры; · Понимание места и роли области деятельности выпускника транспортного университета в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; · Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; · Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание; · Умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
1.2. Требования к освоению содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины «История транспорта» студент должен: Знать: · Основные виды транспорта, направления и проблемы развития различных видов транспорта; · Движущие силы и закономерности развития транспорта на разных этапах исторического процесса; · Место ученых, инженеров, работников разных специальностей в развитии различных видов транспорта; · Основные этапы и ключевые события истории транспорта в России, Европе и мире в целом; · Важнейшие достижения в транспортной сфере, краткие биографии выдающихся деятелей, творцов этих достижений. Уметь: · Логически мыслить, вести научные дискуссии; · Работать с разноплановыми источниками по истории транспорта; · Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников в современном информационном пространстве; · Получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в развитии истории транспорта в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · Соотносить общие исторические процессы, процессы в развитии транспортной сферы и отдельные факты; выявлять существенные черты различных процессов, явлений и событий; · Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: · Представлениями о событиях истории транспорта в России и мире; · Навыками анализа исторических источников; · Приемами ведения дискуссии и полемики. В общем виде студенты должны приобрести следующие навыки: · умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.; · владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники), в том числе лексикой, позволяющей адекватно понимать информацию по различным проблемам транспорта; · уметь «привязать» событие из истории транспорт России к конкретному событию из всемирной истории транспорта, умение проводить хронологические параллели. · умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём); · уметь сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации. После изучения курса «История транспорта» студент сдает зачет по 20 вопросам. Литература Основная литература История науки и техники (применительно к транспорту): учебное пособие / Под ред. В.В.Фортунатова. – СПБ.: ПГУПС. 2011. Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность.- СПб.: ПГУПС, 2009. Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. Отечественная история для технических вузов.- СПб.: Питер, 2005. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. История Петербургского государственного университета путей сообщения. В двух томах, трех книгах.- СПб.: ПГУПС, 2009.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.205 с.) |