Тема 1. Введение. История транспорта как отрасль исторического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. История транспорта как отрасль исторического знания.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 
 


Кафедра «История»

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии

и оформлению рефератов и докладов

Санкт-Петербург

История транспорта: методические указания / Под ред. Фортунатова В.В., Голубева В.И. – СПб., 2011.

История транспорта

(с древнейших цивилизаций по XXI век)

Дисциплина «История транспорта» входит в перечень дисциплин, общеобязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в транспортных высших учебных заведениях Российской Федерации.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях развития путей сообщения, с акцентом на особую роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом; введение в круг проблем в развитии транспортной инфраструктуры, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины «История транспорта» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· Понимание работы на транспорте как важной социальной и государственной задачи, как выполнения гражданского и патриотического долга по отношению к своему Отечеству, к народам Российской Федерации, как стремления своими действиями служить интересам России;

· Знание роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса; влияние транспорта на другие сферы развития различных стран, регионов, цивилизаций;

· Понимание многообразия задач, которые решаются благодаря использованию развитой транспортной инфраструктуры;

· Понимание места и роли области деятельности выпускника транспортного университета в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание;

· Умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

1.2. Требования к освоению содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины «История транспорта» студент должен:

Знать:

· Основные виды транспорта, направления и проблемы развития различных видов транспорта;

· Движущие силы и закономерности развития транспорта на разных этапах исторического процесса;

· Место ученых, инженеров, работников разных специальностей в развитии различных видов транспорта;

· Основные этапы и ключевые события истории транспорта в России, Европе и мире в целом;

· Важнейшие достижения в транспортной сфере, краткие биографии выдающихся деятелей, творцов этих достижений.

Уметь:

· Логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Работать с разноплановыми источниками по истории транспорта;

· Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников в современном информационном пространстве;

· Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в развитии истории транспорта в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· Соотносить общие исторические процессы, процессы в развитии транспортной сферы и отдельные факты; выявлять существенные черты различных процессов, явлений и событий;

· Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· Представлениями о событиях истории транспорта в России и мире;

· Навыками анализа исторических источников;

· Приемами ведения дискуссии и полемики.

В общем виде студенты должны приобрести следующие навыки:

· умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

· владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники), в том числе лексикой, позволяющей адекватно понимать информацию по различным проблемам транспорта;

· уметь «привязать» событие из истории транспорт России к конкретному событию из всемирной истории транспорта, умение проводить хронологические параллели.

· умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· уметь сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

После изучения курса «История транспорта» студент сдает зачет по 20 вопросам.

Литература

Основная литература

История науки и техники (применительно к транспорту): учебное пособие / Под ред. В.В.Фортунатова. – СПБ.: ПГУПС. 2011.

Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность.- СПб.: ПГУПС, 2009.

Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Отечественная история для технических вузов.- СПб.: Питер, 2005.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.

История Петербургского государственного университета путей сообщения. В двух томах, трех книгах.- СПб.: ПГУПС, 2009.

История железнодорожного транспорта в России. В 2-х тт. СПб., 1996, 1998.

Дополнительная литература

Аксененко Н.Е. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин.- М.: Транспорт, 2001.

Большая энциклопедия транспорта.- М., 2003.

Главная дорога России. Москва – Санкт-Петербург.- СПб.: Лики России, 2000.

Глащенков Г.А., Павлов В.Е. Ректоры Петербургского государственного университета путей сообщения (1809-1989).- СПб.: ПГУПС, 1997.

Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858-1917 гг.).- Вологда: Древности Севера, 2002.

Гурьев А.И. Из тупика: история одной реформы.- СПб.: РЖД-Партнер, 2008.

Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта.- СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009.

Дороги России: Страницы истории дорожного дела.- СПб.: Лики России, 1996.

Железные дороги России.- СПб.: Трансрейл, 1996.

Железнодорожный транспорт: XX век. 2-е изд.- М.: Железнодорожное дело, 2001.

Железнодорожный транспорт: Энциклопедия.- М., 1994.

История человечества: (в 8 т.).- Под ред. З. Я. Де Лаата.- Париж, UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.

Калиничев В.П. Великий Сибирский путь (историко-экономический очерк).- М.: Транспорт, 1991.

Ковальчук В.М. Магистрали мужества. Коммуникации блокированного Ленинграда 1941-1943.- СПб.: ИПК «Вести», 2001.

Коляда М.Г. Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.

Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных.- М.: РИПОЛ классик, 2006.

Коренев Л.И. Железнодорожные короли России.- СПб., 1999.

Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945.- М.: Наука, 1988.

Министры и наркомы путей сообщения.- М.: Транспорт, 1995.

Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955).- 2-е изд.- М.: Транспорт, 1995.

Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917 году. М., 1993.

Сенин А.С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.): Монография.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009.

Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем. В. 2 т.- СПб.: Выбор, 2001.

Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века.- М.: Наука, 1975.

Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы.- М.: Интекст, 2006.

Традиции железнодорожников на службе России (1809-2003 гг.).- СПб., 2003.

Транспорт страны Советов.- М.: Транспорт, 1987.

Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России.- М.: Транспорт, 2005.

Харитонов С.Ф. Рассказ о Великом Северном пути. Петрозаводск, 1984.

Электрификация железных дорог России (1929-1999 гг.) / Под общ. ред. П.М.Шилкина.- М.: Ин-текст, 1999.

Электрифицированные железные дороги России (1929-2004 гг.) / Под общ. ред. П.М. Шилкина.- М.: Интекст, 2004.

 

Интернет-ресурсы

http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук

http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург).

http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека (Москва).

http://www.istrodina.com/ «Родина»: Архив (журнал).

http://www.hrono.ru/vvedenie.php/ Хронос. Всемирная история в интернете.

http://militera.lib.ru/1/do/about/index.html Военная литература. Библиотека.

http://www.mil.ru/ Министерство обороны Российской Федерации.

Портал «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/).

Учебные пособия, учебники по курсу.

Хрестоматии, сборники документов.

Журнал «Вопросы истории естествознания и техники».

Методические указания

Прочитайте раздел Введение в учебном пособии «История науки и техники (применительно к транспорту)»/под ред. Фортунатова В.В. – СПб, 2011. – С. 3-4. Используйте материалы лекции преподавателя.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличается предмет от объекта изучения истории транспорта? Для чего необходима периодизация мировой и отечественной истории транспорта?

2. Кто занимался изучением истории транспорта в различные исторические эпохи? Для чего необходимо изучать и сохранять историю транспорта?

3. Какова источниковая база истории транспорта? Почему трудно установить приоритет, первенство ученого, инженера в то или иное изобретение?

4. В чем состоят особенности, уникальность транспортной системы России в отличие от других стран.?

Важнейшие понятия и термины

История, методология, историография, вспомогательные исторические дисциплины, периодизация, цивилизация, исторический факт, фальсификация истории.

 

Темы докладов и рефератов

Место истории транспорта в техническом образовании. Транспорт- важнейшая составная часть всех типов цивилизаций.

Вопросы для проверки знаний

1. В чем состоят особенности периодизации курса «История транспорта»?

2. История транспорта России – это отдельная или неотъемлемая часть всемирной истории транспорта: подтвердите свой тезис примерами и фактами.

3. Что может служить истиной в споре между историками транспорта? К чему может привести фальсификация истории транспорта?

4. Какое из основных направлений изучения истории транспорта на современном этапе Вы считаете ведущим?

 

Литература

Лекция преподавателя, введение к учебникам, учебным пособиям.

Дъяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 2009.

Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. М., 2002.

Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 2003.

Смирнов С.Е. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. – М.,Мирос-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001.

 

Методические указания

Прочитайте в главе 2 §6 «Технические достижения древних греков» С. 38-40 и §10 «Технические достижения греко-римского периода» С. 49-54.

Обратите внимание на термины и понятия типов судов этого периода. Продумайте ответы на вопросы плана семинара.

Вопросы для обсуждения

1. С какой целью сооружались большие каналы в Месопотамии, Египте, Китае?

2. Когда появилась повозка, оснащенная колесами со ступицей? Какая древняя цивилизация не знала колеса?

3. Какими характеристиками обладала греческая триера?

4. В каком государстве строительство дорог и мостов приобрело фантастический размах в древности? Как называлась самая знаменитая римская дорога?

 

Важнейшие понятия и термины

Орудия труда, лучковое сверление, неолитическая революция, водоподъемное колесо, астролябия, триера, «греческий огонь».

Темы докладов и рефератов

Появление колеса и его применение в различные исторические эпохи. Гидротехнические сооружения в древности (каналы, плотины). Первые транспортные средства в древности. Выдающиеся ученые античности: Фалес, Пифагор, Геродот, Аристотель, Архимед и др. Греческий военный и торговый флот. Технические достижения греко-римского периода.

Вопросы для проверки знаний

1. Когда и где стали применять бетон для сооружения дорог и мостов?

2. В каком древнем государстве и каким образом были устроены дороги, организована доставка грузов, почты и. д.?

3. Укажите труд, в котором содержится первое упоминание о возведенных мостах в Древней Руси.

4. Для каких целей применялся «греческий огонь», назовите его составные части, в чем состояли его уникальность и достоинства.

Литература

Древние цивилизации. М., 2005.

История Древнего мира. Т.1. М., 1989.

Нейхардт А.А., Шитова И.А. Семь чудес древнего мира. Герои Эллады.- СПб.: Литера, 1999.

Нейгебауэр О. Точные науки в древности., М., 2003.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., Наука, 1980.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

 

Методические указания

Прочитайте в главе 3 §3 «Перемещение центра технического и культурного прогресса в Европу» С. 67-69, и §4 «Новое в развитии транспорта». Технические изобретения и открытия раннего Средневековья», С. 69-70.

Обратите внимание на особенности путей сообщения в Древней Руси. На семинаре на доске изобразите схему путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы».

Вопросы для обсуждения

1. Кем было создано мореходное судно с прямоугольным парусом – дракар?

2. Развитие какой отрасли хозяйства в раннем Средневековье повлекло за собой целый ряд нововведений в технике?

3. Кто из европейских ученых выдвинул идею о возможности полета человека на аппаратах тяжелее воздуха?

4. Назовите основной источник энергии в раннем Средневековье.

Важнейшие понятия и термины

Стремя, дракар, арбалет, каравелла, лоция, шлюз, кривошип.

Темы докладов и рефератов

Технические изобретения в период раннего Средневековья (V – XII вв.). эволюция книгопечатания. Начало дорожного строительства в Европе. Великий шелковый путь. Пути сообщения в Древней Руси. Путь «из варяг в греки» и «из варяг в арабы».

Вопросы для проверки знаний

1. В каком городе и когда появились первые морские лоции?

2. Укажите государство, город и год сооружения первого шлюза в Европе.

3. Строительство какого типа судов сделало возможным наступление эпохи Великих географических открытий?

4. Что нового внесли рыцари во время крестовых походов в развитие транспортных путей, в развитие вооружения и использования тягловой силы?

Литература

Византийская цивилизация в освещении российских ученых 1947-1991. М., Научно-издательский центр «Ладомир», 1999.

Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле.- СПб.: фонд:Отечество», 2007.

Дятчин Н.И. История развития техники. – Ростов-на / Дону: Феникс, 2001.

Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинного производства. - М., Наука, 1979.

 

Методические указания

Прочитайте в главе 4 §1 «Изобретения Леонардо да Винчи» С. 82-84, Обратите внимание на чертежи новой техники, созданные великим изобретателем.

Изучите особенности Великих географических открытий и ознакомьтесь с биографиями великих мореплавателей С. 96-99.

Прочитайте в Главе 5 §4 «Техника мануфактурного периода» С. 132-133, и §5 «Достижения в судостроении» С. 135-141.

Изучите подробно зарождение и развитие российского флота при Петре I. Используйте карты, ознакомьтесь с биографиями ученых, изобретателей, строителей флота.

Вопросы для обсуждения

1. Укажите причины, мотивы, стимулы Великих географических открытий.

2. Кто из ученых эпохи Возрождения первым изобразил автомобиль, летательный аппарат, велосипед, парашют и т. д.?

3. На каких судах были совершены Великие географические открытия и почему именно на них?

4. Укажите год начала первой экспедиции Христофора Колумба.

5. Назовите конкретные технические достижения эпохи мануфактурного периода.

 

Важнейшие понятия и термины

Мануфактура, бомбарда, аркебуза, галера, неф, каравелла.

Темы докладов и рефератов

Наследие Леонардо да Винчи. Иоганн Гуттенберг и его техника книгопечатания. «Пороховая» революция. Развитие артиллерии в XV-XVII вв. Христофор Колумб и его роль в открытии Америки. Реки России как основные пути сообщения в XV-XVII вв. Галилео Галилей – пионер научной революции Нового времени. Исаак Ньютон – один из основателей современной науки.

Вопросы для проверки знаний

1. Кто в эпоху Возрождения предложил идею аэроплана?

2. Кто в эпоху Возрождения создал проект водолазного костюма?

3. Кому в эпоху Возрождения принадлежала идея спасательного круга?

4. Каким образом климатические особенности России влияли на эксплуатацию путей сообщения?

5. Назовите причины и условия, по которым ряд стран в эпоху Нового времени совершил качественный скачок в развитии транспортных средств.

Литература

Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на/Дону, Феникс,2001.

Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.- М.: ОЛМ-ПРЕСС, 2001.

Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства. М., Наука, 1979.

 

Методические указания

Прочитайте в главе 6 §2 «Создание паровых машин» С. 148-153, и §3 «Начало железнодорожного строительства в России. Применение пара на железнодорожном и сухопутном транспорте» С.153-157, §5 «Возникновение воздухоплавания. Начальный этап развития авиации» С. 160-164, §6 «Совершенствование огнестрельного и ракетного оружия» С. 168-169.

Подумайте, в чем конкретно состоял вклад питомцев Института корпуса инженеров путей сообщения в развитие железнодорожного транспорта в России.

Вопросы для обсуждения

1. В какой стране и когда была открыта первая паровая железная дрога?

2. Кто первым в России изобрел паровой двигатель непрерывного действия?

3. Кто является создателем первого в мире паровоза?

4. В чем состоял личный вклад Петра I в строительство российского флота?

5. Кто первым в мире создал автомобиль с бензиновым двигателем?

 

Важнейшие понятия и термины

Промышленная революция, дилижанс, омнибус, пинас, линкор, дифференциал, коробка передач, аэростат, дирижабль.

 

Темы докладов и рефератов

Петербургская Академия наук и ее выдающиеся ученые: (Леонард Эйлер, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов и др.). Место и роль водяных и ветряных мельниц в мануфактурном производстве. И.И. Ползунов – создатель первой в России паровой машины. Зарождение железнодорожного транспорта. Голландия – первая морская держава. Создание российского флота при Петре I. Джеймс Уатт и его роль в развитии крупной машинной индустрии. Строительство первых пароходов. Строительство железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село. Сооружение магистрали Петербург - Москва.

Вопросы для проверки знаний

1. Укажите важнейшие условия для осуществления промышленного переворота.

2. Кто был инициатором строительства Транссибирской железнодорожной магистрали?

3. На каком заводе в России был построен первый отечественный паровоз?

4.Кто сконструировал первый мотоцикл?

5. Назовите имя первого изобретателя велосипеда в России.

 

 

Литература

Главная дорога России. Москва – Санкт-Петербург.-СПб.: Лики России, 2000.

Дятчин. Н.И. История развития техники.- Ростов-на/Дону: Феникс, 2001.

Калиничев В.П. Великий Сибирский путь (историко-экономический очерк).- М.: Транспорт,1991.

Коренев Л.И. Железнодорожные короли России. СПб., 1999.

Техника в ее историческом развитии от появления ручных орудий труда до становления техники машинного производства. – М.: Наука, 1979.

Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле.- СПб.: Фонд «Отечество», 2007.

Методические указания

Прочитайте в главе 7 §3 «Развитие стрелкового оружия, военной техники и авиации» С. 194-198, и §4 «Судостроение. Борьба за моря» С. 198-199, §5 «Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта на рубеже XIX-XX вв.» С. 199-202, §8 «Роль технических средств в Первой мировой войне» С. 207-210.

Ознакомьтесь с биографиями инженеров-строителей железных дорог России, используйте карту, видеотеку кафедры «История».

Прочитайте в главе 8 §2 «Развитие техники в межвоенный период» С. 217-223; 225-229; §3 «Роль науки и технике во Второй мировой войне» С. 223-254.

Ознакомьтесь с биографиями ученых, изобретателей в области авиации, флота, танкостроения в СССР и мире. Подготовьте сообщения о выдающихся инженерах, изобретателях.

Вопросы для обсуждения

1. Какое звено было признано ведущим в реконструкции железных дорог в СССР в начале 30-х годов?

2. Когда в Москве был открыт метрополитен?

3. Назовите имя конструктора первого самолета в мире из дюралюмина.

4. На каком самолете В.П. Чкалов и его экипаж совершили перелет из Москвы в США через Северный полюс?

5. Кто явился основателем мирового вертолетостроения?

 

Важнейшие понятия и термины

Индустриализация, пластмассы, поточно-конвейерное производство, радар, торпеда, «катюша», ракета.

 

Темы докладов и рефератов

Выдающиеся авиаконструкторы (И.И. Сикорский, А.Н. Туполев, П.О. Сухой, Б. Юрьев, В. Мессершмитт, С.А. Лавочкин, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, А.И. Микоян.). Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки. Вернер фон Браун. Авианосцы США, Японии. Летчики-камикадзе Японии.

Вопросы для проверки знаний

1. Лучшим средним танком Второй мировой войны признан (укажите название).

2. Лучшим тяжелым танком Второй мировой войны был…?

3. Самые большие в мире линкоры в годы Второй мировой войны строила (укажите страну).

4. Самым массовым истребителем Второй мировой войны был (укажите тип самолета и имя конструктора)

5. В чем состояли особенности использования различных видов транспорта в США, Европе, СССР?

 

Литература

Барятинский М. Великая танковая война.. 1939-1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2009.

Внимание, танки!- М.: ООО "Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica. 2003.

Коляда М.Г. Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия. Ростов-н/Д: Феникс; Донецк: «Кредо», 2007.

Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945 гг. – М.: Наука, 1988.

Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле. СПб.: Фонд «Отечество». 2007.

Электрифицированные железные дороги России (1929-2004 гг.) /Под ред. П.М. Шилкина. – М.: Интекст, 2004.

 

Методические указания

Ознакомьтесь с таблицей «Научно-технический прогресс: СССР и остальной мир» С. 262-263. Прочитайте в главе 9 §4 «Космическая техника» С. 279-281 и §5 «Современные технологии на транспорте» С. 281-287.

Ознакомьтесь с биографиями выдающихся ученых, конструкторов в области транспорта.

Вопросы для обсуждения

1. В чем состояли сущность и содержание научно-технической революции?

2. В чем состояли причины интенсификации развития путей сообщения и новых видов транспорта?

3. Назовите примеры приоритета СССР в развитии транспортной науки и техники.

4. Прорыв СССР в космос – это случайность или закономерность?

 

 

Важнейшие понятия и термины

Батисфера, акваланг, нанотехнологии, информатика, числовое программное управление, автоматизация, робот, TGV во Франции, Японии, США, Австралии, атомоход.

 

Темы докладов и рефератов

Создатели атомного оружия в США и СССР. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Организация высокоскоростного движения в СССР, России. Создание глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА). Создание новых типов судов. Дальнемагистральные авиалайнеры: «Конкорд», ТУ-144, «Боинг-777».

Вопросы для проверки знаний

1. Когда зародилась научно-техническая революция?

2. В какой стране были построены первые суда на подводных крыльях?

3. Когда в СССР было прекращено строительство паровозов, какой вид тяги пришел им на смену?

4. Когда на линии Ленинград-Москва начал курсировать поезд ЭР-200, который мог развивать скорость до 200 км/час?

5. В каком году и где был построен первый в мире атомный ледокол?

 

Литература

Низовский А.Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 2006.

Рыжов К.В. 100 великих изобретений. М. 2004.

Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущим. В 2 т. – СПб.: Выбор, 2001.

Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы. – М.: Интекст, 2006.

Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России. – М.: Транспорт, 2005.

Федоренко П.П. Антология научно-технической мысли в военном деле. – СПб.: Фонд «Отечество», 2007.

Методические указания

По данной теме студентам рекомендуется обратить внимание на выступления руководителей государства (В.В Путин, Д.А. Медведев) и транспортной отрасли (Г.М. Фадеев, В.И. Якунин, И.Е. Левитин и др.) по проблемам развития транспорта, его отдельных отраслей. Необходимо использовать материалы СМИ, ведомственной печати (газета «Гудок», журналы «Железнодорожный транспорт», «Железные дороги мира», «Транспорт России» и др.), сведения из сети Интернет.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое глобализация? Когда появилось понятие «глобализация»?

2. Каковы причины глобализации в области путей сообщения и транспортной техники? Каковы проекты и перспективы развития транспорта в мире?

3. Почему возросла роль КНР в мировой экономике и в области транспорта, транспортном строительстве в последнее десятилетие XX и XXI веков?

4. Каковы причины отставания России в области высокоскоростного железнодорожного транспорта?

 

Важнейшие понятия и термины

МКС (международная космическая станция), карбон, «Аллегро», космический челнок (спейс шатл), GPS (спутниковое ориентирование на местности), система «ГЛОНАСС», «Сапсан», электромобиль.

Темы докладов и рефератов

Скоростные поезда «Сапсан», «Аллегро». Высокоскоростное строительство железных дорог в Китае, России, Франции. Организация контейнерных перевозок. Достижения в области трубопроводного транспорта. Новые технологии в автомобилестроении, производстве мото- и велотехники.

Вопросы для проверки знаний

1. В какой стране был построен самый большой танкер в мире?

2. Какое государство обладает самой большой протяженностью железных дорог?

3. В какой стране построен самый длинный тоннель в мире?

4. В какой стране наиболее электрифицированные железные дороги (до 95%)?

5. Назовите страну, в которой в 2007 г. был установлен рекорд скорости движения высокоскоростного пассажирского поезда в 574,5 км/час.

Литература

Гурьев А.И. Из тупика: история одной реформы. – СПб.: РЖД – Партнер, 2008.

Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта. – СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009.

Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность. – СПб.: ПГУПС, 2009.

Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем. В 2т.- СПб.: Выбор, 2001.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 
 


Кафедра «История»

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии

и оформлению рефератов и докладов

Санкт-Петербург

История транспорта: методические указания / Под ред. Фортунатова В.В., Голубева В.И. – СПб., 2011.

История транспорта

(с древнейших цивилизаций по XXI век)

Дисциплина «История транспорта» входит в перечень дисциплин, общеобязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в транспортных высших учебных заведениях Российской Федерации.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях развития путей сообщения, с акцентом на особую роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом; введение в круг проблем в развитии транспортной инфраструктуры, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины «История транспорта» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· Понимание работы на транспорте как важной социальной и государственной задачи, как выполнения гражданского и патриотического долга по отношению к своему Отечеству, к народам Российской Федерации, как стремления своими действиями служить интересам России;

· Знание роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса; влияние транспорта на другие сферы развития различных стран, регионов, цивилизаций;

· Понимание многообразия задач, которые решаются благодаря использованию развитой транспортной инфраструктуры;

· Понимание места и роли области деятельности выпускника транспортного университета в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание;

· Умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

1.2. Требования к освоению содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины «История транспорта» студент должен:

Знать:

· Основные виды транспорта, направления и проблемы развития различных видов транспорта;

· Движущие силы и закономерности развития транспорта на разных этапах исторического процесса;

· Место ученых, инженеров, работников разных специальностей в развитии различных видов транспорта;

· Основные этапы и ключевые события истории транспорта в России, Европе и мире в целом;

· Важнейшие достижения в транспортной сфере, краткие биографии выдающихся деятелей, творцов этих достижений.

Уметь:

· Логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Работать с разноплановыми источниками по истории транспорта;

· Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников в современном информационном пространстве;

· Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в развитии истории транспорта в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· Соотносить общие исторические процессы, процессы в развитии транспортной сферы и отдельные факты; выявлять существенные черты различных процессов, явлений и событий;

· Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· Представлениями о событиях истории транспорта в России и мире;

· Навыками анализа исторических источников;

· Приемами ведения дискуссии и полемики.

В общем виде студенты должны приобрести следующие навыки:

· умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

· владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники), в том числе лексикой, позволяющей адекватно понимать информацию по различным проблемам транспорта;

· уметь «привязать» событие из истории транспорт России к конкретному событию из всемирной истории транспорта, умение проводить хронологические параллели.

· умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· уметь сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

После изучения курса «История транспорта» студент сдает зачет по 20 вопросам.

Литература

Основная литература

История науки и техники (применительно к транспорту): учебное пособие / Под ред. В.В.Фортунатова. – СПБ.: ПГУПС. 2011.

Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность.- СПб.: ПГУПС, 2009.

Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Отечественная история для технических вузов.- СПб.: Питер, 2005.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.

История Петербургского государственного университета путей сообщения. В двух томах, трех книгах.- СПб.: ПГУПС, 2009.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.205 с.)