Понятие управление и менеджмент: общее и различия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие управление и менеджмент: общее и различия.



Понятие управление и менеджмент: общее и различия.

Менеджмент – это способ организации, целенаправленно совместной деятельности людей. В современной теории и практики под термином менеджмента понимается процесс руководства или управления отдельным работником, рабочей группой и организации в целом. Субъектом данного процесса является менеджер. Основные критерии современного менеджмента это эффективность и конкурентоспособность. Понятия, включающиеся в содержание менеджмента: самостоятельный вид профессиональной деятельности; организация, управление фирмой; различные уровни аппарата управления: организация работы людей в коллективе; система управления; процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. Эффективность менеджмента – это результативность управленческой деятельности, которую можно выразить через следующие критерии: действенность(степень достижения целей организации) отношение результатов которые были достигнуты с намеченными результатами, прибыльность, продуктивность, инновационная активность, Внедрение НОВШЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ). Процесс менеджмента предполагает выполнение функций: планирование, организацию, координацию и мотивацию. Тейлор определял менеджмент, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Менеджмент отличается от управления тем, что менеджмент, это управление людьми, а управлять можно например автомобилем

Современные подходы к определению сущности менеджмента.

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов. 1)Основателем школы научного управления был Тейлор. Он сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочим; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими; систематическое использование стимулирования. 2)Классическая (административная) школа. Основатель - Анри Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. 3) Школа человеческих отношений. Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что на поведение человека на работе и на результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами: 4) Школа поведенческих наук. Основатель - Бернард. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. 5) Количественный подход. Достижение точности наук для формализации процесса управления в особенности процесса принятия решений. Суть заключается в исследовании операций и моделей. 6) Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления, как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех функций. 7) Системный подход - появился вследствие распространения теории систем, которая рассматривает все объекты, как системы. Система - целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целевого. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Открытая система характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой.8) Ситуационный подход - его сущность заключается в увязке конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями.

Основные функции менеджмента

Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

1). Планирование- основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей

2). Организация. Функция организации заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.

3). Контроль- Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.

4). Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.

5) Координация – центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

4.Современные требования к профессиональной компетенции менеджера.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают: информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию; знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят: высокое чувство долга и преданность делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Социально-экономические и научно-технические предпосылки воз-

Формирование классических теорий менеджмента: бихевиористские учения (В.Скотт,М. Фоллет,А. Маслоу)

Бихевиористские теории учения характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Психический процесс, который ведет к реакции, объявляется «черным ящиком», недоступным объективному, научному анализу. Предметом изучения было сделано поведение. Но поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. Движения, разумеется, участвуют в поведении, но последнее не может быть сведено к ним. Больше того, собственно поведение часто состоит в том, чтобы не производить никаких движений. Не случайно это направление заслужило название «психология без психики».

Вторая особенность бихевиористской теории учения— биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Другими словами, они пренебрегают социальной природой человека.

Вопрос № 13

Вопрос № 14

Количественная школа16. Современные теории менеджмента: количественная школа менедж-

Японская модель менеджмента

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека, как американцы, а группу людей.

Японцы выше других ставят социальные потребности.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

Определение внешней среды

Первая задача, которую необходимо решить менеджеру, исповедующему принцип организации как открытой системы, заключается в определении ее внешней среды. Наш мир огромен и не следует даже пытаться учесть все его факторы. Следовательно, менеджерам надо ограничиться теми аспектами, от которых успех их организаций зависит больше всего. Дж. Белл по этому поводу сказал: "Внешняя среда организации состоит из таких внешних элементов, как потребители, конкуренты, правительственные органы, поставщики, финансовые институты и резерв трудовых ресурсов, имеющих отношение к ее операционной деятельности".

Прямые и косвенные факторы внешней среды

Один из способов определить внешнюю среду и облегчить понимание ее влияния на организацию заключается в разделении внешних факторов на две основные категории: прямые и косвенные.

По Эльбингу к прямым факторам внешней среды относятся те, которые непосредственно влияют на операционную деятельность организации и испытывают на себе ее влияние. Это поставщики, трудовые ресурсы, законодательные органы, органы го

дарственного регулирования, потребители и конкуренты. Косвенные факторы внешней

среды — факторы, не всегда оказывающие прямое и немедленное воздействие на операционную деятельность организации, но все же влияющие на них. К ним относятся

экономические условия, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, группы по интересам и события в зарубежных странах.

На General Motors, например, непосредственно влияют поставщики материалов

для отрасли автомобилестроения, законы в сфере ценообразования и найма, предпочтения потребителей и действия основных конкурентов: Ford, Toyota и Chrysler. Их ей учитывать просто необходимо. А вот такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад и статьи Дж. Андерсона, разоблачающие неэтичные бизнес-методы фирмы, на ежедневной операционной деятельности фирмы немедленно

не сказываются, но, чтобы обеспечить ее долгое и успешное существование, их тоже

надо учитывать.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

На организацию может влиять множество факторов внешней среды. Подчеркивая их разнообразие, исследователи Дж. Штейнер и Дж. Майнер пишут: "В прошлом менеджеры концентрировали внимание на экономических и технических условиях. Н в последние годы изменение отношения, социальных ценностей, политических ей и меры юридической ответственности вынудили их расширить диапазон факторов, которые им надо учитывать".

Вопрос № 28

Жизненный цикл организации

Совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового покупателя, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

Детство - стадия опасная, так как именно в этот период происходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров организации. Основной задачей предприятия в этот период является укрепление своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии - кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность - это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период - обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Стадия юности характеризуется тем, что интуитивная оценка риска руководством организации уже не является достаточной, что заставляет менеджеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данный период организация нуждается в появлении специалистов с узкоспециализированными знаниями.

Зрелость - развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и честного управления. В этот период, как правило, руководитель организации удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что снижает его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Таким образом, зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении.

Выделяют три стадии зрелости организации: ранняя, промежуточная и окончательная.

Период ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации, в период промежуточной зрелости происходит сбалансированный рост, а окончательная зрелость — это период формирования индивидуальности и имиджа организации.

Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главной задачей организации в данный период является борьба за выживание и стабильность.

В период возрождения в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период - оживление организации.

Для эффективного управления организацией менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий ее жизненного цикла.

Вопрос № 42

Типы и модели планирования

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид
деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение
поставленных целей. Сущность планирования
проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в
отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач,
средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление
материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают
три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и
тактическое или текущее.
Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное су-ществование
предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку
общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание
и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных
целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование осуществляется в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу«будущее
будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы
прибылей с определением отклонений фактических показателей от
запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период
разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может
столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для
выработки стратегии. Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и
ассортимента продукции.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной
последовательности мероприятий, направленных на достижение целей,
намеченных долгосрочной программой развития. Текущее (оперативное) планирование заключается определении промежуточных
целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения
задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это
планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную
конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным
планами. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные,
квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную
конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным
планами. Различают три основные формы организации планирования:"сверху вниз"; "снизу вверх"; "цели вниз - планы вверх". Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Понятие управление и менеджмент: общее и различия.

Менеджмент – это способ организации, целенаправленно совместной деятельности людей. В современной теории и практики под термином менеджмента понимается процесс руководства или управления отдельным работником, рабочей группой и организации в целом. Субъектом данного процесса является менеджер. Основные критерии современного менеджмента это эффективность и конкурентоспособность. Понятия, включающиеся в содержание менеджмента: самостоятельный вид профессиональной деятельности; организация, управление фирмой; различные уровни аппарата управления: организация работы людей в коллективе; система управления; процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. Эффективность менеджмента – это результативность управленческой деятельности, которую можно выразить через следующие критерии: действенность(степень достижения целей организации) отношение результатов которые были достигнуты с намеченными результатами, прибыльность, продуктивность, инновационная активность, Внедрение НОВШЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ). Процесс менеджмента предполагает выполнение функций: планирование, организацию, координацию и мотивацию. Тейлор определял менеджмент, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Менеджмент отличается от управления тем, что менеджмент, это управление людьми, а управлять можно например автомобилем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.022 с.)