Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии жизненного цикла организаций

Поиск
Стадии Характеристика
Создание (возникновение) Концептуальная стадия Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов делового успеха Формальное учреждение организации
Развитие Становление производства (деятельности) Новизна продукции (услуг), относительно малые масштабы Борьба за лидерство между организациями - конкурентами
    Рост Расширение масштабов Наращивание производства и объемов продаж Освоение новых рынков, поиск новых решений Лучшее конкурентное положение
    Зрелость Падение объемов продаж и доходов Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков Пересмотр предпринимательской концепции
Затухание (кризис) Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции. Возможны два пути: · Банкротство – ликвидация организации; · Реформирование (возрождение) на основе планомерно осуществляемой санации
Жизненный цикл организации – объективная реальность, но возрождение организации требует субъективных действий управленческого персонала

 

 

Концепция жизненного цикла организаций обосновывает и утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что в конечном итоге организационные структуры, система управления и тип мышления приходят в противоречие с изменениями во внутренней и внешней среде.

Знание концепции жизненного цикла организаций необходимо для того, что руководство могло в максимальной степени стремиться к сокращению первой стадии (создание), к продлению развития и роста и отсрочке или недопущению последней стадии (угасание).

 

III. В реальной действительности существует достаточно значительное разнообразие организаций. При всем многообразии их можно классифицировать по ряду признаков, которые являются наиболее общими.

К наиболее главным признакам следует отнести (см. рис.4.7.):

· Происхождение;

· Предопределенность связей между элементами;

· Организационно-правовая форма;

· Форма собственности;

· Целевое назначение;

· Широта производственного профиля;

· Характер сочетания науки и производства;

· Получение прибыли.

По признаку происхождение выделяют естественные и искусственные организации.

Естественные организации возникают сами по себе, спонтанно, и не имеют специально заданных кем-то из вне целей, поэтому их деятельность направлена на решение внутренних проблем (клуб по интересам и т.д.).

Основными характеристиками являются самостоятельность, адаптивность и устойчивость, структура организации и власть достаточно размыты, как и распределение ресурсов нацелены на внутренние проблемы.

Искусственные организации создаются по определенному плану, характеризуются направленностью на достижение заданных целей. Цели определяют структуру организации, включающую, как правило, только необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места), и расходование ресурсов осуществляется ради их достижения. Заданность цели и структуры приводит к тому, что на практике такие организации недостаточно гибки и адаптивны.

Деятельность искусственной организации узаконивается социальной системой более высокого уровня, например, государством, общим собранием учредителей и т.п., что придает ей официальный статус, поэтому она функционирует в рамках нормативно-правового пространства.

Такого рода организации характеризуются: рациональным разделением труда; специализацией (распределение задач между исполнителями); иерархичностью, где должностные функции выступают как полномочия; безличностью; наличием механизмов, при помощи которых можно целенаправленно регулировать ее деятельность по аналогии с управлением техническими системами. Это придает организации стабильность, устойчивость и прогнозируемость.

С точки зрения предопределенности связей между элементами,

классифицируют формальную и неформальную организацию.

Формальная организация – обладает правом юридического лица, цели ее деятельности закреплены в учредительных документах, а взаимодействие

внутри организации осуществляется посредством формальных связей, которые регламентируют права и ответственность каждого члена организации на основе

нормативных актов, положений и инструкций.

Задачей формальной организации считается повышение эффективности деятельности ее участников за счет ее разнообразия; сведение к минимуму риска, планирования, регламентирования, координации.

Формальная организация включает в себя людей только как представителей должностей (официальный статус), но они имеют свои личностные характеристики и интересы, которые привносят в организацию и взаимодействуют между собой ради их достижения. В результате в рамках и наряду с формальной спонтанно возникает неформальная организация в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров и личных отношениях, и образующая в совокупности с ней реальную организацию.

Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальная организация всегда возникает в связи с необходимостью компенсировать недостатки формальной, а поэтому так или иначе с ней связана, но связь неоднозначна.

Выделяют два вида неформальных организаций, каждый из которых играет специфическую роль в управлении.

Во-первых, неформальная организация может возникать посредством сплочения вокруг личности или группы лиц, обладающих лидерскими качествами и высоким уровнем профессионализма, деятельность и цели, которых потенциально могут быть направлены на достижение общей результативности организации. Такая неформальная организация оказывает положительно влияние

на формальную организацию. Она помогает решать задачи формальной организации способами, отличными от официально предписанных.

Во- вторых, существует психологическая неформальная организация, которая связана с соответствующей формальной лишь условно. В ее рамках люди удовлетворяют свои потребности или преследуют специфические цели, противоречащие общей организационной направленности (на пример, группы, создающие напряженность и конфликтность в формальной организации с целью получения определенных выгод, или саботаж по отношению к руководству). В целом такого рода неформальная организация имеет отрицательную, и зачастую, разрушительную направленность по отношению к формальной организации.

Одной из главных задач руководителя является то, чтобы он мог определить характер неформальной организации, использовать ее положительный потенциал в направлении повышения эффективности функционирования, управляемой им организации.

 

Рис. 4.7. Классификация организаций по ряду признаков

 

Как правило, ни одна организация не может быть только формальной или только неформальной – это ее крайние формы, в реальности она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных элементов постоянно изменяется, причем, как показывает опыт управления, ее изменение происходит лавинообразно и сопровождается сменой руководства. На практике организация представляет собой мозаику, где основная часть функционирует на базе преимущественно формальных принципов, например бухгалтерия; другая на неформальных – научные, маркетинговые и др. подразделения.

В соответствии с организационно-правовой формой организации, на основе Хозяйственного кодекса Украины, могут иметь форму частного предприятия, хозяйственного общества, унитарного предприятия,

Частным предприятием является предприятие, которое действует на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, особ без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда (ст. 113.Гл. 11. Хозяйственного кодекса Украины). Частное предприятие имеет различные виды: сельское (фермерское) хозяйство, арендное предприятие, предприятие с иностранными инвестициями, иностранное предприятие.

Хозяйственными обществами являются предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и / или гражданами путем объединения их собственности и участии в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (ст.79. Гл. 9. Хозяйственного кодекса Украины). К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества.

Унитарные организации имеют обычно статус первичных по отношению к своим членам. Первичность означает, что организация для объединяемых

Ею людей выступает как некая внешняя данность, возникшая и существующая независимо от них. Включаясь в организацию, люди признают ее абсолютную приоритетность, главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям; действуют в соответствии с устанавливаемыми ею правилами. Хозяйственный кодекс Украины (Гл. 8) государственное и коммунальное унитарное предприятие. Их отличительной чертой является то, что они создаются на основе решения вышестоящей инстанции. Государственное унитарное предприятие имеет ряд разновидностей: государственное коммерческое предприятие и казенное предприятие (ст.73, ст. 74, ст.76. Гл.8. Хозяйственный кодекс Украины.).

Для повышения эффективности своей производственно-хозяйственной деятельности организации имеют право объединяться. Объединение предприятий представляет собой хозяйственную организацию, созданную в составе двух или большего количества предприятий, с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения совместных экономических и социальных задач.

Хозяйственные объединения создаются как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, холдинги и промышленно-финансовые группы.

Ассоциация – договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности предприятий, которые объединились, путем централизации одной или нескольких производственных или управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения хозяйственных потребностей участников ассоциации. Ассоциация не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий – участников ассоциации.

Корпорация представляет собой договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.

Консорциум – временное уставное объединение предприятий для достижения их участниками совместной хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.д.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование ответственных программ, а также средства, которые находят из других источников, в порядке, определенном его уставом.

Концерн – представляет собой уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функции научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности.

Промышленно-финансовая группа – является объединением, которые создаются решением Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами Украины, а также с целью производства конечной продукции. В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленные и другие предприятия, научные и проектные организации, финансовые и другие организации. В составе промышленно-финансовой группы определяется головное предприятие, которое имеет исключительное право действовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.

Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации как субъект хозяйствования.

Холдинговая компания – субъект хозяйствования, который владеет контрольным пакетом акций дочернего предприятия (предприятий). Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения контроля.Дочерние предприятия в рамках холдинга взаимодействуют на основе внутрихолдинговых цен, но имеют право выходить самостоятельно на рынок и реализовывать продукцию по сложившимся рыночным ценам.

 

IV. Любая организация имеет внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой она функционирует.

Внутренняя среда организации представляет собой совокупность внутренних факторов (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо.

Она включает следующие внутренние переменные: цели, задачи, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культуру, технологии, структуру организации, организационную структуру управления, системукоммуникаций и обмена информацией (см. рис. 4.8.).

 

 

Рис. 4.8. Внутренние переменные (элементы) организации.

Внутренние переменные являются частично чем-то данным организации при ее создании, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться.

Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов и закрепление их за отдельными исполнителями и подразделениями, теми, кто их может выполнить наиболее

успешно. Это служит основой дальнейшей специализации деятельности.

Во всех практически организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности, которые данная организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Если организация достаточно большая, то работников группируют вместе по функциональным областям, набор которых определяет ее организационную структуру управления.

Вертикальной разделение труда служит костяком структуры управления и направлено на образование иерархии, т.е. подчиненность одних звеньев организации другим. Создание уровней управления используется для дифференциации и координации управленческой деятельности.

Одним из важных направлений разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в определенные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

Технология, или связь между отдельными видами работ, направленных на преобразование ресурсов организации в конечный продукт или услуги и может быть: складывающейся, последовательной, связанной и групповой.

Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-либо конечного результата, но выполняются практически независимо, а завершенность им придает последняя операция. Например, работы по изготовлению какого-то узла могут выполняться по отдельности и параллельно.

Последовательная технология предполагает, что работы в организации выполняются друг за другом, ни одна не может начаться раньше, чем закончиться предыдущая. Пример, сборка на конвейере. Хотя в реальном производственном процессе, может использоваться «симбиоз» различных технологий – к примеру, последовательно-параллельная технология при конвейерной сборке, ее целью является сокращения время изготовления конечного продукта.

Связанная технология объединяет работы, которые взаимно обусловливают друг друга, при этом необязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.

Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

Внутренняя среда характеризуется также степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

Дифференциация предполагает такое распределение между отдельными элементами организации выполняемых работ, когда каждая получает определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность, но с точки зрения организации не являющимся законченным целым.

Для обеспечения целостности дифференциация должна дополняться интеграцией, предполагающей объединение усилий и сотрудничество исполнителей.

Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет персоналу выполнять коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает и задает цели организации, которые становятся неотъемлемой частью её внутренней среды. Цель это конкретное состояние или желаемый результат.

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, то есть совокупность постоянно автоматически действующих социальных связей, отношений и норм, в соответствии с которыми подчиненные могут действовать самостоятельно, не обращаясь каждый раз за указание и разъяснениями к руководителю. Такого рода порядок может быть результатом спонтанно сложившегося механизма взаимодействия участников, но чаще он искусственно создается, особенно на низовых уровнях организации, где его основы задаются технологией, формализуется в соответствующих документах (маршрутная карта, технологических процесс, положение о бригаде и т.д.).

Организационный порядок является важной составляющей организационной культуры.

Персонал ( трудовые, человеческие ресурсы) это наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд ее участников.

Динамику внутренней среды организации определяют взаимоотношения между ее участниками, возникающие в результате выполнения взаимосвязанных и взаимозависимых работ. По содержанию эти отношения могут быть либо деловыми, партнерскими, устанавливающимися в соответствии с разделением труда и организационным порядком, либо эмоциональными, основанные на симпатии и антипатии.

Изменение того или иного элемента внутренней среды организации оказывает влияние на все остальное. Укрупненная схема взаимосвязи внутренних элементов организации – целей, задач, технологии и персонала – представлена на рис. 4.9.

Внешняя среда организации – это совокупность внешних факторов, оказывающих воздействие на неё, или которые она должна учитывать в своей деятельности. Организация взаимодействует со средой, чтобы получать ресурсы в обмен на продукты своей деятельности. Внешняя среда признается большинством современных теорий управления важнейшей характеристикой функционирования организации.

Внешняя среда характеризуется подвижностью, взаимосвязанностью отдельных факторов внешней среды, неопределенностью, сложностью,

 
 

 


 

Технология

 

Люди Цели Структура

 

Задачи

 

Рис. 4.9. Взаимосвязь внутренних элементов организации

 

Таблица 4.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.013 с.)