Соотношение управления и лидерства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение управления и лидерства



Говоря о соотношении управления лидерства, часто говорят, что лидерство – это не управление. В определенной мере это формальный подход. В связи с этим он ведет к попытке разграничить поведение менеджера и лидера, сведя эти различия в виде следующей таблицы (табл. 18.1).

Из приведенного сравнения видно, что хороший менеджер не всегда может быть лидером.

 

Таблица 18.1. Отличие менеджера от лидера

 

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

 

Однако, оценивая такое разграничение, хотелось бы отметить, что задача эффективного менеджера состоит в постоянном стремлении к стиранию этих отличий.

Гармония формального и неформального лидерства зависит от мотивации лидерства. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, с помощью которого он подкрепляет свои полномочия. Однако менеджер при этом не должен ограничить возможность появления неформального лидера, напротив менеджер должен стремиться понять суть появления неформального лидера в организации и постараться привлечь его деяния на свою сторону.

При появлении в коллективе неформального лидера менеджер должен стремиться установить с ним хорошие взаимоотношения.

Мотивация лидерства построена на отношении менеджеров к неформальному управлению. Лидерство – это способность убеждать людей в своих возможностях управлять. Следует иметь в виду, что лидерство и популярность отличаются друг от друга.

Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не только на свои полномочия, но и на признание уважения, авторитет. Лидерство не следует путать с силой характера. Чрезмерная сила характера может рождать опасение между ними.

Факторы лидерства можно разделить на 3 группы:

1. Факторы личности менеджера.

2. Факторы коллектива.

3. Характер управленческой деятельности (т.е. стили управления).

Стили управления

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности менеджеров. Знание стиля управления позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного аппарата. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к хозяйственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.

Первое употребление терминологии, от­носящейся к обозначению стилей лидер­ства, было заимствовано Куртом Левиным из сферы государственного управления — авторитарный, демократический и либеральный (пассивный). Эти термины условно были приняты в управлении бизнесом, отра­зив с определенной степенью точности смысл взаимоотношений руководителей с подчиненными.

В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составля­ющую деятельность всех лидеров (руководителей), назвав ее лидер­ством. С тех пор это понятие употребляется в социальной психоло­гии, и оно стало общеупотребительным. Выделенные К. Левиным стили лидерства (авторитарный, демократический и либеральный) рассматривались через призму власти, что нашло отраже­ние в многочисленных работах различных ученых, занимавшихся как социальной психологией, так и проблемами управления.

Отечественный ученый Анатолий Лактионович Журавлев дает иное определение стиля руководства. Это — "индивидуально-типологические особен­ности целостной, относительно устойчивой системы способов, мето­дов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью вы­полнения управленческих функций".

А.Л. Журавлевым в 1976 году были получены на основе экспер­тных оценок 20 параметров стиля руководства, которые были под­разделены на прямые и косвенные.

Им была предложена модель стиля с точки зрения его целостности. В этой связи он выявлил три основных компонента стиля руководства, обозначенные им следующим обра­зом: "Д" — директивность, "К" — коллегиальность, "П" — пассив­ное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную сте­пень выраженности этих компонентов. Причем, определение сти­ля, согласно этой модели, означает измерение степени выражен­ности его компонентов. В определении стиля руководства каждый их компонентов играет различную роль.

А.Л. Журавлев предложил также свою классификацию, состоя­щую из семи, различающихся между собой стилей руководства. Ниже приводится описание этих стилей, по А.Л. Журавлеву.

1. Директивный стиль руководства

Руководитель, придерживающийся этого стиля, стремится к едино­началию. Его ответственность и реальные полномочия соответствуют друг другу. Инициатива идет от него, подчиненные пассивны и неса­мостоятельны. Основной метод руководства — приказ, а не просьба. Подчи­ненным часто делаются замечания и выносятся выговоры. Кроме того, руководитель наказывает подчиненных экономически. Не принимает возражений и советов, проявляет бестактность. Считает себя незаме­нимым.

2. Коллегиальный стиль руководства.

Руководитель распределяет полномочия между собой и подчи­ненными. Индивидуально решает только самые срочные и сложные задачи. Большинство задач решает совместно с коллективом. Активность проявляют как руководитель, так и его подчиненные. Основной метод руководства — просьба и поручение, приказы даются редко. Руководитель систематически контролирует работу исполнителей. Его отношение к нововведениям положительное. Он справедлив и требователен.

3. Либеральный стиль руководства.

При выполнении управленческих функций руководитель пасси­вен. Основной метод его работы — уговоры сотрудников для вы­полнения заданий. Он не привык и не умеет приказывать. Старается не общаться с другими руководителями, а к подчиненным равнодушен. В работе мало заинтересован, уделяет минимум внимания работе, а также вопросам социально-психологического климата в коллективе. Противостоит нововведениям.

Правила управления для эффективного менеджера часто определяют с помощью так называемой “решетки” Роберта Блейка, который использовал введенное К.Левиным подразделение стилей управления на авторитарный, демократический и либеральный. Р. Блейк и З. Моутон разработали “решетку” менеджмента, которая позволяла бы менеджеру при принятии решений ориентироваться на определенные стили управления (рис. 18.1) и (табл. 18.2).

 

Внимание к производству  

Рис. 18.1. «Решетка» Блейка

 

Идея Блейка состоит в том, что любой управленческий результат достигается в “силовом поле” между производством и человеком. Это особенно становится актуальным при возрастании роли человеческого капитала. При этом руководитель:

1. Должен быть уверенным в своем деле, знать науку об управлении.

2. Должен быть строгим и требовательным.

3. Должен правильно понимать критику и уметь критиковать.

4. Должен уметь наказать и прощать, быть приветливым и тактичным.

5. Должен уметь говорить и слушать, должен уметь молчать.

Таблица 18.1. «Решетка» Блейка

 

Характеристика взаимодействия менеджера с подчиненными
А(1.9) Ч(9.1) К(5.5) П(1.1) И(9.9)
Жесткий курс администратора. Повсеместный контроль. “И на предприятии надо оставаться человеком”. На 1-ом месте межличностные отношения. На 2-ом месте производительность труда. Компромисс во всем. Полная апатия. Апатия как к производству, так и к сотруднику. Идеал. Работа менеджера, направлена на эффективное развитие производства через самореализацию подчиненных.

 

Рассмотрение приводимых выше стилей руководства позволя­ет судить о том, что нет единых точек зрения на этот вопрос ввиду сложности самого феномена лидерства. Выбор форм и методов ру­ководства зависит от многих факторов организационного и психо­логического характера. Поэтому в практике управления использу­ются уже давно проверенные жизнью формы и способы работы с людьми, решающими общие для всех них задачи. Независимо от решаемых задач методы руководства должны быть адекватными условиям конкретной организационной среды.

Современные исследователи лидерства за рубежом отмечают, что проявления авторитарности и диктаторства сейчас ценятся в гораздо меньшей степени, чем в прежние времена. Боль­шее значение приобретает для лидерства свобода индивидуального стиля лидерства. Современные ученые пытаются найти возможности соединения элементов, характе­ризующих различные стили лидерства, а также выявить особенности имеющихся стилей лидерства, несмотря на то, что около трех десят­ков лет они изучали эту проблему.

Функция лидерства не обязательно закреплена за одним человеком. Вполне возможно смена лидерства - по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент.

Преобразующее лидерство – это тип лидерства, представляющее определенный процесс поведения, включающее процесс самообучения и подвержены управлению.

Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает в коллективе подходы к реализации функций управления.

Стиль управления – это то, из чего складывается лидерство, хотя в основе лидерства лежат врожденные качества индивида. Стиль управления отражает общую атмосферу управленческой деятельности в организации.

 

Краткие выводы

1. Проблема лидерства в современном менеджменте приобретает особое значение в связи с возрастанием роли человеческого фактора и социализации всей экономической системы.

2. К традиционным концепциям лидерства относят теорию лидерских качеств (Ральф Стогдилл и Ричард Манн) и теорию лидерского поведения (Курт Левин, Роберт Блейк, Зигли Моутон).

3. Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал «ситуационный подход» (Фред Фидлер, Герхард Кунц и Сьюзен О'Доннел).

4. Одной из разновидностей ситуационных теорий лидерства явилась "теория жизнен­ного цикла", авторами которой стали Пол Херси и Кен Бланшард.

5. Продолжением ситуационных теорий лидерства стала еще одна модель, авторами которой были Виктор Врум и Филипп Йеттон. Согласно авторам этой модели, в ней основное внимание уделяется процессу принятия решений самим руководителем.

6. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера обусловлены реакцией лидера на поведение подчиненных.

7. Относительно новым в теории лидерства является харизматический подход. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признания лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть.

8. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: лидера-преобразователя или лидера-реформатора.

9. Гармония формального и неформального лидерства зависит от мотивации лидерства. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, с помощью которого он подкрепляет свои полномочия. Однако менеджер при этом не должен ограничить возможность появления неформального лидера.

10. Курт Левин выделил следующие основные стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

11. Роберт Блейк и Зингли Моутон разработали “решетку” менеджмента, которая позволяет менеджеру при принятии решений ориентироваться на определенные стили управления.

12. Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает в коллективе подходы к реализации функций управления.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.009 с.)