Принципы и функции управления организацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и функции управления организацией



По выражению Ф. Тейлора «Управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». Законы управления социально - экономическими системами выражают, прежде всего, качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами управления. Количественные связи анализируют с помощью экономико – математических методов. Управленческий труд относится к умственному труду, основным предметом труда является информации, средства труда представляют знания, компетенции, вычислительная техника. Результатом труда выступает управленческое решение. Законы управления можно подразделить на общие, связанные с общими экономическими законами и законы, которые свойственны отдельным подсистемам управления (пропорциональности подсистем; сокращения числа уровней управления и т.д.).

Управленческая деятельность основывается на использовании определенных принципов. Под принципами понимают систему основных правил управления. Принципы управления определяют стратегию управления организацией и ее подразделениями. Принципы управления базируются на законах управления. Принципы управления помогают формировать методы управления, используя при этом соответствующие функции. Среди принципов управления сегодня можно выделить следующие:

1. Принцип научности управления, исходит из того, что управление – это наука, которая опирается на объективные законы.

2. Принцип демократического распределения функций управления, он исходит из общественного разделения труда. Этот принцип сродни принципу демократического централизма.

3. Принцип преемственности хозяйственных решений.

4. Принцип материального и морального поощрения.

5. Принцип подбора и расстановки кадров.

6. Принцип экономичности и эффективности.

7. Принцип обязательной обратной связи.

8. Принцип системности и необходимого разнообразия.

9. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления.

Управление хозяйственной деятельностью российских организаций с использованием последнего принципа будет происходить по нарастающей. Это связано с развитием российского местного самоуправления.

Принцип подбора и расстановки кадров, пожалуй, один из самых важных для современного российского менеджмента. Об этом мы подробно поговорим в этом учебном пособии ниже.

Управленческая деятельность, опирающаяся на свои законы и принципы, весьма разносторонняя. Поэтому в теории управления ее принято разделять на отдельные функции. Под функцией управления понимается специализированный вид деятельности в рамках управления социально – экономической системой. Функция как категория в теории управления отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы управлять.

Для классификации функций используются следующие признаки:

1. По месту функции в процессе управления, т.е. различные функции характеризуют различные стадии процесса управления.

2. По степени влияния воздействия на объект управления.

3. По содержанию труда:

---управление производством;

---управление финансами;

---управление кадрами;

---управление снабжением;

---управление сбытом.

4. Отношение функций к тем или иным группам управленцев:

---руководители;

---технический персонал;

---специалисты.

5. По типичности принадлежности тому или иному звену управления.

Суть эффективного управления заключается в единстве функций.

Первым классификацию функций провел А.Файоль. Для обеспечения эффективного менеджмента необходимо комплексное использование управленческих функций.

В настоящее время в теории управления выделяют следующие функции:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Регулирование.

4. Координирование.

5. Мотивация.

6. Руководство.

7. Контроль.

8. Учет.

9. Анализ.

Эти функции работают в комплексе, как замкнутая система, имеющая обратную связь.

Планирование - это постановка целей и задач системы управления путем определения методов и средств их достижения. Планирование бывает текущее (оперативное) и перспективное (стратегическое). Планирование осуществляется на всех стадиях управленческой деятельности.

Организация – распределение объема работ по реализации запланированных задач между подразделениями данного хозяйствующего субъекта. Организация, как функция управления, реализуется через построение определенной организационной структуры управления, оперативное управление и координацию деятельности.

Функция организации базируется на следующих принципах:

1. Специализация.

2. Пропорциональность.

3. Непрерывность.

4. Ритмичность.

5. Надежность.

Регулирование - это управленческая деятельность, направленная на устранение отклонений от заданного режима функционирования и возврат объекта управления в запланированное состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса.

Координация - это управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность действий всех структурных подразделений организации, в процессе выполнения плановых заданий.

Мотивация - это процесс побуждения работника к активной деятельности для достижения поставленных организацией целей с помощью определенной системы стимулов.

Данная функция основывается на удовлетворении сложной системы потребностей человека и в соответствии с имеющимися теориями о мотивационной деятельности человека в организации.

Руководство - это управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Руководство как функция менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идеи не только принимают, но и начинают охотно внедрять. Для такого влияния руководителю, кроме прочего, нужна власть.

Существует две формы влияния на подчиненных, которые могут побудить их к активному сотрудничеству с руководством:

1. Убеждение с использованием собственного авторитета лидера.

2. Привлечение сотрудников к управлению.

Контроль – это проверка соответствия планируемого и реального состояния объекта управления по мере прохождения самого процесса управления. Контроль подразделяется на внешний и внутренний. Для контроля используют плановые показатели, нормативы, стандарты, нормы законодательства.

Учет – это процесс накопления и хранения итоговых показателей за определенный временной период. Учет подразделяют на бухгалтерский, статистический и оперативный.

Анализ – важнейшая функция управления. Специалисты в области управленческого анализа относятся к разряду управленческой элиты. Это связано с тем, что анализ перерастает в прогнозирование, которое предшествует планированию. На основании анализа могут поменяться цели организации со всеми вытекающими из этого последствиями. На этом замыкается непрерывная цепочка процесса управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.008 с.)