Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ моделей менеджмента

Поиск

Обычно, при изучении менеджмента во второй половине 20 века сравнению подвергались две модели управления в таких странах как Япония и США (табл. 3.2). Причем американская модель увязывалась с так называемым традиционным направлением в менеджменте. Японская модель управления основывалась на поведенческом направлении в менеджменте.

В современном менеджменте такое сравнение носит скорее исторический характер, нежели фактический, т.к. многие черты, которые были присущи той или иной модели управления 50 лет назад, в настоящее время используются и как в американском, так и в японском менеджменте.

В настоящее время, говоря о современной модели менеджмента, его все больше увязывают с маркетинговым управлением, характеризуя его как индивидуалистическое и информационное управление.

В целом менеджмент в условиях глобализации экономики трансформируется, приобретая межнациональные черты. Хотя отдельные особенности, определяемые национальным свойством характера, культурой и традициями, создают определенные особенности в поведении менеджеров различных стран.

Безусловно, что и в России менеджмент, который для нас является относительно молодой научной категорией, должен основываться на опыте и знаниях, накопленных мировым сообществом.

Таблица 3.2. Сравнительный анализ японской и американской моделей управления

 

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЯПОНИЯ США
Характер решений Коллективный Индивидуальный
Главные цели Стратегические Тактические
Разграничение обязанностей Размытое Четкое
Специализация работника Широкая Узкая
Ответственность Коллективная Индивидуальная
Приверженность работника Организации Профессии
Оценка и продвижение Медленные Быстрые
Разделяемые ценности Коллективные Индивидуальные
Направленность руководства На коллектив На индивидуума
Идеал менеджера Координатор Лидер
Способы контроля Коллективный по критериям Индивидуально руководителем
Отношения с подчиненными Неформальные Формальные
Обусловленность карьеры Коллективными достижениями, стажем Личными результатами
Структура управления Гибкая Формализованная
Оплата труда По коллективным результатам и стажу По индивидуальным результатам
Прием на работу Пожизненный Краткосрочный

 

 

Краткие выводы:

1. Изучение истории развития теории и практики менеджмента необходимо для понимания взаимодействия законов экономики и управления.

2. Опыт прошлого помогает современным управленцам в правильности принятия своих решений.

3. Элементы управления, которые имелись до конца 19 века, уже отличались определенной системностью и общими принципами. Они сохранили свое значение и в настоящее время.

4. Капитализм привел к четкому разделению и специализации труда. В результате управления на рубеже 19 и 20 столетий сформировалось в самостоятельную научную теорию (школа научного управления и классическая школа управления).

5. Развитие индустриализации подвела теорию управления к появлению менеджмента человеческих отношений.

6. Большое распространение в теории управления получила концепция школы количественных методов в управлении.

7. В постиндустриальный период развития общества в менеджменте появляются так называемые «синтетические» учения об управлении. Они связаны с системным и ситуационным подходами к управлению.

8. К «синтетическим» теориям об управлении можно отнести теоретические разработки П. Дракера и теорию «7- S».

9. В целом современный менеджмент трансформируется, приобретая межнациональные черты.

10. Отдельные особенности, определяемые национальным свойством характера, культурой и традициями, создают определенные особенности в поведении менеджеров различных стран.

11. Развитие теории управления социально-экономическим системами в 21 веке, несомненно, будет развиваться, исходя из той новой экономической парадигмы, которая складывается в настоящее время.

 

Лекция 4. Сущность и содержание менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Управление социально – экономическими системами невозможно представить без целенаправленной деятельности субъектов этой системы по отношению к объекту управления.

Цель в управлении это конечное желаемое состояние, к которому стремится субъект управления по отношению к управляемому им объекту. Отсутствие четкой цели лишает управление осмысленности. Стратегическое управление строится на основе миссии организации, эти вопросы мы рассмотрим в следующей теме данного учебного пособия. Итак, цель управления это идеальное состояние объекта управления, к которому стремится субъект управления. Цели в менеджменте являются существенным элементом системы управления, они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую роль. Говоря о характеристиках целей в управлении, выделяют необходимость их конкретности, протяженности по времени (долгосрочные или краткосрочные) и реальности.

Достижение целей обеспечивается решением определенных задач в системе управления. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией путей исполнения. В общем, задачи подразделяются на задачи связанные с персоналом, предметами труда и информацией.

К задачам менеджмента относят:

1. Организация производства товаров и услуг с учетом максимального удовлетворения запросов потребителя.

2. Обеспечение устойчивого положения организации на рынке.

3. Эффективное решение проблем стимулирования персонала организации.

4. Постоянный поиск новых рынков, диверсификация товаров и услуг.

5. Разработка стратегии инновационного развития организации.

6. Определение источников необходимых для деятельности организации ресурсов.

7. Обеспечение системы управления знаниями и переход к самообучающейся организации.

По мере решения выше указанных задач менеджер приближает организацию к намеченной цели. Однако по мере приближения к цели она отодвигается, что ведет к необходимости решения очередных задач и получению новых результатов. Таким образом, данный процесс является непрерывным и зависит от времени эффективного существования самой организации.

Основная задача современной модели менеджмента состоит в ориентации работы организации на удовлетворения спроса и потребностей рынка и его центрального звена потребителя.

В 80-е годы 20 столетия известный американский менеджер Ли Якокка, выведший из глубокого экономического кризиса автомобильную корпорацию «Крайслер» сформулировал свое видение «философии менеджмента». При внимательном рассмотрении его положений можно понять, что, по сути дела, речь идет о системе управления маркетинговой деятельностью (табл. 4.1.).

 

Таблица 4.1. «Философия менеджмента» по Ли Яккоке

 

Основные положения Характеристики
1.Характерные черты идеального места работы 1.Привлекательный вид. 2.Талантливые сотрудники. 3.Вознаграждение за труд и усердие. 4.Сознание того, что выпускаемая продукция пользуется спросом у покупателя.
2.Главные принципы 1.Проведение эффективной инновационной деятельности. 2.Оценка по достоинству труда каждого работника. 3.Поощрение духа соревновательности. 4.Поиск новых эффективных методов управления.
3.Основные краткосрочные цели 1.Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка. 2.Использование оригинальной передовой технологии. 3.Производство конкурентной продукции.

 

В российском менеджменте, наряду с общими целями и задачами, есть собственные особенности. К ним относятся:

1.Присутствие чрезвычайно жесткого регулирования со стороны государства в управлении организациями с различными формами собственности. В тоже время в центре внимания управления любой организации должен стоять человек.

2.Необходимость совершенствования законодательной базы в сфере экономического управления.

3.Необходимость учета традиций, культуры и национальных черт характера российских граждан.

4.Задача повышения профессионального уровня подготовки менеджеров различного уровня, развитие способностей и потребностей всех работников любой российской организации.

5.Необходимость понимания современных реалий, которые имеют место быть в современной мировой социально – экономической системе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.15.45 (0.01 с.)