ТОП 10:

Объект, предмет и задачи социологии управления.



Объект, предмет и задачи социологии управления.

 

Социология управления является отраслевой научно-практической дисциплиной. Основой её выделения в структуре социологического знания служит объект исследования – конкретное общество с присущими ему системными, институциональными, культурными, коммуникативными и др. характеристиками, определяющими совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей для организации этой деятельности во имя достижения социально значимых результатов.

Предмет социологии управления составляет изучение администрирования, т.е. публично-правовых отношений по поводу производства и реализации государственных решений в социальных общностях, и менеджмента – отношений управления в социальных организациях по поводу координации и программирования взаимодействия людей для достижения общественно значимых результатов. Таким образом, в предметном поле социологии управления выделяются две основные области: макро и микроуровни управления.

Обозначив объект и предмет социологии управления, следует указать её основные концептуальные направления и методы исследования. Ключевыми являются социокультурный, системный, функциональный и поведенческий подходы. Несмотря на различия в этих подходах к изучению администрирования, в каждом из них рассматриваются сходные вопросы.

Cоциология управления – это научно-практическая отрасль знания, исследующая процессы администрирования и менеджмента в различных типах социальных общностей и организаций. На макроуровне она изучает администрирование как разновидность профессиональной деятельности, как социальный институт и систему, обеспечивающую взаимодействие государства и гражданского общества. На микроуровне она изучает менеджмент организаций, в том числе государственных. В центре её внимания организационное поведение людей, формирование профессиональных групп и управленческих команд. Социология управления представляет собой совокупность методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, направленных на достижение эффективности администрирования и менеджмента.

 

Становление и развитие социологических концепций управления.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который ещё в 1745 г. ввёл термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону, выдвинувшему принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную. Он полагал, что суть такого разделения выражают отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу. Он провёл систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Известный социолог определяет бюрократию, как организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных правил, что обеспечивает высокий уровень предсказуемости результатов.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале ХХ века. Под влиянием идей Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля и др. формируется функциональныйподход к управлению, опирающийся на две аксиомы:

§ основу менеджмента составляет процесс, одинаковый для всех организаций, т.е. имеющий универсальный характер;

§ процесс менеджмента складывается из ряда действий, т.е. основных функций управления, выделенных в результате специализации труда.

Фактически социология входит в теорию и практику управления в 30-е годы ХХ века. Концепции Э.Мейо, А.Маслоу, Д.Мак-Грегора и др. были положены в основу школы «человеческих отношений», утверждающей поведенческийподход к управлению.

Особое внимание уделяется открытым организационным системам, взаимодействующим с внешней средой. В частности, специалисты выделили следующие элементы окружающей среды административной системы:

  • законодательная власть, задающая основные параметры администрирования;
  • группы интересов, с которыми непосредственно связаны государственные учреждения;
  • общественное мнение, легитимирующее статус бюрократии;
  • средства массовой информации, формирующие в сознании людей представления об административной деятельности.

В конце ХХ в. в отечественной науке возникает ряд инициативных и заказных исследований, затрагивающих процесс изменения публичного администрирования, формирования профессиональной государственной службы. Появляются публикации, основанные на анализе результатов прикладных социологических исследований федеральной и региональной государственной.

Методы макро- и микроанализа администрирования.

На уровне макроанализа администрирования применяются логико-дедуктивный, историко-сравнительный, кросс-культурный и структурно-функциональный методы. Наиболее адекватным здесь выступает прием идеализации. Выбор объекта в таком исследовании не может быть произвольным. Здесь требуется наиболее развитый случай, причём не в историческом, а в логическом аспекте.

Такой прием применим только на теоретическом уровне анализа, поскольку в нём используется категориальный аппарат, понятия и дефиниции. Этот приём «работает» как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях анализа. Он позволяет проводить кросс-культурные (межстрановые) исследования государственной службы в её актуальном состоянии.

Разновидностью кросс-культурного исследования является внутристрановый или межрегиональный анализ административной деятельности. Это позволяет выяснить весьма важные для изучения вопросы.

Структурно-функциональный метод предполагает анализ администрирования как целостной социальной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет особую функцию.

На уровне микроанализа управления в государственных учреждениях, т.е. менеджмента используется поведенческий метод, суть которого выражается в том, что управление проявляется в межличностных отношениях; мотивы поведения чиновников имеют индивидуальную и социальную природу, способы мотивации персонала сходны в частном и государственном секторах, отсюда вытекает возможность применения методов менеджмента.

Таким образом, социология управления – это научно-практическая отрасль знания, исследующая процессы администрирования и менеджмента в различных типах социальных общностей и организаций. На макроуровне она изучает администрирование как разновидность профессиональной деятельности, как социальный институт и систему, обеспечивающую взаимодействие государства и гражданского общества. На микроуровне она изучает менеджмент организаций, в том числе государственных. В центре её внимания организационное поведение людей, формирование профессиональных групп и управленческих команд. Социология управления представляет собой совокупность методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, направленных на достижение эффективности администрирования и менеджмента.

Проблема манипулирования.

В самом общем виде под манипулированием понимается такой вид взаимодействия между людьми, при котором один из них (манипулятор) сознательно пытается осуществить контроль за поведением другого (манипулируемого), побуждая его вести себя угодным манипулятору образом: совершать какие-либо действия (например, голосовать за кого-либо, работать сверхурочно, выполнять чужие служебные обязанности и т.д.), а от каких-либо отказываться. Причем это делается таки образом, что манипулируемый не осознает себя объектом контроля.

Всякие манипуляции выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации.

Причинами, толкающими руководителя, лидера, партнера к манипуляциям, могут выступать: 1) изначальное несовпадение интересов; 2) невозможность компромисса или неспособность его достижения и т.д.

Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает:

- планирование воздействия;

- сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

- подстройка к адресату воздействия;

- организация ситуации воздействия;

- подготовка адресата;

- понуждение адресата к действию.

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами.

Физические условия предполагают выбор места воздействия (или его специальную организацию) и сенсорный комплекс, с ним связанный.

Культурный фон включает учет особенностей ситуации общения, определяемых культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями вынесения суждений, системой предрассудков и т.п.

Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое

Социометрические структуры.

В зависимости от обстоятельств, рабочая группа обретает множество социометрических форм. Но исходных всего две – диада и триада.

Диада состоит из двух человек. Отношения между ними строятся на основе эквивалентного обмена и взаимности. Это крайне неустойчивое объединение людей.

Выделяются следующие типы диадного взаимодействия:

- сотрудничество – содействие партнеров друг другу.

- противоборство – противодействие партнеров друг другу.

- уклонение от взаимодействия – уход партнеров от сотрудничества;

- одностороннее содействие – один из партнеров совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

- одностороннее противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого.

- контрастное взаимодействие – один из партнеров содействует другому, а второй противодействует ему;

- компромиссное взаимодействие – партнеры частично содействуют, частично противодействуют друг другу.

Отношения между людьми усложняются в триаде. Это форма взаимодействия трех человек. Здесь возникает эффект большинства, когда в противоборстве двое выступают против одного, т.е. формируют совместное (социальное) отношение к индивиду. Здесь же возникает и эффект управления. Третий человек может не только формулировать цель и контролировать её достижение, но и выступать распорядителем обмена социальными благами и услугами между всеми участниками социального взаимодействия.

По сравнению с диадой, триада более устойчива. В ней лучше развито разделение труда, что придает больше независимости индивидам.

Вопрос о социометрических структурах важен с точки зрения межличностного влияния в рабочей группе. Как видно из представленных конфигураций в централизованных структурах коммуникационные сети замыкаются на руководителе. По сравнению с децентриализованными структурами, они в большей мере способствуют развитию лидерства, организационных характеристик группы.

Факторы групповой динамики.

Для эффективного управления группой руководителю необходимо знать переменные, влияющие на групповой процесс. На индивидуальном уровне воздействия на группу влияют возраст членов группы, пол, уровень образованности, индивидуально-психологические особенности, социально-экономический статус; на групповом – размер группы, состав группы.

Возраст человека. Ученые экспериментально и теоретически обосновали положение о том, что интенсивность интеграции человека в группу зависит от его возраста.

Пол человека. На поведение человека в группе оказывает влияние его пол. Было установлено, что в некоторых разнополых группах женщины ведут себя более подавленно по сравнению с мужчинами.

Уровень образованности. На межличностное взаимодействие в группе большое влияние оказывает уровень образованности. В ряде исследований была выявлена положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем.

Индивидуально-психологические особенности. М.Шоу выделяет пять основных индивидуально-психологических характеристик, влияющих на групповую динамику:

ориентация на межличностное общение, которая может быть одобряющей, располагающей и избегающей;

отзывчивость;

желание доминировать, обычно обусловленное самооценкой человека;

зависимость;

эмоциональная уравновешенность.

Социально-экономический статус. Статус означает соотносительную позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Различают личный и социальный статус.

Размер группы. В группах должно существовать определенное соответствие между размером и степенью участия. По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5–12 человек; для собраний и совещаний – в среднем 8 человек; наиболее точные решения принимаются группой в 5-11 человек. В группе из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах больших или меньших.

Состав группы. Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.

Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют людям отмочить лишь отдельные свойства предметов и явлений объективного мира.

Типы управленческих команд.

Исследователи еще не пришли к единой типологии команд. По мнению Д. Макинтош-Флетчер, существует два главных типа команд: кросс-функциональные и интактные команды.

Кросс-функциональная команда формируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность.

Интактная команда является производственным подразделением или долговременно существующей рабочей группой, производящей определенный продукт или услугу. Она может иметь руководителя, который, не являясь членом команды, обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах.

Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности.

Псевдокоманда - это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилось на коллективном выполнении работы и не пробует делать это. Члены группы не проявляют интереса к определению и формулированию общей направленности и целей деятельности, хотя при этом группа может называть себя командой.

Потенциальная команда – это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать. Эта группа еще не установила коллективную ответственность, и ей требуется более высокий уровень дисциплины. Такие команды называются потенциальными, так как их члены берут на себя риски, пытаясь противостоять неизбежно возникающим препятствиям.

Реальная команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными.

Высокоэффективная команда – это реальная команда, члены которой обладают суперобязательностью относительно выполнения командной работы. Методы

 

Объект, предмет и задачи социологии управления.

 

Социология управления является отраслевой научно-практической дисциплиной. Основой её выделения в структуре социологического знания служит объект исследования – конкретное общество с присущими ему системными, институциональными, культурными, коммуникативными и др. характеристиками, определяющими совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей для организации этой деятельности во имя достижения социально значимых результатов.

Предмет социологии управления составляет изучение администрирования, т.е. публично-правовых отношений по поводу производства и реализации государственных решений в социальных общностях, и менеджмента – отношений управления в социальных организациях по поводу координации и программирования взаимодействия людей для достижения общественно значимых результатов. Таким образом, в предметном поле социологии управления выделяются две основные области: макро и микроуровни управления.

Обозначив объект и предмет социологии управления, следует указать её основные концептуальные направления и методы исследования. Ключевыми являются социокультурный, системный, функциональный и поведенческий подходы. Несмотря на различия в этих подходах к изучению администрирования, в каждом из них рассматриваются сходные вопросы.

Cоциология управления – это научно-практическая отрасль знания, исследующая процессы администрирования и менеджмента в различных типах социальных общностей и организаций. На макроуровне она изучает администрирование как разновидность профессиональной деятельности, как социальный институт и систему, обеспечивающую взаимодействие государства и гражданского общества. На микроуровне она изучает менеджмент организаций, в том числе государственных. В центре её внимания организационное поведение людей, формирование профессиональных групп и управленческих команд. Социология управления представляет собой совокупность методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, направленных на достижение эффективности администрирования и менеджмента.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.014 с.)