Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие теории и практики менеджментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В параграфе 1.1. мы кратко говорили о том, управление социально – экономическими системами зародилось давно. Однако, как наука в виде стройной системы, управление сформировалось на рубеже 19 и 20 веков. Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» 1912г., а так же «Научные основы организации промышленных предприятий». В этих работах Ф. Тейлор определил роль управленца, который способен определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю. Ф.Тейлор, рассматривал управление как искусство знать то, что предстоит сделать наилучшим образом и с минимальными затратами. Ф.Тейлор сформулировал функции, элементы и принципы научного менеджмента. К функциям менеджмента он отнес следующие: 1. Выбор цели. 2. Выбор средств. 3. Подготовка средств. 4. Контроль результатов. В качестве элементов научного менеджмента Ф. Тейлор определил: 1. Наука вместо традиционных навыков. 2. Гармония вместо противоречия. 3. Сотрудничество вместо индивидуальной работы. 4. Максимальная производительность труда вместо ограничения производительности. 5. Развитие каждого отдельного работника до максимально доступной ему производительности труда и максимального благополучия. Принципами менеджмента Ф.Тейлор определил: 1. Вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность. 2. Систематический отбор и обучение кадров. 3. Нормирование труда. 4. Соотношение времени и задач, т.е. результат должен быть достигнут к определенному времени. Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы социологом Максом Вебером. М.Вебер выдвинул положение о том, что жесткий порядок и правила обеспечивают наибольшую эффективность работы. Он же считал, что любую организацию можно разложить на составные части, прогнозировать работу каждой из них и через это определить функции и количество управленцев. Такой подход определил линейную организационную структуру управления. Именно это (то, что каждый отвечает за свои действия лишь перед одним начальником) получило название бюрократической системы М.Вебера. Он сформулировал свои принципы управления: 1. Четкое разделение труда, что ведет к появлению узких специалистов. 2. Иерархичность уровней управления. 3. Наличие стандартов и правил, обеспечивающих координацию выполнения управленческих задач. 4. Формальная обезличенность роли официального лица (т.е. работник 1, работник 2 и т.д.). 5. Прием на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено Анри Файолем. В 1916 году он написал книгу «Общее и промышленное управление». В ней А.Файоль разделил все операции на производстве по группам: 1. Технические. 2. Коммерческие. 3. Финансовые. 4. Страховые. 5. Учетные. 6. Административные. А.Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе теории управления: 1. Планирование. 2. Организация. 3. Руководство. 4. Координация. 5. Контроль. А.Файоль первый дал общую характеристику функционального управления. Он сформировал 14 принципов функционального управления: 1. Разделение труда. 2. Власть. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство направлений действия. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность персонала. 13. Инициатива. 14. Кастовый дух. Эти положения в теории управления получили название делового администрирования. В первой половине 20 столетия в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве. Эти исследования стали первой попыткой сконцентрировать управление на человеческом факторе. Именно эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента. Основателями второго этапа были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мейо. Э.Мейо исследовал производительность труда от уровня освещенности рабочего места. Взгляды М.Фоллет и Э.Мейо получили свое развитие в трудах Абрахама Маслоу, Девида МакГрегора, Фредерика Герцберга По А.Маслоу движущими мотивами людей выступают не столько экономические силы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. В рамках этих исследований была введена еще одна из функций управления – мотивация. Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпона. Он отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя. При этом организацию он рассматривал как открытую систему. Идея управления бизнесом - это получение максимальной прибыли при максимальном удовлетворении запросов потребителя. Существуют два подхода к управлению бизнесом: 1. Функциональный. Он состоит в разделении управленческих функций. 2. Ролевой. Он фокусируется на управленческих ролях. Такой подход к менеджменту бизнеса в 1970 году был предложен Генри Минцбергом. При этом он выделил десять управленческих ролей менеджеров высшего звена: 1. Юридическая власть. 2. Стимул подчиненных. 3. Звено в цепи обмена информацией. 4. Сбор несистематизированной информации. 5. Передача информации во внешний мир. 6. Передача информации подчиненным. 7. Проведение изменений внутри организации. 8. Принятие решений в нестандартных ситуациях. 9. Распределение ресурсов. 10. Проведение переговоров. Современный четвертый этап развития менеджмента - это социальный менеджмент. Его связывают с именем Питера Дракера. Согласно такому взгляду на менеджмент коммерческие организации, помимо стремления к
Таблица 3.1. Характеристики рациональной и неформальной парадигм
получению максимальной прибыли, должны определить свою меру социальной ответственности перед обществом. Современный этап развития менеджмента рассматривают как «тихую управленческую революцию» т.е. как переход от рациональной парадигмы к неформальной (Табл. 3.1.). Неформальную парадигму сегодня используют в двух модификациях 1. Как взаимодействие маркетинга и менеджмента (см. тему №2). 2. Как информационную систему, в которой основное внимание уделяют информационному обеспечению управления. Эти две модификации породили возникновение стратегического управления, которое основывается на прогнозах будущего состояния внешней среды и общества. Не существует единой идеальной модели управления. К факторам, которые определяют выбор модели управления, относятся: 1. Размер организации. 2. Характер выпускаемой продукции. 3. Внешняя среда, в которой функционирует организация
Научные школы менеджмента 1. Школа научного управления. Основана на трудах Фредерика Тейлора, Генри Гантта, Френка Гилберта. Время активного функционирования 1885 – 1920 годы. В основе данной школы использовались методы научного анализа. По отношению к работнику применялись методы различного рода стимулирования. Это научное течение отделяло управленческие функции от фактического выполнения работы, т.е. управление определялось как самостоятельная деятельность. 2. Классическая школа управления. Основателями являются Анри Файоль,Макс Вебер и Джордж Муни. Период активного функционирования 1920 – 1950 годы. Основное достижение школы состоит в разработке универсальных методов управления. При этом была предложена рациональная система управления, а также организационная структура управления организацией, были сформулированы основные принципы управления организацией. 3. Школа человеческих отношений. Базируется на исследованиях Мэри Паркер Фоллет, Элтона Мейо, Абрахама Маслоу. Период активного функционирования 1930 -1950 годы. В рамках этой школы рекомендовалось широко использовать приемы управления человеческими отношениями, включая эффективное взаимодействие руководителей и подчиненных за счет возможности их взаимного общения на работе. 4. Развитие школы человеческих отношений получило за счет развития концепции поведенческих наук. Представителями этого научного течения являются Дэвид МакГрегор, Фредерик Герцберг и МакКлелланд. Период функционирования 1950 – 1980 годы. Согласно Д.МакГрегору человек с одной стороны ленив и старается избежать работы, с другой стороны работа людям от природы также необходима как все естественные процессы. По МакГрегору работника надо не только контролировать и регулировать, но и делегировать ему определенные полномочия, улучшать с ним взаимоотношения. Ф. Герцберг показал, что существуют мотивирующие факторы, которые регулируют положение работника в системе «удовлетворенность – неудовлетворенность». Эти факторы связаны с содержанием работы, к ним относятся признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе. Именно они оказывают влияние на удовлетворенность работника. Отсутствие этих факторов, по Ф. Герцбергу, на прямую не влияет на неудовлетворенность работника. На нее влияют внешние факторы, связанные с окружением. К этим факторам относятся заработная плата, техника безопасности, условия труда, статус работника, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с сослуживцами. Именно эти факторы устраняют неудовлетворенность, при отсутствии оной они не влияют на повышение удовлетворенности. МакКлелланд ввел понятие приобретенных потребностей, которые оказывают заметное влияние на поведение работника. К ним он относил потребности достижения, соучастия и властвования. 5. Школа количественных методов в управлении. Эта школа, в рамках которой исследования проводились на основе применения количественного анализа, системы математических моделей в управлении. Школа функционирует с 1950 годы по наше время. Представителями данной школы являются Леонид Канторович (лауреат Нобелевской премии 1975 года в области экономики), Джей Райт Форрест (первым применил компьютеры в управлении), Говард Райфа (модели менеджмента ведущих корпораций), Герберт Саймон (лауреат Нобелевской премии 1978 года в области экономики).. Основным вкладом в теорию управления, который сделан этой школой, являются исследования операций управления ресурсами, запасами и принятие решений на основе построения математических моделей. 6. Школа системного подхода. Организация рассматривается как некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в развитие целого. Свое начало берет с1950года по наше время. Одним из представителей является Пол Дюпон. 7. Школа ситуационных теорий управления. Современная школа так называемых «синтетический» теорий управления. Эта школа исходит из того, что управление необходимо воспринимать как комплексное, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением. Яркими представителями этой школы являются Питер Дракер, Томас Питер, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль и Энтони Атос. Последние четверо разработали так называемую теорию управления «7-S», которая основывается на 7 принципах (все они в английской транскрипции начинаются с буквы S): 1. Стратегия организации. 2. Структура организации. 3. Системы (процедуры) в организации. 4. Штат организации. 5. Стиль работы. 6. Квалификация работников. 7. Ценности разделяемые сотрудниками организации.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.007 с.) |