Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные школы и подходы менеджмента

Поиск
Годы Главные проблемы экономики и менеджмента   Научные школы и подходы   Главные направления методических разработок
1885- Повышение эффективности выполнения работ Школа научного Управления Методы рационализации труда и производства
1920- Эффективное функционирование крупных организаций Административная школа управления Функциональное разделение и специализация управления, принципы менеджмента, формирование иерархических структур управления
1936- Максимизация выпуска продукции и эффективности Школа человеческих отношений Методы совершенствования труда и мотивации работников
1956- и в наст. время Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса Количественная школа Исследование операций, моделирование для обоснования оптимальных управленческих решений
1920- 1965- и в наст. время Эффективность процессов управления Процессный подход Исследование взаимосвязи и взаимодействия функций менеджмента (традиционный классический подход), исследование природы и характера процессов управления с целью их оптимизации (современный взгляд)
1956- и в наст. время Решение Сложных управленческих проблем Системный подход Системный анализ
1971- и в наст. время Усиление конку- рентного статуса на рынках и эффективная реализация целей организации Ситуационный Подход Методы стратегического планирования и управления, методы управления инновациями
1986- и по наст. время Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям и максимальное использование потенциала организации Формируются новые подходы и теории изменений в организациях с целью обеспечения динамического развития Методы управления организационными изменениями, культура организаций, лидерство, процессный анализ и процессная теория, теория самоорганизации, самоменеджмент

 

· подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих

мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

· оплата по результатам труда;

· использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

· поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администраторами).

Административная школа управления (1920-1950 гг.). Основателями этой

школы были А. Файоль, Л.Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни и др. Они пытались ответить

на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности. А. Файоль разработал 14 принципов управления, от которых по его мнению, зависит успешное управление любой организацией. Данные принципы, несмотря на то, что они разработаны достаточно давно, но в значительной степени не утратили своей актуальности в практике управления.

К административной школе управления можно отнести теорию

«рациональной бюрократии» Макса Вебера, хотя некоторые исследователи

определяют данную теорию как самостоятельную школу бюрократического менеджмента. В теории Макса Вебера и административном менеджменте объединительным звеном является функциональная специализации, являющаяся их теоретической основой.

В последующем научный менеджмент Фредерика Тейлора, бюрократия

Макса Вебера и функциональный подход Анри Файоля определили первый этап развития современного менеджмента – деловое администрирование в управлении –

на профессиональном уровне. Этому стали учить в колледжах, институтах и университетах. Сначала в США, а затем и в других странах (см. рис.1.3,1.4,1.5).

Школа человеческих отношений или поведенческий подход (начиная с

конца 30-х годов, продолжает развиваться по настоящее время). Эта научная

школа объединяет несколько научных направлений: ранний бихевиоризм (Д.

Уотсон, Хюго Мюнстерберг, Мери Фоллетт), школа человеческих отношений

(Элтон Мейо, Фриц Ретслисбергер) и бихевиористский научный подход (Дуглас

Мак-Грегор, Абрахам Маслоу).

Отличительной особенностью этой школы является перенесение центра

внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т.е. социологии и психологии.

Основные идеи школы:

· управление – социально-психологический, а не экономический процесс;

· в основе управления находится человек, неповторяемая личность

с его интересами, потребностями и мотивами;

 

 

 

Рис.1. 3. Основы делового администрирования

· человек – социальное существо, подчиняющееся законам

коллектива; с природой человека несовместимы жесткая

иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы

управления, которые регулировали бы поведение людей в

группе, организации, могли бы полнее использовать

· психологические и эмоциональные особенности работника;

· на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

· управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные;

отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

 

Количественная школа, или школа науки управления (начиная с 60-х годов

и по настоящее время). Эта школа является следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование аппарата математики, кибернетики, теории вероятностей статистики и

компьютерных технологий для принятия оптимальных решений управленческого характера.

Ее представители – Р. Аккоф, С. Бир, Э. Квейд, Л.В. Конторович, В.В.

Новожилов, В.М. Глушков – рассматривали управление как логический процесс, который можно выразить математически.

В 60-е годы XX века началась разработка концепции управления, основанной на использовании математического инструментария.

 

 

Рис.1. 4. Школа научного управления Ф. Тейлора

 

Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оптимизации управленческих решений.

Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем:

· углубление понимания сложности управленческих проблем

благодаря применению различных математических моделей;

· развитие и использование количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных

кризисных ситуациях.

Современные подходы к управлению составляют, наряду со школами управления, научный фундамент менеджмента (см. рис. 1.6). Их называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как много плановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и

внешним окружением организации.

Ключевые моменты современных взглядов на менеджмент:

· отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, в соответствии с которым успех организации зависит от управления внутренними факторами, хотя на первое место выходит

проблема гибкости и адаптивности к проявлениям постоянно

Рис. 1. 5. Функциональный подход А. Файоля

 

меняющейся внешней среды;

· использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в ее единстве составных частей, неразрывно связанных с внешним миром;

· использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть нечто иное, как ответные действия на различные внешние факторы;

· признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

 

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой

изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

· власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

· подчинение индивидуальных интересов общим;

· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации

и стимулировать работу персонала);

· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

· порядок (каждый должен знать свое место в организации);

· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

· стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы классической системы управления получили развития в

современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

 

 

К основным подходам в современном менеджменте относят: системный, процессный и ситуационный подходы.

 

 


 

Рис. 1.6. Современные подходы к менеджменту

Системный подход к управлению начали использовать в конце 50-х годов XX века. Особая роль в развитии системного подхода принадлежит – Ч. Бернарду, Н. Винеру, Р. Джонсону, Ф. Касту и Р. Янгу.

В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающейся под воздействием внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди – техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации.

Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х и является продолжением системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

С точки зрения ситуационного подхода менеджерам рекомендуется:

· Управленческий персонал должны уметь анализировать ситуацию в

зависимости от факторов, которые в тот или оной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может

произойти при изменении одного или нескольких из них).

· Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

· При необходимости в организации должны быть предусмотрены

· возможности для ее изменений и приспособления к возникающим

ситуациям.

· Управление должно привести к соответствующим изменениям,

позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

К основным ситуационным теориям относятся теории адаптации, теория глобальной стратегии и т.д.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители

школы административного управления, в частности А. Файоль, которые пытались описать функции менеджеров как независящие друг от друга. Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – процесс, представляет собой взаимосвязанные действия (функции управления). В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования,

организации, мотивации и контроля.

Принципы – основополагающие положения (правила, нормы), которым следует неукоснительно в своей жизнедеятельности личность, персонал, организация или государство.

Принципы управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.

Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.

Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.

 
 

Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата (см. рис. 2.4).

 

 

Рис. 2.4. Принципы управления в системе управления

Становление принципов как категории науки управления. Основоположники школы научного управления в начале XX века впервые предприняли попытку формирования правил эффективного управления, которые в соответствии с классической системой управления до настоящего времени не потеряли своей актуальности для менеджмента. Гаррингтон Эмерсон в своей работе «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал их следующим образом:

1. отчетливо поставленные идеалы или цели;

2. здравый смысл;

3. компетентная консультация;

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

7. диспетчеризация;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий;

10. нормирование операций;

11. писанные стандартные инструкции;

12. вознаграждение за производительность.

 

 

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность (см. рис. 2.6).

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

· принцип единства политики и экономики;

· научность;

· системность и комплексность;

· принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

· принцип централизации и децентрализации;

· принцип пропорциональности в управлении;

· принцип единства распорядительства в управлении;

· принцип экономии времени;

· принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

· принцип делегирования полномочий;

· принцип обратной связи;

· принцип экономичности;

· принцип эффективности;

· принцип мотивации.

Принцип единства политики и экономики. Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность. Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность. Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.

Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации и децентрализации. Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей

компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

Принцип пропорциональности в управлении. Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

Принцип единства распорядительства в управлении. Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

Принцип экономии времени. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях. Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.

В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

Принцип делегирования полномочий. Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию

управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

Принцип экономичности. Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

Принцип эффективности. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

Принцип мотивации. Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Принципы менеджмента. Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.

Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.

К некоторым современным принципам менеджмента относят:

· ориентация на потребителя;

· ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

· обостренное чувство ответственности за дела организации;

· ориентация на конечные результаты деятельности;

· стремление к нововведениям;

· ориентация на лидеров;

· энтузиазм персонала;

· развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

· опора на общечеловеческие ценности;

· высокие стандарты деятельности;

· опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

· решение новых проблем новыми методами;

· возрастание роли неформальной организации.

· свобода и жесткость одновременно;

· постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

· поступки должны быть решительными, но взвешенными;

концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.012 с.)