Реализация права: понятие, формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация права: понятие, формы.



Реализация права – претворение, воплощение предписанных юридических норм в жизнь путём правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Формы реализации права:

1. Соблюдение – воздержание субъекта от неправомерных действий (реализуются нормы-запреты)

2. Исполнение – активные действия субъекта по выполнению возложенных на него обязанностей

3. Использование – осуществление возможностей, предоставляемых нормами права (реализуются управомочивающие нормы)

4. Применение – деятельность компетентных государственных органов, связанная с реализацией права:

a) Это властная деятельность

b) Связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков

c) Всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений

d) Осуществляется в определённой процессуальной форме

e) Сопровождается вынесением индивидуального акта

f) Всегда носит нормативный (подзаконный) характер

 

Билет 20.

Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система органов государства, т.е. органов, через которые осуществляется государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — отправные начала, непререкаемые требования, предъявляемые к формированию и функционированию государственных органов.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1) приоритет прав и свобод человека;

2) единство и разделение властей;

3) верховенство права — выражается, например, в праве обжалования в суде решений государственных органов, возмещении вреда, причиненного их незаконными действиями;

4) законность;

5) иерархичность — подчиненность по вертикали;

6) организационно-правовая связанность деятельности государственных органов и должностных лиц;

7) сочетание выборности и назначаемости;

8) демократизм методов и стиля работы;

9) сменяемость;

10) сочетание коллегиальности и единоначалия;

11) гласность и учет общественного мнения;

12) профессиональная компетентность;

13) экономичность, программирование, научность;

14) право равного доступа к государственной службе.

Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.

Правоприменение — особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект — специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф.

П. Е. Недбайло);

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно- процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом — актом применения права.

 

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

3) решение дела.

 

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

 

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

 

Все правовые акты можно поделить на две большие группы — нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

 

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

 

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

 

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам

и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов — позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение — это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а

как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение — это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение — это применение санкций (то есть охранительных норм)

в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Билет 21.

1. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ— в РФ представительные органы гос-­‐ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание -­‐ Парламент РФ; народные собрания, гос-­‐ные собрания, верховные советы, законодательные собрания, гос-­‐ные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и др. законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В своей совокупности они составляют систему представительных органов гос-­‐ной власти РФ.

О.з.в. избираются непосредственно населением, выражают гос-­‐ную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению или применению др. гос-­‐ными органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами гос-­‐ной власти и органами местного самоуправления.

Общефедеральным О.з.в. в РФ является Федеральное Собрание РФ, действующее в масштабах всей Федерации. Все другие О.з.в., действующие на территории РФ, являются региональными, их законодательная власть осуществляется в пределах соответствующих субъектов РФ.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-­‐надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством. Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных — между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности-­‐ Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Принцип демократизма

4. Принцип гласности

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма-­‐ Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно -­‐ социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

7. Принцип национального равноправия

8. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.015 с.)