Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение управления и лидерстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря о соотношении управления лидерства, часто говорят, что лидерство – это не управление. В определенной мере это формальный подход. В связи с этим он ведет к попытке разграничить поведение менеджера и лидера, сведя эти различия в виде следующей таблицы (табл. 18.1). Из приведенного сравнения видно, что хороший менеджер не всегда может быть лидером.
Таблица 18.1. Отличие менеджера от лидера
Однако, оценивая такое разграничение, хотелось бы отметить, что задача эффективного менеджера состоит в постоянном стремлении к стиранию этих отличий. Гармония формального и неформального лидерства зависит от мотивации лидерства. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, с помощью которого он подкрепляет свои полномочия. Однако менеджер при этом не должен ограничить возможность появления неформального лидера, напротив менеджер должен стремиться понять суть появления неформального лидера в организации и постараться привлечь его деяния на свою сторону. При появлении в коллективе неформального лидера менеджер должен стремиться установить с ним хорошие взаимоотношения. Мотивация лидерства построена на отношении менеджеров к неформальному управлению. Лидерство – это способность убеждать людей в своих возможностях управлять. Следует иметь в виду, что лидерство и популярность отличаются друг от друга. Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не только на свои полномочия, но и на признание уважения, авторитет. Лидерство не следует путать с силой характера. Чрезмерная сила характера может рождать опасение между ними. Факторы лидерства можно разделить на 3 группы: 1. Факторы личности менеджера. 2. Факторы коллектива. 3. Характер управленческой деятельности (т.е. стили управления). Стили управления Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности менеджеров. Знание стиля управления позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного аппарата. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к хозяйственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной. Первое употребление терминологии, относящейся к обозначению стилей лидерства, было заимствовано Куртом Левиным из сферы государственного управления — авторитарный, демократический и либеральный (пассивный). Эти термины условно были приняты в управлении бизнесом, отразив с определенной степенью точности смысл взаимоотношений руководителей с подчиненными. В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляющую деятельность всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. С тех пор это понятие употребляется в социальной психологии, и оно стало общеупотребительным. Выделенные К. Левиным стили лидерства (авторитарный, демократический и либеральный) рассматривались через призму власти, что нашло отражение в многочисленных работах различных ученых, занимавшихся как социальной психологией, так и проблемами управления. Отечественный ученый Анатолий Лактионович Журавлев дает иное определение стиля руководства. Это — "индивидуально-типологические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения управленческих функций". А.Л. Журавлевым в 1976 году были получены на основе экспертных оценок 20 параметров стиля руководства, которые были подразделены на прямые и косвенные. Им была предложена модель стиля с точки зрения его целостности. В этой связи он выявлил три основных компонента стиля руководства, обозначенные им следующим образом: "Д" — директивность, "К" — коллегиальность, "П" — пассивное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную степень выраженности этих компонентов. Причем, определение стиля, согласно этой модели, означает измерение степени выраженности его компонентов. В определении стиля руководства каждый их компонентов играет различную роль. А.Л. Журавлев предложил также свою классификацию, состоящую из семи, различающихся между собой стилей руководства. Ниже приводится описание этих стилей, по А.Л. Журавлеву. 1. Директивный стиль руководства Руководитель, придерживающийся этого стиля, стремится к единоначалию. Его ответственность и реальные полномочия соответствуют друг другу. Инициатива идет от него, подчиненные пассивны и несамостоятельны. Основной метод руководства — приказ, а не просьба. Подчиненным часто делаются замечания и выносятся выговоры. Кроме того, руководитель наказывает подчиненных экономически. Не принимает возражений и советов, проявляет бестактность. Считает себя незаменимым. 2. Коллегиальный стиль руководства. Руководитель распределяет полномочия между собой и подчиненными. Индивидуально решает только самые срочные и сложные задачи. Большинство задач решает совместно с коллективом. Активность проявляют как руководитель, так и его подчиненные. Основной метод руководства — просьба и поручение, приказы даются редко. Руководитель систематически контролирует работу исполнителей. Его отношение к нововведениям положительное. Он справедлив и требователен. 3. Либеральный стиль руководства. При выполнении управленческих функций руководитель пассивен. Основной метод его работы — уговоры сотрудников для выполнения заданий. Он не привык и не умеет приказывать. Старается не общаться с другими руководителями, а к подчиненным равнодушен. В работе мало заинтересован, уделяет минимум внимания работе, а также вопросам социально-психологического климата в коллективе. Противостоит нововведениям. Правила управления для эффективного менеджера часто определяют с помощью так называемой “решетки” Роберта Блейка, который использовал введенное К.Левиным подразделение стилей управления на авторитарный, демократический и либеральный. Р. Блейк и З. Моутон разработали “решетку” менеджмента, которая позволяла бы менеджеру при принятии решений ориентироваться на определенные стили управления (рис. 18.1) и (табл. 18.2).
Рис. 18.1. «Решетка» Блейка
Идея Блейка состоит в том, что любой управленческий результат достигается в “силовом поле” между производством и человеком. Это особенно становится актуальным при возрастании роли человеческого капитала. При этом руководитель: 1. Должен быть уверенным в своем деле, знать науку об управлении. 2. Должен быть строгим и требовательным. 3. Должен правильно понимать критику и уметь критиковать. 4. Должен уметь наказать и прощать, быть приветливым и тактичным. 5. Должен уметь говорить и слушать, должен уметь молчать. Таблица 18.1. «Решетка» Блейка
Рассмотрение приводимых выше стилей руководства позволяет судить о том, что нет единых точек зрения на этот вопрос ввиду сложности самого феномена лидерства. Выбор форм и методов руководства зависит от многих факторов организационного и психологического характера. Поэтому в практике управления используются уже давно проверенные жизнью формы и способы работы с людьми, решающими общие для всех них задачи. Независимо от решаемых задач методы руководства должны быть адекватными условиям конкретной организационной среды. Современные исследователи лидерства за рубежом отмечают, что проявления авторитарности и диктаторства сейчас ценятся в гораздо меньшей степени, чем в прежние времена. Большее значение приобретает для лидерства свобода индивидуального стиля лидерства. Современные ученые пытаются найти возможности соединения элементов, характеризующих различные стили лидерства, а также выявить особенности имеющихся стилей лидерства, несмотря на то, что около трех десятков лет они изучали эту проблему. Функция лидерства не обязательно закреплена за одним человеком. Вполне возможно смена лидерства - по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Преобразующее лидерство – это тип лидерства, представляющее определенный процесс поведения, включающее процесс самообучения и подвержены управлению. Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает в коллективе подходы к реализации функций управления. Стиль управления – это то, из чего складывается лидерство, хотя в основе лидерства лежат врожденные качества индивида. Стиль управления отражает общую атмосферу управленческой деятельности в организации.
Краткие выводы 1. Проблема лидерства в современном менеджменте приобретает особое значение в связи с возрастанием роли человеческого фактора и социализации всей экономической системы. 2. К традиционным концепциям лидерства относят теорию лидерских качеств (Ральф Стогдилл и Ричард Манн) и теорию лидерского поведения (Курт Левин, Роберт Блейк, Зигли Моутон). 3. Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал «ситуационный подход» (Фред Фидлер, Герхард Кунц и Сьюзен О'Доннел). 4. Одной из разновидностей ситуационных теорий лидерства явилась "теория жизненного цикла", авторами которой стали Пол Херси и Кен Бланшард. 5. Продолжением ситуационных теорий лидерства стала еще одна модель, авторами которой были Виктор Врум и Филипп Йеттон. Согласно авторам этой модели, в ней основное внимание уделяется процессу принятия решений самим руководителем. 6. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера обусловлены реакцией лидера на поведение подчиненных. 7. Относительно новым в теории лидерства является харизматический подход. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признания лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть. 8. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: лидера-преобразователя или лидера-реформатора. 9. Гармония формального и неформального лидерства зависит от мотивации лидерства. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, с помощью которого он подкрепляет свои полномочия. Однако менеджер при этом не должен ограничить возможность появления неформального лидера. 10. Курт Левин выделил следующие основные стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. 11. Роберт Блейк и Зингли Моутон разработали “решетку” менеджмента, которая позволяет менеджеру при принятии решений ориентироваться на определенные стили управления. 12. Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает в коллективе подходы к реализации функций управления.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.009 с.) |