Понятие власти и её роль в менеджменте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие власти и её роль в менеджменте



Часто понятие власти относят только к политике. Однако это понятие присутствует в управлении любой организации.

Власть – это возможность и способность оказывать воздействие на деятельность людей. Власть - это необходимое условие управления, т.к. именно через нее реализуется принцип единоначалия.

Власть и управление – это два взаимодополняющих занятия, но они не тождественны.

Управление без власти не бывает, но не бывает и власти, которая не подкреплялась бы управлением.

В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства.

Власть в управлении реализуется тогда, когда она организует управление, опираясь на цели организации, на свои полномочия, используя при этом достоверную информацию.

Однако власть может реализовываться по-разному потому, что комбинации целей, полномочий, компетенций и лидерства могут складываться различным образом. Если мы используем только цели и полномочия, то власть реализуется через принуждение. Сочетание целей и лидерства это уже иное управление.

Объем власти отражает силу влияния на развитие организации, а характер власти отражает факторы, которые являются фундаментом власти.

Сотрудники организации всегда осваивают и приспосабливаются к нормам власти. Для этого важно знать, какой степенью власти обладают руководители различных уровней в организации, какие формы власти.

Принятие норм власти и подчинения тесно связано с индивидуальными чертами сотрудников организаций, системой их установок. В связи с этим всегда актуальна проблема отбора работников в организации.

Очевидно, что работник, привыкший к свободному высказыванию своего мнения и творчеству в работе, не сможет эффективно трудиться в организациях с жесткой системой властных отношений и контроля. Работник же, привыкший четко исполнять указания руководства и никогда не проявлявший инициативу по поводу решения важнейших проблем деятельности организации, будет чувствовать себя неуютно в организации, опирающейся в первую очередь на инициативу членов организации, на их знания и самостоятельность в принятии решений.

Можно предположить, что в любой организации, с любым типом организационной культуры для большинства людей власть недосягаема.

Власть личности является производной многих ее внутренних, прежде всего, психологических феноменов, в том числе и внешней по отношению к личности среды. Отсутствие одного элемента в психологической структуре власти равносильно разрыву в электрической цепи, т.е. на «выходе» властного импульса не будет.

Исследователи концентрируют внимание на взаимодействующих личностях, составляющих специфические отношения.

Наиболее характерно для данного подхода определение власти, данное Робертом Аланом Далем. По его мнению, власть это такие «отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых, обстоятельствах от поведения других единиц (контролируемые единицы)». Здесь внимание сосредоточивается, прежде всего, на социальных единицах, затем на отношениях между ними, а влияние социальных структур на эти отношения практически не учитывается.

Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных, прибегают к делегированию ответственности, т.е. менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции передает подчиненным. В этом случае следует иметь в виду, что переданное право подчиненного работать за менеджера является временным и длится на протяжении полученного задания. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно передаются властные полномочия, необходимые для качественного и своевременного выполнения задания. Однако некоторые менеджеры неохотно расстаются с любой своей властью, а без достаточной компетенции у подчиненного мало шансов успешно выполнить полученное задание.

И менеджеры, и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач.

Для менеджера трудно делегировать ответственность и власть, когда они важны для него самого. Ответственность делегируется конкретным областям (например, финансам). В данном случае властные функции выполняются по отношению не к финансам (управлять финансами), а к плановикам-финансистам, которые должны хорошо выполнять свою работу (тот, кто управляет финансами, лучше знает, как это делать, нежели менеджер). Менеджер должен постоянно находиться в мозговом центре, знать, в каком направлении движется вся организация. Власть используется для того, чтобы следить за тем, чтобы все члены организации не только опускали "весла в воду", но и гребли в одном направлении.

Делегирование полномочий это способ разделения власти. Во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтому они пожелают остаться в вашей команде). Во-вторых, чем больше вы делегируете власти другим, чем больше ответственности вы "отдаете" подчиненным, тем более эффективным будет ваш управленческий труд, так как вы освобождаетесь от рутинной работы.

 

Управляемость в менеджменте

Управляемость – это реакция подчиненного или управляемого объекта на воздействие со стороны менеджера или субъекта управления.

Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления.

Реакция на воздействия может быть различной:

1. Бездействие или противодействие, формальное действие (без инициативы, без концентрации усилий).

2. Восприимчивое действие, инициативное.

Одним из способов повышения управляемости является партнерство.

Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решения, т.е. это совместное управление (коллективное управление).

Обладание властью не означает, что руководитель должен лишь навязывать свою волю и не стремится к пониманию интересов подчиненных. Такой подход ведет к снижению управляемости, это в свою очередь ведет к потере власти (менеджера увольняют).

Если понимать власть как зависимость, то можно утверждать, что властью обладает не только менеджер, но и его подчиненные.

Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих собственных подчиненных. Однако сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем. Руководитель зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Возросшее значение информационных технологий в организациях привело к тому, что возросла власть персонала отделов обработки данных.

Социально-экономическая система становится неуправляемой, когда баланс власти нарушается.

Соотношение объема власти менеджеров и подчиненных, которое имеет место быть в различных управленческих ситуациях, приведено на рис. 17.1.

 
 

 

 


 

 

Рис.17.1. Соотношение власти менеджеров и подчиненных.

Типология власти

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у нас всех. По определению А. Маслоу — основные потребности следующие: физиологические потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя.

Власть может принимать разнообразные формы. Джон Френч и Бетрам Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства, разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных типов власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность наказать его так, что это помешает удовлетворению какой-то насущной потребности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть (власть личного примера). Характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Власть личного примера еще называют харизматическим влиянием руководителя, его энергетикой, риторикой, типом характера

5. Законная власть. Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им. Исполнитель выполняет приказания руководителя, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью.

Кратко рассмотрим каждый тип власти.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.014 с.)