Сущность и необходимость менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и необходимость менеджмента



Развитие теория и практики менеджмента

Научные школы менеджмента

Английское слово «менеджмент» корнями уходит в греческое слово «манус», что означает рука, сила. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «Менеджмент» отождествляют с умением руководить, принимать решения и означает области науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трасформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это тип научно- практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным путем.

Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством называется менеджером.

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале 90 годов он спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традицинного набора управляющих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера- коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философия менеджмента.

Таблица Философия менеджмента (по Ли Якокка)

Основные положения Характеристики
1.Характерные черты идеального места работы 1.Привлекательный вид места работы 2.Талантливые сотрудники 3.Вознаграждение за труд и усердие 4.Сознание, что продукция пользуется спросом у покупателя  
2.Главные принципы 1.Проведение эффективной инновационной деятельности 2.Оценка по достоинству труда каждого рабочего 3.Поощрение духа соревновательности 4.Поиск новых эффективных методов управления
3.Основные краткосрочные цели 1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка 2.Использование оригинальной передовой технологии 3.Производство конкурентоспособной продукции

 

1.2.Понятие «научное управление» ввел американец Луис Брандейс в 1910 году. Теоретик в области управления 30-40 годов 20 века Лютер Гьюлик отмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей фабрике В Шотландии в 1820 году Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бебиджа «Экономика машин и производства» (1832г).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912г), «Научные основы организации промышленных предприятий». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым наилучшим и дешевым способом.

Тейлор рассматривал следующие функции, элементы и принципы научного менеджмента.

Фунции менеджмента по Тейлору:

выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль руководства

Элементы научного менеджмента по Тейлору:

Ø Наука вместо традиционных навыков

Ø Гармония вместо противоречий

Ø Сотрудничество вместо индивидуальной работы

Ø Максимальная производительность вместо ограничения производительности

Ø Развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благополучия.

Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером- социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами- наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе регламентировать и функции и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Принципы управления по Веберу:

Ø Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов

Ø Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему

Ø Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач

Ø Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок

Ø Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальника.

Развитие идей Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916г) он развил все операции на предприятии на группы:

· Технические (производство, обработка)

· Коммерческие (покупка, продажа, обмен)

· Финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование)

· Страховые (охрана собственности и личности)

· Учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация)

· Административные и определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия.

Согласно Файолю управлять - Это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать все ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнююФайоль и отнес к управлению.

Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки.

Функции менеджмента по Файолю:

· Планирование

· Организация

· Руководство

· Координация

· Контроль

А.Файоль также дал общую характеристику функционального менеджмента.

Принципы менеджмента по А.Файолю:

· Разделение работы

· Власть

· Дисциплина

· Единоначалие

· Единство направлений

· Подчиненность личных интересов общим

· Вознаграждение

· Централизация

· Порядок

· Справедливость

· Стабильность персонала

· Инициатива

· Кастовый дух

Основной вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный комплекс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.

В России в 1920-1930 ггГастев А.К. разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социально- психологические методы. А.М.Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарно- денежными отношениями.

В 20- 30 годы 20 века в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимости производительности труда от морально- психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит основе второго этапа развития менеджмента- менеджмента человеческих отношений.

Основателем второго этапа является Энрике Мэйо, исследовавши зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места. Вот его выводы:

ü Человек- социальное животное

ü Жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека

ü Решение проблемы человека- дело бизнесменов.

Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш,М.Смолл,М.А.Робер,М.Вудкок, Д.Френсис. Из советских ученых (1920 годы,СССР. Следует отметить труды Гастева А.К.

Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дэвида Макгрегора.

Третий этап в развитии менеджмента связан с именем Пола Дюпон, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса- ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Существуют два подхода в процессу менеджмента бизнеса. Первый подход, функциональный, состоит в разделении управленческих функций, к которым относят планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штата, эффективная коммуникация, стимулирование, руководство, контроль.

Второй подход, ролевой, являющийся более современным, фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции являются результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения этих результатов. В 1970 годы исследователь Генри Минцберг выделил 10 управленческих ролей топ- менеджера:

Категория Роль Характер роли
Межличностные роли 1.Номинальный начальник 2. Лидер 3.Связник 1.Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности 2.Стимулирует подчиненных на достижение цели 3.Служит звеном в цепи обмена
Информационные роли 4.Нервный центр 5.Распространитель 6.Представитель 4.Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации 5.Передает отобранную информацию подчиненным 6.Передает отобранную информацию во внешний мир
Решающие роли 7.Предприниматель 8.Ликвидатор нарушений 9.Распределитель средств 10.Посредник 7.Проектирует и начинает изменения внутри организации 8. Принимает корректирующие меры в нестандартных ситуациях 9. Решает, кто должен получить ресурсы 10.Участвует в переговорах с другими сторонами

 

Современный 4 этап развития менеджмента- социальный менеджмент связан с именем Пола Драккера. Идея этапа- каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

В теории менеджмента принято выделять следующие научные школы менеджмента

Вклад направления Представители
Школа научного управления (1885-1920 гг) 1.Использование анализа для определения лучших способов решения задач 2.Обеспечение работников ресурсами 3.Систематическое использование материального стимулирования 4.Отбор работников и их обучение Ф.Тейлор Ф.Гилберт Г.Гнат
Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг) 1.Развитие принципов управления 2.Развтие функций управления 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией А.Файоль
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950гг) 1.Использование приемов управления межличностными отношениями 2.Применение наук о человеческом поведении М.Фоллетт Э.Мэйо Ф.Херцберг
Количественный метод (с 1950 по настоящее время) 1.Разработка и применение математических моделей в управлении 2.Развитие количественных методов в принятии решений СФоррестр ЭРайф С.Саймон
Попроцессный подход (с 1920 по н.в.) Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф.Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт
Системный подход (с 1950 г по н.в.) Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого А Слоан П.Дюпон Р.Скотт
Ситуационный подход (с 1906 г по н.в.) Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами ПДракер У.Марч Р.Томпсон

Основными проблемами менеджмента на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.025 с.)