Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Методологические аспекты менеджмента

Поиск

Лекция 1. Методологические аспекты менеджмента

Сущность и необходимость менеджмента

Развитие теория и практики менеджмента

Научные школы менеджмента

Английское слово «менеджмент» корнями уходит в греческое слово «манус», что означает рука, сила. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «Менеджмент» отождествляют с умением руководить, принимать решения и означает области науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трасформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это тип научно- практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным путем.

Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством называется менеджером.

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале 90 годов он спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традицинного набора управляющих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера- коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философия менеджмента.

Таблица Философия менеджмента (по Ли Якокка)

Основные положения Характеристики
1.Характерные черты идеального места работы 1.Привлекательный вид места работы 2.Талантливые сотрудники 3.Вознаграждение за труд и усердие 4.Сознание, что продукция пользуется спросом у покупателя  
2.Главные принципы 1.Проведение эффективной инновационной деятельности 2.Оценка по достоинству труда каждого рабочего 3.Поощрение духа соревновательности 4.Поиск новых эффективных методов управления
3.Основные краткосрочные цели 1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка 2.Использование оригинальной передовой технологии 3.Производство конкурентоспособной продукции

 

1.2.Понятие «научное управление» ввел американец Луис Брандейс в 1910 году. Теоретик в области управления 30-40 годов 20 века Лютер Гьюлик отмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей фабрике В Шотландии в 1820 году Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бебиджа «Экономика машин и производства» (1832г).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912г), «Научные основы организации промышленных предприятий». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым наилучшим и дешевым способом.

Тейлор рассматривал следующие функции, элементы и принципы научного менеджмента.

Фунции менеджмента по Тейлору:

выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль руководства

Элементы научного менеджмента по Тейлору:

Ø Наука вместо традиционных навыков

Ø Гармония вместо противоречий

Ø Сотрудничество вместо индивидуальной работы

Ø Максимальная производительность вместо ограничения производительности

Ø Развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благополучия.

Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером- социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами- наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе регламентировать и функции и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Принципы управления по Веберу:

Ø Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов

Ø Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему

Ø Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач

Ø Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок

Ø Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальника.

Развитие идей Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916г) он развил все операции на предприятии на группы:

· Технические (производство, обработка)

· Коммерческие (покупка, продажа, обмен)

· Финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование)

· Страховые (охрана собственности и личности)

· Учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация)

· Административные и определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия.

Согласно Файолю управлять - Это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать все ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнююФайоль и отнес к управлению.

Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки.

Функции менеджмента по Файолю:

· Планирование

· Организация

· Руководство

· Координация

· Контроль

А.Файоль также дал общую характеристику функционального менеджмента.

Принципы менеджмента по А.Файолю:

· Разделение работы

· Власть

· Дисциплина

· Единоначалие

· Единство направлений

· Подчиненность личных интересов общим

· Вознаграждение

· Централизация

· Порядок

· Справедливость

· Стабильность персонала

· Инициатива

· Кастовый дух

Основной вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный комплекс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.

В России в 1920-1930 ггГастев А.К. разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социально- психологические методы. А.М.Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарно- денежными отношениями.

В 20- 30 годы 20 века в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимости производительности труда от морально- психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит основе второго этапа развития менеджмента- менеджмента человеческих отношений.

Основателем второго этапа является Энрике Мэйо, исследовавши зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места. Вот его выводы:

ü Человек- социальное животное

ü Жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека

ü Решение проблемы человека- дело бизнесменов.

Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш,М.Смолл,М.А.Робер,М.Вудкок, Д.Френсис. Из советских ученых (1920 годы,СССР. Следует отметить труды Гастева А.К.

Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дэвида Макгрегора.

Третий этап в развитии менеджмента связан с именем Пола Дюпон, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса- ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Существуют два подхода в процессу менеджмента бизнеса. Первый подход, функциональный, состоит в разделении управленческих функций, к которым относят планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штата, эффективная коммуникация, стимулирование, руководство, контроль.

Второй подход, ролевой, являющийся более современным, фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции являются результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения этих результатов. В 1970 годы исследователь Генри Минцберг выделил 10 управленческих ролей топ- менеджера:

Категория Роль Характер роли
Межличностные роли 1.Номинальный начальник 2. Лидер 3.Связник 1.Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности 2.Стимулирует подчиненных на достижение цели 3.Служит звеном в цепи обмена
Информационные роли 4.Нервный центр 5.Распространитель 6.Представитель 4.Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации 5.Передает отобранную информацию подчиненным 6.Передает отобранную информацию во внешний мир
Решающие роли 7.Предприниматель 8.Ликвидатор нарушений 9.Распределитель средств 10.Посредник 7.Проектирует и начинает изменения внутри организации 8. Принимает корректирующие меры в нестандартных ситуациях 9. Решает, кто должен получить ресурсы 10.Участвует в переговорах с другими сторонами

 

Современный 4 этап развития менеджмента- социальный менеджмент связан с именем Пола Драккера. Идея этапа- каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

В теории менеджмента принято выделять следующие научные школы менеджмента

Вклад направления Представители
Школа научного управления (1885-1920 гг) 1.Использование анализа для определения лучших способов решения задач 2.Обеспечение работников ресурсами 3.Систематическое использование материального стимулирования 4.Отбор работников и их обучение Ф.Тейлор Ф.Гилберт Г.Гнат
Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг) 1.Развитие принципов управления 2.Развтие функций управления 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией А.Файоль
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950гг) 1.Использование приемов управления межличностными отношениями 2.Применение наук о человеческом поведении М.Фоллетт Э.Мэйо Ф.Херцберг
Количественный метод (с 1950 по настоящее время) 1.Разработка и применение математических моделей в управлении 2.Развитие количественных методов в принятии решений СФоррестр ЭРайф С.Саймон
Попроцессный подход (с 1920 по н.в.) Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф.Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт
Системный подход (с 1950 г по н.в.) Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого А Слоан П.Дюпон Р.Скотт
Ситуационный подход (с 1906 г по н.в.) Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами ПДракер У.Марч Р.Томпсон

Основными проблемами менеджмента на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация.

 

Понятие менеджер

1.2.Задачи менеджера

1.3.Требования к менеджеру

1.4.Эффективность менеджмента

Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Термин менеджер применяется к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

ü Руководителям групп

ü Начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий

ü Руководителям производственных подразделений

ü Администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров

ü Руководителям предприятия, фирмы в целом.

Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

ü Знания в области теории и умения в сфере практики управления

ü Способность к коммуникации и умение работать с людьми

ü Компетентность в области специализации предприятия.

В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеров- горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно- диспетчерских отделов и управлений.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии выделяются три иерархических уровня менеджмента:

Высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности.Руководители высшего звена — наиболее малочисленный в системе управления организационный уровень. Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной ее части.

Средний- руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия).Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, а характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Низший- руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков.Руководители низшего звена — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители данного уровня в основном осуществляют контроль выполнения производственных заданий. Они отвечают за непосредственное использование выделенных их звеньям ресурсов — сырья и оборудования.

Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организаций инноваций.

Помимо перечисленных выше видов разделения труда существует также технологическое и профессионально - квалификационное разделение, которое учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этому принципу выделяются руководители, специалисты, вспомогательный управленческий персонал.

Для того чтобы организация могла добиться своих целей, выполнение задач должно осуществляться посредством вертикальной и горизонтальной координации. Как правило, организации практикуют как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда. Более крупные из них создают отделы или подразделения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие — бюро, группы. Поэтому управление является важной частью деятельности организации, необходимой для координирования всех задач организации.

Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя.

Хозяйственный руководитель Современный менеджер
Ждет решений «сверху», скован, безынициативен, боится риска. Пытается все взять под контроль или запретить Активен, самостоятелен, предприимчив, предоставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на определенный риск
Выступает преимущественно в роли диспетчера, снабженца, инженера; ориентирован на «технические» аспекты работы, тактические решения и действия Разрабатывает прежде всего стратегию решения экономических и правовых проблем; воспитывает подчиненных, разрешат конфликты; ведет переговоры
Иррационален, благоговеет перед авторитетами, верит в могущество высшего руководства Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы
Исповедует двойной стандарт мышления и поведения, формально реализуя задания сверху, а фактически работая на себя в лучшем случае на свой коллектив Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стремясь в первую очередь к достижению общих целей
Единолично принимает все решения, нетерпим к чужим мнениям Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий
Имеет ограниченный кругозор и эрудицию, слабо ориентируется в окружающей действительности и плохо ее представляет; не стремится к новым знаниям Динамичен, открыт для новых идей, знаний и информации, имеет широкий взгляд на жизнь
Не компетентен в вопросах управленческой психологии, человеческих отношений, не ориентирован на личность подчиненного Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог

 

Таким образом, менеджер — наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами. Менеджер — самостоятельная профессия с собственными профессионально специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей, а понятие менеджмент используется для обозначения:

· науки управления;

· практической деятельности по управлению;

· искусства руководства;

· социальной группы «управленцев».

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 1930- е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Крупнейшие фирмы и корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, раскинув свои производственные, распределительные, сервисные, информационные филиалы и структуры по всему миру. Следовательно, решения менеджеров сродни решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако в рыночной экономике достаточно важна и сфера малого бизнеса — им охвачено около 90% инфраструктуры бизнеса. Для большинства населения малый бизнес — это не только работа, но и возможность приложения своих сил и талантов непосредственно для себя, возможность самореализации. Умело управлять в малом бизнесе — значит устоять, выжить, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.

В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:

ü ориентация на энергичное и быстрое действие

ü постоянный контакт с потребителем

ü предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость

ü ориентация на человека как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства

ü наличие немногочисленного, но высококвалифицированного штата сотрудников.

Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:

· действенность –степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались

· экономичность- соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов

· качество – соответствие характеристик товара стандартам и требованиям потребителей

· прибыльность- соотношение между доходами и суммарными издержками

· продуктивность- соотношение объема товара за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых)

· качество трудовой жизни- условия труда работников

· инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация.

Экономические показатели эффективности управления следующие:

1. Показатель эффективности управления

Эу= П: Зу

Где,П- прибыль организации; Зу- затраты на управление

2. Коэффициент численности управленческих работников

Кч= Чу: Ч

Где,Чу- численность работников управления Ч- общая численность работников организации.

3.Коэффициент затрат на управление

Кз= Зу: З

Где,З – общие затраты организации.

3. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции

Кзп= Зу: К

Где К- количество или объем выпускаемой продукции.

Э.М.Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера:

 

 
 


=

 

 

                   
       
   
 
 
 


+ + + +

           
   
 
 
 
   

 

 


Управление организацией — это приспособление ее производственной деятельности к изменяющимся условиям внешней среды и внутреннего состояния в зависимости от степени обеспеченности ресурсами. В современных условиях оно представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить, руководствуясь лишь заученными формулами и правилами. Менеджмент требует всестороннего анализа конкретных условий управления с учетом сложившейся ситуации и в соответствии с принятой стратегией развития организации.

Принципы менеджмента

Содержание общих функций менеджмента.

Специфические особенности менеджмента реализуются с помощью принципов. Принципы – правила, нормы, предписания к действию. Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к новой модели менеджмента:

ü Лояльность к работающим

ü Ответственность – обязательное условие успешного менеджмента

ü Атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способности сотрудников

ü Своевременная реакция на изменения окружающей среды

ü Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах

ü Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом

ü Коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали

ü Непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы

ü Честность и доверие к людям

ü Умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе

ü Этика бизнеса- золотое правило менеджмента

ü Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

ü Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Специфические особенности менеджмента реализуются с помощью определенных функций. Функции – это виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управленческий объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

· Общие- часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности

· Конкретные- определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса

· Специальные –подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

ü Организационно- техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства)

ü Социально- экономическая (контроль за трудом, использование машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

ü Ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт

ü Содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет

ü Цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка.

ü Стадии жизненного цикла продукта.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А.Файоля расширен сегодня до семи: планирование, организация, регулирование, координирование, мотивация, руководство, контроль.

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

Задачи планирования:

Ø Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее структурных подразделений

Ø Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития

Ø Координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов

Ø Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт- план»

Ø Стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и согласованной деятельности всех участников процесса управления

Ø Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсах и административных условиях проведения работ.

В таблице приведены принципы современного планирования.

Принципы Краткая характеристика
Единство научно- технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений
Научная обоснованность и оптимальность решений Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных
Доминирование стратегических аспектов в планировании Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования и подчинения ему всех видов оперативного планирования
Комплексность планирования Означает системную увязку всех разрабатываемых планов
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых и прочих балансов
Гибкость и эластичность планирования Требует динамичной реакции на отклонение в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов
Непрерывность планирования Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

Необходимость планирования состоит в определении:

Ø Конечных и промежуточных целей

Ø Задач, решение которых необходимо для достижения целей

Ø Средств и способов решения задач

Ø Требуемых ресурсов, их источников для достижения целей.

План – это основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

Ø Перспективным (стратегическим) определение главных целей деятельности на период более 5 лет

Ø Среднесрочным выбор средств для выполнения целей на предприятии на период от 1 до 5 лет

Ø Текущим (оперативным) программы использования ресурсов на период до1 года с детализацией по месяцам.

Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.

Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы.

Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально- технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса.

Координация- управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений в процессе выполнения плановых заданий. Содержание координации как функции менеджмента состоит в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из –за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.

Мотивация- процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему нормами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов. Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею нетолько принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть- возможность влиять на поведение других людей.

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Контроль- управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производства проблем(отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

 

 

Организация как процесс

Организация как предприятие

Виды управленческих решений

3.Алгоритм подготовки и реал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.016 с.)