Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство.



Политико-территориальная организация государства - модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз.

1. Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Основные признаки унитарного государства

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Единый государственный язык;

7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

 

2. Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки:

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

6. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

 

Система права и система законодательства.

Система права - это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права.

Правовая система - в широком смысле правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых гос-ная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Система законодательства – деятельность, направленная на его упорядочение.

Признаки системы права:

• Складываются в соответствии с потребностями общественного развития;

• Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей;

• Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

• Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной.

Элементы правовой системы:

• Система права;

• Система законодательства;

• Правовые институты и правовые учреждения;

• Правовые понятия, принципы, символика;

• Правовая политика, идеология, культура;

• Юридическая практика.

Система законодательства – деятельность, направленная на его упорядочение.

Особенности: сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты; выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее; подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих; вновь принятые НПА, а так же прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе в собрания, сборники законодательства.

Виды систематизации законодательства:

Инкорпорация – форма систематизации, при которой НА, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники и собрания.

Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт.

Кодификация – форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

 

Билет 12.

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

Конфедерация - форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств - членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации. Конфедерация - не форма государственного устройства.

 

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.

Примерами межгосударственных объединений являются Содружество Наций, Европейский Союз, Совет Европы, а также Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств

Система органов межгосударственного объединения выглядит, примерно, следующим образом:

1. высший орган (как правило, Совет глав правительств);

2. исполнительный орган;

3. административный орган (секретариат);

4. комитеты и комиссии по специальным вопросам.

Сообщества (содружества) в силу своих организационных принципов имеют все-­‐таки переходный характер и в зависимости от исторических тенденций могут развиться в более тесный союз (конфедерацию или федерацию) или выступить в качестве этапа окончательной дезинтеграции.

Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА — правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Типология правовых систем.

Выделяют романо-германскую;

англо-саксонскую;

религиозную (восточную);

социалистическую, а также ряд других правовых семей.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт. Страны с романо-германской системой права: Россия, Франции, Италии, Бельгии, Германии, Австрии, Венгрии, Дании, Норвегии, Швеции

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

 

 

Билет 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.031 с.)