Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Методологические основы управления↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………..6
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Глава 1. Менеджмент и экономика ………………………………………….7 1.1. Экономические основы управления………………………………........7 1.2. Собственность и управление……………………………………………9 1.3. Менеджмент в микро и макроэкономике……………………………..11 Краткие выводы …………………………………………………………….12 Глава 2. Менеджмент и маркетинг …………………………………….......13 2.1. Взаимосвязь менеджмента и маркетинга……………………………..13 2.2. Особенности менеджмента и маркетинга…………………………….15 Краткие выводы …………………………………………………………….16 Глава 3. Становление и развитие менеджмента …………………………17 3.1. Развитие теории и практики менеджмента…………………………...17 3.2. Научные школы менеджмента………………………………………...21 3.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента………………………23 Краткие выводы …………………………………………………………….24 Глава 4. Сущность и содержание менеджмента ………………………….25 4.1. Цели и задачи менеджмента……………………………………….......25 4.2. Деятельность менеджера и его задачи……………………………......28 4.3. Показатели эффективного менеджмента…………………………......29 Краткие выводы ……………………………………………………………31
РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 5. Система управления ………………………………………………32 5.1. Организация как система………………………………………………32 5.2. Миссия организации…………………………………………………...37 5.3. Цели организации………………………………………………………39 Краткие выводы …………………………………………………………….41 Глава 6. Принципы, функции и методы управления …………………...42 6.1. Принципы и функций управления организацией……………………42 6.2. Характеристика методов управления…………………………………46 Краткие выводы …………………………………………………………….49 Глава 7. Организационные структуры управления (ОСУ) …………….50 7.1. Понятие организации и организационной структуры управления…50 7.2. Структура органов управления организацией………………………..52 Краткие выводы …………………………………………………………….54 Глава 8. Виды организационных структур управления ………………..55 8.1. Особенности ОСУ различных видов………………………………….55 8.2. Стратегия и тактика выбора ОСУ……………………………………..62 Краткие выводы …………………………………………………………….65
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Глава 9. Организационные процессы в системе менеджмента ………...66 9.1. Организационные полномочия и процесс их делегирования……….66 9.2. Виды организационных полномочий………………………………....69 Краткие выводы …………………………………………………………….72 Глава 10. Роль коммуникаций в системе управления …………………..73 10.1. Сущность и виды коммуникаций…………………………………….73 10.2. Процесс коммуникаций……………………………………………….77 10.3. Проблемы в межличностных отношениях…………………………...78 10.4. Характеристики коммуникационных сетей………………………….79 Краткие выводы ……………………………………………………………..81 Глава 11. Принятие управленческих решений в организации ………...82 11.1. Понятие и классификация управленческих решений……………….82 11.2. Технология принятия управленческих решений…………………….84 Краткие выводы ……………………………………………………………..86 Глава 12. Управление рисками в организации …………………………..86 12.1. Понятие и классификация рисков……………………………………86 12.2. Управление рисками…………………………………………………..88 Краткие выводы ……………………………………………………………..90
Глава 13. Информация в системе управления …………………………...90 13.1. Роль информации в менеджменте……………………………………90 13.2. Свойства и характеристики управленческой информации………...92 13.3. Информационное обеспечение в менеджменте……………………..94 Краткие выводы …………………………………………………………….96
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Глава 14. Мотивация деятельности человека в организации …………96 14.1. Сущность и методы мотивации……………………………………...96 14.2. Теории мотивации…………………………………………………….99 Краткие выводы …………………………………………………………...105 Глава 15. Человек в системе менеджмента ……………………………...106 15.1. Человеческий фактор в управлении………………………………...106 15.2. Роль менеджера и проблемы централизации управления………....109 Краткие выводы ……………………………………………………………111 Глава 16. Управление человеческим капиталом ……………………….112 16.1. Понятие персонала и человеческого капитала…………………….112 16.2. Система управления персоналом и человеческим капиталом…...114 Краткие выводы ……………………………………………………………116 Глава 17. Власть и партнерство …………………………………………..116 17.1. Понятие власти и ее роль в менеджменте…………………………..116 17.2. Управляемость в менеджменте……………………………………...119 17.3. Типология власти…………………………………………………….121 Краткие выводы ……………………………………………………………126 Глава 18. Лидерство и стиль управления ………………………………..127 18.1. Лидерство в современном менеджменте…………………………...127 18.2. Соотношение управления и лидерства……………….......................131 18.3. Стили управления…………………………………………………….133 Краткие выводы ……………………………………………………………137 Глава 19. Конфликты и стрессы в менеджменте ……………………….138 19.1. Типология конфликтов……………………………………………….138 19.2. Стратегия управления конфликтами………………………………...142 Краткие выводы …………………………………………………………….149 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….150 ПРЕДИСЛОВИЕ Управление в широком смысле слова реализуется в рамках биологических, физических, механических и социально - экономических системах. Управление обеспечивает нормальное функционирование этих систем. Отличительной особенностью управления социально – экономическими системами является присутствие человека. Это управление людьми, оно может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне отдельных групп людей, объединенных едиными целями. Задача такого рода управления состоит в обеспечении такой деятельности граждан, которое необходимо для развития общества и сохранения жизнеспособной социально – экономической системы. Наука управления имеет свои законы. Она базируется на использовании исторического опыта, интересуется настоящим и будущим. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. В современных российских условиях крайне важным является определение основных методологических позиций управления социально – экономическими системами. Иногда возникает вопрос о том, что такое управление социально – экономическими системами и какое отличие это понятие имеет с категорией менеджмент. Менеджмент в переводе с английского означает управление. Однако термин менеджмент, несмотря на то, что наука управления социально – экономическими системами в СССР начала свое развитие с 60-годов 20 века, не находил применения ни в научной, ни в практической хозяйственной жизни. Вместе с тем понятие менеджмент в странах с рыночной экономикой используется повсеместно с момента выделения его как науки. Объясняется это тем, что в СССР мы имели дело с командно – административной системой экономики, в то время как большинство стран мировой системы развивались в условиях рыночной экономики. Поэтому, говоря о современном российском менеджменте, мы имеем в виду управление социально – экономическими системами в условиях российской рыночной экономики. Автор, понимая о наличии большого количества работ по теории управления, в данном учебном пособии, наряду с классическим подходом к изучению проблем управления социально-экономическими системами, особую роль посвятил анализу роли человеческого капитала как основного капитала любой современной организации, влияющего на эффективность управления. Собственность и управление Отношение к собственности всегда определяет управление хозяйственной деятельностью любых социально – экономических систем и организаций в частности. Так при рабовладельческом строе и собственности на людей управление строилось на прямом насилии. В условиях феодализма и собственности на землю к узаконенному насилию добавлялось экономическое принуждение. В условиях капитализма и собственности на средства производства помимо экономического принуждения появляется управление, строящееся на развитии мотивации у работников к тому или иному действию в условиях функционирования конкретной организации. В постиндустриальном обществе и собственности на информацию и знания широкое распространение получает управление, строящееся на управлении человеческими ресурсами, управлении информацией и управлении знаниями. Организации (хозяйствующие субъекты) подразделяют по формам собственности на используемый капитал (частные и государственные), по количеству собственников (единоличные, товарищества, акционерные) и по степени концентрации используемого капитала (малые, средние, крупные). В государственных (муниципальных) организациях предпринимателем выступают государственные (муниципальные) органы (министерства, ведомства, муниципалитеты). При этом руководителям государственной организации делегируется широкий круг полномочий. Часто эффективными являются организации со смешанной формой собственности. Особенно мы это видим в российских корпорациях, которые занимаются разработкой природных ресурсов. При этом часто их деятельность контролируется государством с помощью выдачи соответствующих лицензий. Это естественно правильно, так как то, что дано обществу природой должно, соответствующим образом, контролироваться им же через свои представительные органы. С помощью своего влияния государство, как главный представительный орган общества, должно активно влиять на естественные монополии, которые и возникают, в первую очередь в отраслях, связанных с использованием природных ресурсов. В этом, наверное, и заключается основное участие в управлении такими хозяйствующими субъектами со стороны государства. Необходимость осуществления государством определенных управленческих функций объясняется двумя причинами: 1. Наличие определенных недостатков в идеальном рынке, т.к. такового просто не бывает; 2. Необходимостью производства и удовлетворения потребностей общества в коллективных общественных благах. К таким потребностям относятся оборона, образование (в определенной степени), фундаментальная наука, социальное обеспечение, медицинское обслуживание (в определенной степени), правоохранительные органы. Если в крупном российском бизнесе в качестве основной формы собственности обычно выступает смешанная – государственная и частная (в виде акционерной), то в малом и среднем бизнесе наиболее эффективными в России являются частная и коллективные (товарищества) формы собственности. В рыночной экономике любая негосударственная организация, в первую очередь, решает сама три основных вопроса: «что», «как» и для «кого» производить свои товары или услуги. В государственных организациях эти задачи определяются в рамках государственной экономической политики. Эта политика проводится через определенную политическую систему (представительные органы различных уровней, общественные палаты, изучение общественного мнения и т.п.). Это помогает учитывать мнение всего общества. Таким образом, мы видим связь не только отношений собственности и хозяйственного управления, но и их связи с такими категориями как политика и социология.
Краткие выводы 1. С развитием экономической теории появилась необходимость развития и теории управления хозяйственной деятельностью различных социально – экономических систем. Таким образом, экономика и управление неразрывны 2. Теория управления хозяйственной деятельностью различных социально – экономических систем является составной частью общей экономической теории. 3. Отношение к собственности всегда определяет управление хозяйственной деятельностью любых социально – экономических систем и организаций в частности. 4. В постиндустриальном обществе и собственности на информацию и знания широкое распространение получает управление, строящееся на управлении человеческими ресурсами, управлении информацией и управлении знаниями. 5. Повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки. 6. Управление организациями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике). 7. Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности, и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний. Краткие выводы: 1. Взаимосвязь менеджмента и маркетинга можно проследить в рамках единой системы управления хозяйствующим субъектом. 2. Маркетинг - это управление организацией на основе учета внешних факторов рынка. Менеджмент- управление организацией, направленное на достижение поставленных целей на основе учета, использования и развития внутренних факторов. 3. Современный менеджмент охватывает и увязывает все уровни внутриорганизационного управления. Менеджмент это не только наука, но и искусство. Но управление осуществляется не только на уровне отдельных организаций, но и на макроуровне – государственное управление. 4. Маркетинг работает как внутри организации, т.к. именно он формирует цели и направляет все службы на выпуск необходимой продукции, так и вне организации, проявляясь в достижении согласованных действий с потребителями, поставщиками, конкурентами. 5. Рыночная экономика и философия маркетинга, определяя стратегию и тактику менеджмента, ставит потребности потребителей и общества в целом превыше всего.
Научные школы менеджмента 1. Школа научного управления. Основана на трудах Фредерика Тейлора, Генри Гантта, Френка Гилберта. Время активного функционирования 1885 – 1920 годы. В основе данной школы использовались методы научного анализа. По отношению к работнику применялись методы различного рода стимулирования. Это научное течение отделяло управленческие функции от фактического выполнения работы, т.е. управление определялось как самостоятельная деятельность. 2. Классическая школа управления. Основателями являются Анри Файоль,Макс Вебер и Джордж Муни. Период активного функционирования 1920 – 1950 годы. Основное достижение школы состоит в разработке универсальных методов управления. При этом была предложена рациональная система управления, а также организационная структура управления организацией, были сформулированы основные принципы управления организацией. 3. Школа человеческих отношений. Базируется на исследованиях Мэри Паркер Фоллет, Элтона Мейо, Абрахама Маслоу. Период активного функционирования 1930 -1950 годы. В рамках этой школы рекомендовалось широко использовать приемы управления человеческими отношениями, включая эффективное взаимодействие руководителей и подчиненных за счет возможности их взаимного общения на работе. 4. Развитие школы человеческих отношений получило за счет развития концепции поведенческих наук. Представителями этого научного течения являются Дэвид МакГрегор, Фредерик Герцберг и МакКлелланд. Период функционирования 1950 – 1980 годы. Согласно Д.МакГрегору человек с одной стороны ленив и старается избежать работы, с другой стороны работа людям от природы также необходима как все естественные процессы. По МакГрегору работника надо не только контролировать и регулировать, но и делегировать ему определенные полномочия, улучшать с ним взаимоотношения. Ф. Герцберг показал, что существуют мотивирующие факторы, которые регулируют положение работника в системе «удовлетворенность – неудовлетворенность». Эти факторы связаны с содержанием работы, к ним относятся признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе. Именно они оказывают влияние на удовлетворенность работника. Отсутствие этих факторов, по Ф. Герцбергу, на прямую не влияет на неудовлетворенность работника. На нее влияют внешние факторы, связанные с окружением. К этим факторам относятся заработная плата, техника безопасности, условия труда, статус работника, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с сослуживцами. Именно эти факторы устраняют неудовлетворенность, при отсутствии оной они не влияют на повышение удовлетворенности. МакКлелланд ввел понятие приобретенных потребностей, которые оказывают заметное влияние на поведение работника. К ним он относил потребности достижения, соучастия и властвования. 5. Школа количественных методов в управлении. Эта школа, в рамках которой исследования проводились на основе применения количественного анализа, системы математических моделей в управлении. Школа функционирует с 1950 годы по наше время. Представителями данной школы являются Леонид Канторович (лауреат Нобелевской премии 1975 года в области экономики), Джей Райт Форрест (первым применил компьютеры в управлении), Говард Райфа (модели менеджмента ведущих корпораций), Герберт Саймон (лауреат Нобелевской премии 1978 года в области экономики).. Основным вкладом в теорию управления, который сделан этой школой, являются исследования операций управления ресурсами, запасами и принятие решений на основе построения математических моделей. 6. Школа системного подхода. Организация рассматривается как некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в развитие целого. Свое начало берет с1950года по наше время. Одним из представителей является Пол Дюпон. 7. Школа ситуационных теорий управления. Современная школа так называемых «синтетический» теорий управления. Эта школа исходит из того, что управление необходимо воспринимать как комплексное, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением. Яркими представителями этой школы являются Питер Дракер, Томас Питер, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль и Энтони Атос. Последние четверо разработали так называемую теорию управления «7-S», которая основывается на 7 принципах (все они в английской транскрипции начинаются с буквы S): 1. Стратегия организации. 2. Структура организации. 3. Системы (процедуры) в организации. 4. Штат организации. 5. Стиль работы. 6. Квалификация работников. 7. Ценности разделяемые сотрудниками организации.
Цели и задачи менеджмента Управление социально – экономическими системами невозможно представить без целенаправленной деятельности субъектов этой системы по отношению к объекту управления. Цель в управлении это конечное желаемое состояние, к которому стремится субъект управления по отношению к управляемому им объекту. Отсутствие четкой цели лишает управление осмысленности. Стратегическое управление строится на основе миссии организации, эти вопросы мы рассмотрим в следующей теме данного учебного пособия. Итак, цель управления это идеальное состояние объекта управления, к которому стремится субъект управления. Цели в менеджменте являются существенным элементом системы управления, они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую роль. Говоря о характеристиках целей в управлении, выделяют необходимость их конкретности, протяженности по времени (долгосрочные или краткосрочные) и реальности. Достижение целей обеспечивается решением определенных задач в системе управления. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией путей исполнения. В общем, задачи подразделяются на задачи связанные с персоналом, предметами труда и информацией. К задачам менеджмента относят: 1. Организация производства товаров и услуг с учетом максимального удовлетворения запросов потребителя. 2. Обеспечение устойчивого положения организации на рынке. 3. Эффективное решение проблем стимулирования персонала организации. 4. Постоянный поиск новых рынков, диверсификация товаров и услуг. 5. Разработка стратегии инновационного развития организации. 6. Определение источников необходимых для деятельности организации ресурсов. 7. Обеспечение системы управления знаниями и переход к самообучающейся организации. По мере решения выше указанных задач менеджер приближает организацию к намеченной цели. Однако по мере приближения к цели она отодвигается, что ведет к необходимости решения очередных задач и получению новых результатов. Таким образом, данный процесс является непрерывным и зависит от времени эффективного существования самой организации. Основная задача современной модели менеджмента состоит в ориентации работы организации на удовлетворения спроса и потребностей рынка и его центрального звена потребителя. В 80-е годы 20 столетия известный американский менеджер Ли Якокка, выведший из глубокого экономического кризиса автомобильную корпорацию «Крайслер» сформулировал свое видение «философии менеджмента». При внимательном рассмотрении его положений можно понять, что, по сути дела, речь идет о системе управления маркетинговой деятельностью (табл. 4.1.).
Таблица 4.1. «Философия менеджмента» по Ли Яккоке
В российском менеджменте, наряду с общими целями и задачами, есть собственные особенности. К ним относятся: 1.Присутствие чрезвычайно жесткого регулирования со стороны государства в управлении организациями с различными формами собственности. В тоже время в центре внимания управления любой организации должен стоять человек. 2.Необходимость совершенствования законодательной базы в сфере экономического управления. 3.Необходимость учета традиций, культуры и национальных черт характера российских граждан. 4.Задача повышения профессионального уровня подготовки менеджеров различного уровня, развитие способностей и потребностей всех работников любой российской организации. 5.Необходимость понимания современных реалий, которые имеют место быть в современной мировой социально – экономической системе.
Краткие выводы 1. Цель в управлении это конечное желаемое состояние, к которому стремится субъект управления по отношению к управляемому им объекту. Отсутствие четкой цели лишает управление осмысленности. 2. Говоря о характеристиках целей в управлении, выделяют необходимость их конкретности, протяженности по времени (долгосрочные или краткосрочные), реальности. 3. Достижение целей обеспечивается решением определенных задач в системе управления. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией путей исполнения. 4. По мере решения поставленных задач менеджер приближает организацию к намеченной цели. Однако по мере приближения к цели она отодвигается, что ведет к необходимости решения очередных задач и получению новых результатов. 5. В российском менеджменте, наряду с общими целями и задачами, есть собственные особенности. 6. Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации. 7. Для успешного решения имеющихся перед организацией задач менеджер, помимо профессиональных качеств, должен обладать определенными личностными характеристиками. 8. Оценка эффективности управления организацией является сложной задачей. Эффективность управления соответствует разности между общим экономическим эффектом и затратами на это управление. 9. К оценочным показателям эффективного менеджмента обычно относят: ---показатель эффективности управления; ---коэффициент численности управленческих работников; ---коэффициент затрат на управление; ---коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемого товара.
Организация как система В любой организации для того, чтобы понимать ее таковой должны выполняться следующие требования: 1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой организации. 2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной организации. 3. Наличие сотрудников организации, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. В экономике организация является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства и реализации товаров (услуг) на рынке в рамках определенной социально-экономической системы. Поскольку в каждой организации есть те, кто управляет и те, кем управляют, то ее как единую социально-экономическую систему можно рассматривать в виде двух подсистем – управляющей и управляемой. Соединение этих двух подсистем определенными материально-вещественными и информационными связями образует структуру и целостность системы. Данная система не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую. Рассматриваемая социально-экономическая система управления предусматривает закономерное, целенаправленное, взаимное, целостное взаимодействие всех входящих в нее подсистем и этим отличается от простой совокупности элементов. Социально-экономическая система управления предусматривает наличие в ней человека. Это вносит вероятностный характер в поведение таких систем. Таким образом, отличительной чертой социально-экономической системы управления является наличие многовариантности в ее функционировании. В системе управления организацией обязательно присутствует управляющая подсистема (субъект управления), воздействующая на управляемую подсистему (объект управления)информационными (прямыми и обратными) связями (рис. 5.1).
Рис.5.1. Контур социально-экономической системы управления
Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства: ---большое число элементов; ---между элементами циркулируют не только материальные ресурсы, но и информация; ---наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей; ---несколько уровней и способов достижения целей; ---несовпадение интересов отдельных групп субъектов; ---наличие элементов системы, функционирующих в условиях неопределенности; ---сложность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами. Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку экономических, политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач. Применение системного подхода к управлению облегчило для менеджеров задачу, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Это помогло интегрировать вклады различных научных школ менеджмента школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами). Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в отдельности в образующих ее элементах. По уровню иерархии системы классифицируются на: 1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью. 2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию (животные), люди, социальные системы, социально-экономические системы. Для менеджмента особый интерес представляют социально-экономические системы – неравновесные системы, которым свойственны неопределенность. Поэтому предсказание поведения социально-экономической системы носит вероятностный характер. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью и относящиеся к социально-экономическим системам, являются открытыми системами. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта управленческого решения на основании проработки множества вариантов решений. Крупные составляющие сложных систем, таких как организации зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в теории управления. Посредством разделения организации на соответствующие подразделения создаются подсистемы внутри организации. Все эти подразделения (подсистемы) играют важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. В целом любая социально-экономическая система (организация) состоит из следующих подсистем: ---техническая; ---технологическая; ---социальная (группы людей); ---экономическая; ---организационная (требования, правила, стандарты). Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого подразделения и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлема лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки количественных методов в управления - главным образом, техническими и технологическими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации. Таким образом, внешнее воздействие предопределяет средства арсенала управления, которые могут оказаться наиболее подходящими и, вероятнее всего, успешными. Рис. 5.2. представляет собой упрощенное изображение организации как открытой социально-экономической системы. Любая система характеризуется, по крайней мере, тремя элементами: ---входом в систему (поступающие ресурсы); ---процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу); ---выходом из системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль (для коммерческих организаций), увеличение доли рынка, увеличение объема реализации, социальная ответственность, удовлетворение потребителей, рост организации.
Входы Преобразования Выходы
Рис. 5.2 Организация как открытая социально-экономическая система Итак, организация это открытая система, успешное существование которой зависит от эффективного взаимодействия с внешней средой. Внутренняя среда организации обеспечивает достижение поставленных целей и охватывает производство товаров и услуг, а также и управление этим производством. Внешняя среда прямого действия включает рынки, представляющие интерес для данной организации, законодательство, регулирующие хозяйственные отношения, и, наконец, состояние науки и техники. Внешняя среда косвенного воздействия включает политическое, социально-экономическое положение общества, учитываемые организацией при разработке стратегии своего развития. Миссия организации Миссия организации это в широком понимании философия существования организации. В более узком смысле миссия понимается как то, ради чего существует та или иная организация. Миссия является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой организации. Она формирует направление движения организации с учетом внешних и внутренних условий ее существования. Формирование миссии определяет основную цель организации. На формирование миссии организации оказывают влияние сл
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.015 с.) |