Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.



Пробел в праве – отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Традиционно в юриспруденции выделяют два способа восполнения пробелов в праве - аналогию закона и аналогию права. Некоторые авторы в качестве еще одного способа называют субсидиарное применение права.

Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы)

предполагает соблюдение ряда условий:

а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

б) отсутствие адекватной юридической нормы;

в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правопри-менитель.

Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий:

а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

б) отсутствие адекватной юридической нормы;

в) отсутствие аналогичной нормы.

В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означает использование принципов - общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.

Субсидиарное применение права (от слова «subsidium» — помощь) — это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой -родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.

По нормам международного права недопустима аналогия в сфере уголовного права.

 

Билет 22

1. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Существуют 3 уровня территориальной организации органов исполнительной власти: органы обще гос-­‐венной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти местного самоуправления. Так же различают органы исполнительной власти общей компетенции и отраслевой. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ

принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти РФ: Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ, Правительство Российской Федерации, Федеральные министерства, Федеральные службы.

 

Понятие и виды правомерного поведения.

 

Правомерное поведение - это действие (бездействие) субъектов права, которое соответствует требованиям норм права или принципов права данного государства.

Признаки правомерного поведения:

1. Общие (родовые), то есть присущие правомерному поведению как разновидности социального поведения:

а) внешняя выраженность (объективированность) в форме действия или бездействия;

б) соответствие нормам, принципам права данного государства (адекватность моделям поведения,предусмотренного правом);

в) положительная социальная значимость (выражается в его социальной полезности, допустимости, приемлемости).

 

2.Специально-юридические, то есть имеющие значение для юридической оценки поведения как правомерного, их характеристика совпадает с характеристикой состава правомерного поведения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

Виды правомерного поведения

Например:

1. По субъектам права - действия (бездействие) физических, юридических лиц, государства и т.д.;

2. По объективной стороне - действия (бездействие);

3. По отношению законодателя к правомерному поведению - желательное, допускаемое, необходимое;

4. По направленности воли - юридические поступки, юридические акты;

5. По характеру мотивации - принципиальное (предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно), привычное (предопределенное привычкой осуществлять данное правовое предписание), конформистское (предопределенное стремлением поступать так, как поступают другие люди), маргинальное (предопределенное страхом применения санкций за неправомерное поведение), интуитивное (предопределенное правовой интуицией).

 

Билет 23.

1. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

В РФ действуют: а) федеральные суды; б) суды субъектов федерации

К ФС относятся:

1) Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов с/ф, рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции др.

2) Верховный Суд – это высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным

делам, попадающим под общую юрисдикцию

3) Высший Арбитражный Суд -­‐ это высший судебный орган по разрешению экономических споров

и иных дел в пределах его компетенции

К судам с/ф относятся:

1) Конституционные (уставные) суды с/ф, которые рассматривают вопросы соответствия законов

с/ф конституции (уставу) с/ф, также дает толкование конституции (устава) с/ф.

2) Мировые судьи судов общей юрисдикции с/ф. В их ведении находится рассмотрение

небольших уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Толкование права: понятие, способы, виды.

Толкование права – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, вложенного в неё правотворческим органом, для её правильного применения.

Объект толкования – тот смысл, который вложен в правовые нормы соответствующим правотворческим органом.

Предмет толкования – историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте).

Формы толкования:

1. Уяснение

2. Разъяснение

a. Официальное

b. Неофициальное

Виды толкования права

1. По субъектам: толкование органов законодательной власти, толкование органов исполнительной власти, судебное толкование, толкование прокуратуры и т.д.

По способу:

Способ толкования норм права – совокупность однородных мыслительных приёмов, средств, используемых для установления содержания норм права.

a. Грамматический – анализ отдельных слов, сочетаний, знаков и т.д.

b. Логический – анализ логической связи между отдельными положениями нормы права

c.Систематический – определение места и значения данной нормы в системе права

d. Историко-политический – установление обстоятельств, при которых была создана норма

e. Телеологический (целевой) – выявление целей издания акта

f. Специально-юридический – изучение технико-юридических приёмов выражения воли законодателя

i. Нормативное толкование

ii. Уяснение особенностей юридических конструкций

iii. Определение отраслевой принадлежности нормы

iv. Терминологическое толкование

v. Сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней

g. Функциональный – учёт условий и факторов, при которых реализуется норма права

3. По юридической силе:

a. Официальное (даётся уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; имеет обязательное значение для других субъектов; является юридически значимым)

i. Нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права

1. Аутентичное (авторское)

2. Легальное (делегированное)

ii. Казуальное – разъяснение компетентного органа по конкретному случаю

b. Неофициальное (формально не является обязательным)

i. Обыденное (любым человеком)

ii. Профессиональное (юристами-практиками: например, адвокатами)

iii. Доктринальное (учёными-юристами)

4. По объёму:

a. Буквальное (адекватное): словесное выражение нормы совпадает с её действительным смыслом

b. Расширительное (распространительное): словесное выражение нормы уже её действительного смысла

c.Ограничительное: словесное выражение нормы шире содержательного смысла

 

Билет 24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.023 с.)