Предмет и методы теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы теории государства и права.



Билет 1.

Предмет и методы теории государства и права.

Предмет изучения теории государства и права составляют общие закономерности существования и развития государственно‐правовых явлений. Данная наука ставит перед собой задачу изучения не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права, и, опираясь на другие отрасли знаний, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Предмет ТГП меняется с течением времени, так как меняется само общество, его культура, уровень сознания, а значит, меняются и представления о праве, государстве, их функциях и роли в жизни общества.

К предмету ТГП относятся не только закономерные, но и случайные явления, так как на развитие государства и права влияют случайные обстоятельства, войны, отдельные личности.

Государство и право изучают во взаимодействии, поскольку право не существует вне государства, а государство через принятие норм права осуществляет свою деятельность и доносит до общества свою волю.

Право в системе социальных норм.

Теория государства и права является общественной наукой, поэтому она связанна с другими общественными науками, такими как всеобщая история, философия, экономика, политология, социология.

Философия исследует общество в целом, его социальный, национальный состав, нормы морали, нравственности, общественные и иные организации, в том числе право и государство.

Экономическая наука изучает экономические законы развития общества. Теория государства и права исследует их влияние на право и государство и воздействие права и государства на экономическую жизнь общества.

Всеобщая история изучает все стороны развития общества, в том числе права и государства в различных конкретных странах. Теория государства и права исследует только государственно-правовые явления в их историческом аспекте.

Политология изучает политические процессы в обществе, политику как социальное явление, политические движения, деятельность партий, других организаций. Теория права и государства рассматривает эти проблемы с точки зрения их соотношения с правом и государством, правового регулирования их деятельности.

Социология – это наука об обществе, состоящем из разных классов, слоев, групп населения, о социальных процессах, происходящих в обществе. Теория права и государства изучает влияние государства и права на поведение и деятельность классов, социальных слоев и групп населения, динамику их развития и т. д.

Билет 2.

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

ТГП тесно связана практически со всеми социальными дисциплинами, так как невозможно познать в полной мере государственно-­‐правовые явления вне связи с политическими, экономическими и иными факторами. Они во многом предопределяют развитие государства и права. Следовательно, она не обладает монополией на рассмотрение Г и П, но имеет свой ракурс исследования этих явлений по сравнению с другими общественными науками. ТГП делает особый акцент на юридических началах в функционировании государства и права.

Функции:

1) Гносеологическая: изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере;

2) Онтологическая: определение, что такое государство и право, причины их возникновения, их прошлое состояние, настоящее, и будущее развитие;

3) Эвристическая: открытие, познание и объяснение основных государственно-правовых закономерностей;

4) Методологическая: выработка методов, используемых отраслевыми юридическими науками для освоения своих сфер исследования;

5) Идеологическая: разработка и формулирование основных идей и базовых концепций правовой политики государства;

6) Воспитательная: воспитание уважения к праву, повышение правовой культуры;

7) Практически‐организационная: подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и т.д.

8) Прогностическая: формулирование прогнозов относительно развития государственно-правовых институтов, динамики преступности и т.д.

Все функции связаны между собой и дают полное представление о месте и роли ТГП в жизни общества.

Все юридические науки принято разделять на:

1) Теоретико-­‐исторические, к которым относятся ТГП, ИГП, история учений о праве и государстве;

2) Отраслевые, занимающиеся исследованием какой-­‐то одной сферы правовой жизни;

3) Прикладные: криминалистика, судебная медицина

4) Организационные: судоустройство;

5) Международные: МПП, МЧП, морское, космическое право;

6) Сравнительное правоведение (компаративистика), главное назначение которого – сравнение правовых систем разных стран, для выявления закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений в разных государствах с целью использования юридического опыта.

ТГП выступает в качестве обобщающей науки, поскольку синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели, понятия, применимые ко всем или многим отраслям права.

ТГП является наукой фундаментальной, поскольку раскрывает глубинные связи и отношения в государственно‐правовой действительности.

ТГП имеет методологическое значение, так как разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые другими юр. науками.

ТГП есть исходная дисциплина, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

 

Понятие и признаки права.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, выражающих волю народа или господствующего класса, охраняемая от нарушения методом убеждения или принуждения и являющихся регулятором общественных отношений.

 

Признаки права (общие):

1. нормативность, обязательность – это общепринятый и общеобязательный порядок и мера поведения. Общий характер права указывает, что под данное правило поведения попадает множество ситуаций. Обязательный характер означает, что данное правило распространяется на всех без исключения.

2. формальная определенность в официальных государственных источниках, имеют внешне

выраженную письменную форму.

3. системность – не просто совокупность, а стройная система, где каждый элемент имеет свое

место и играет свою роль.

4. публичность.

5. установленность (санкционированность) государством.

6. гарантированная возможность государственного принуждения.

7. общеобязательность -­‐ обязательный характер означает, что данное правило распространяется

на всех без исключения.

8. право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

 

Билет 3.

Билет 4.

Билет 5.

Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.

Источник права – это способ выражения, закрепления правовых норм.

Форма права показывает, как организованно право, как выражено вовне его содержание. Правовой формой именуют в целом правовые средства, когда они используются для опосредования тех или иных социальных процессов, решения социальных задач.

1. Источник права в материальном смысле – материальные условия жизни общества и бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических и др. факторов, характеризующих мир и жизнь народа.

2. Источник права в идеальном смысле – философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

3. Источник права в формальном или юридическом смысле – различные способы внешнего выражения норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт;

б) нормативно-правовой договор;

в) правовой обычай;

г) правовой прецедент.

 

Билет 6.

Билет 7.

Билет 8.

Билет 9.

Билет 10.

Билет 11.

Билет 12.

Билет 13.

Билет 14.

Билет 16.

Билет 17.

Билет 18.

Билет 19.

Билет 20.

Билет 21.

1. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ— в РФ представительные органы гос-­‐ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание -­‐ Парламент РФ; народные собрания, гос-­‐ные собрания, верховные советы, законодательные собрания, гос-­‐ные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и др. законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В своей совокупности они составляют систему представительных органов гос-­‐ной власти РФ.

О.з.в. избираются непосредственно населением, выражают гос-­‐ную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению или применению др. гос-­‐ными органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами гос-­‐ной власти и органами местного самоуправления.

Общефедеральным О.з.в. в РФ является Федеральное Собрание РФ, действующее в масштабах всей Федерации. Все другие О.з.в., действующие на территории РФ, являются региональными, их законодательная власть осуществляется в пределах соответствующих субъектов РФ.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-­‐надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством. Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных — между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности-­‐ Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Принцип демократизма

4. Принцип гласности

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма-­‐ Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно -­‐ социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

7. Принцип национального равноправия

8. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Билет 22

1. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Существуют 3 уровня территориальной организации органов исполнительной власти: органы обще гос-­‐венной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти местного самоуправления. Так же различают органы исполнительной власти общей компетенции и отраслевой. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ

принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти РФ: Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ, Правительство Российской Федерации, Федеральные министерства, Федеральные службы.

 

Билет 23.

1. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

В РФ действуют: а) федеральные суды; б) суды субъектов федерации

К ФС относятся:

1) Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов с/ф, рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции др.

2) Верховный Суд – это высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным

делам, попадающим под общую юрисдикцию

3) Высший Арбитражный Суд -­‐ это высший судебный орган по разрешению экономических споров

и иных дел в пределах его компетенции

К судам с/ф относятся:

1) Конституционные (уставные) суды с/ф, которые рассматривают вопросы соответствия законов

с/ф конституции (уставу) с/ф, также дает толкование конституции (устава) с/ф.

2) Мировые судьи судов общей юрисдикции с/ф. В их ведении находится рассмотрение

небольших уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Виды толкования права

1. По субъектам: толкование органов законодательной власти, толкование органов исполнительной власти, судебное толкование, толкование прокуратуры и т.д.

По способу:

Способ толкования норм права – совокупность однородных мыслительных приёмов, средств, используемых для установления содержания норм права.

a. Грамматический – анализ отдельных слов, сочетаний, знаков и т.д.

b. Логический – анализ логической связи между отдельными положениями нормы права

c.Систематический – определение места и значения данной нормы в системе права

d. Историко-политический – установление обстоятельств, при которых была создана норма

e. Телеологический (целевой) – выявление целей издания акта

f. Специально-юридический – изучение технико-юридических приёмов выражения воли законодателя

i. Нормативное толкование

ii. Уяснение особенностей юридических конструкций

iii. Определение отраслевой принадлежности нормы

iv. Терминологическое толкование

v. Сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней

g. Функциональный – учёт условий и факторов, при которых реализуется норма права

3. По юридической силе:

a. Официальное (даётся уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; имеет обязательное значение для других субъектов; является юридически значимым)

i. Нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права

1. Аутентичное (авторское)

2. Легальное (делегированное)

ii. Казуальное – разъяснение компетентного органа по конкретному случаю

b. Неофициальное (формально не является обязательным)

i. Обыденное (любым человеком)

ii. Профессиональное (юристами-практиками: например, адвокатами)

iii. Доктринальное (учёными-юристами)

4. По объёму:

a. Буквальное (адекватное): словесное выражение нормы совпадает с её действительным смыслом

b. Расширительное (распространительное): словесное выражение нормы уже её действительного смысла

c.Ограничительное: словесное выражение нормы шире содержательного смысла

 

Билет 24.

Билет 25.

Билет 26

Законность и правопорядок

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность - явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью. Связи законности с демократией и правовым законом настолько тесны и неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместе с правом.

Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точка зрения имеет под собой до ст аточно с ерье зную о снову. Д ействительно, законно сть не следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан, в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона.

Проф. В.В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частно- правовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом, проф. В.В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия, надо заметить, наиболее распространенную. С позиций такого подхода законность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками» (проф. Л.И. Спиридонов).

В качестве принципов законности в литературе выделяют следующие:

а) всеобщность ее требований;

б) верховенство закона;

в) единство (единообразие) законности;

г) гарантированность основных прав и свобод граждан;

д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением,

е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления;

ж) связь законности и культурности; и др.

Правопорядок я вл я е т с я р е а л ь н ы м и то гом, р е зул ьт атом д е й с т в и я з а ко н н о с т и ка к конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов).

Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие».

 

Билет 27.

Билет 28

Билет 29.

Билет 30.

Права человека.

Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», то есть правами индивида. Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;

право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны):

право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Билет 1.

Предмет и методы теории государства и права.

Предмет изучения теории государства и права составляют общие закономерности существования и развития государственно‐правовых явлений. Данная наука ставит перед собой задачу изучения не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права, и, опираясь на другие отрасли знаний, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Предмет ТГП меняется с течением времени, так как меняется само общество, его культура, уровень сознания, а значит, меняются и представления о праве, государстве, их функциях и роли в жизни общества.

К предмету ТГП относятся не только закономерные, но и случайные явления, так как на развитие государства и права влияют случайные обстоятельства, войны, отдельные личности.

Государство и право изучают во взаимодействии, поскольку право не существует вне государства, а государство через принятие норм права осуществляет свою деятельность и доносит до общества свою волю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.128 с.)