Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поправки к Конституции США и реформа избирательного права в XX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту. Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов. Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган. Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах “в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы. В 1965 году Законом об избирательных правах действие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”. Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах. Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой “нарезка” неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения электоральной геометрии. В 1962 г. было принято решение Верховного суда (по “делу Бейкер”), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть “существенно равными”. Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования “один человек — один голос”, в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения. 138. Основные изменения в государственном строе США (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма). С 20-х гг. наметились прогрессивные тенденции, в т.ч. в дальнейшей демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19-я поправка к конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (22-я поправка к конституции). Другая тенденция связана с рассредоточением источников формирования государственной политики. В этой области большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления». Третья важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Штаты противодействуют этой тенденции, но ее значение возрастает. Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и умножение исполнительных функций государства явилось одной из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. В этот период в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений. 1. Департаменты, возглавляющие отдельные отрасли управления. 2. Национальные агенства — учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых. 3. Многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, подчас имеющих жизненно важное значение для страны. Существенным стал вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией, президент после предварительного согласия сената может назначать глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение всех второстепенных постов президент проводит самостоятельно. На практике роль президента в этом процессе является более значительной. Еще в ХIХ в. установилось деление аппарата управления на «гражданскую службу» (несменяемые чиновники-профессионалы) и «правительственную службу» (высшие должностные лица, назначаемые вновь пришедшим к власти президентом и уходящим со своих постов вместе с ним). Эти лица несут ответственность только перед президентом. Однако развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказались вне действительного государственно-правового контроля, что способствовало росту коррупции, некомпетентности, злоупотреблению властью. Это привело к тому, что конгресс занялся его реформированием. По закону «О гражданской службе» (1883 г.) предусматривались открытые конкурсы-экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. В стране не сложилось единой государственной службы, т.к. каждый штат имеет свой государственный аппарат управления, но это не означает его фактической разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в том числе и финансовые. Таким образом, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением исполнительной власти во главе с президентом. Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном в системе сдержек и противовесов. В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждения сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента. Централизация государственной власти проявляется в расширении границ законодательной деятельности и в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет их финансовой зависимости от центра (1/3 бюджетов штатов составляют федеральные субсидии). Вместе с тем, с тенденцией централизации государственной власти по вертикали (от штатов — к федерации) в США четко обозначилась и другая — концентрация государственной власти по горизонтали. Президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из двух крупнейших буржуазных партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики США. Значительно возросли военные полномочия президента как главнокомандующего, который без объявления конгрессом может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из союзников США по военным блокам (в 1950 г. была начата война в Корее , в 1965 г. — во Вьетнаме , на территории Лаоса и Камбоджи , военная экспансия Гренады ). До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс. Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением государственно-монополистического капитализма, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Президент сам назначает около 1,5 тыс. федеральных должностных лиц. Наряду с кабинетом, с 1939 г. стал складываться особый административный аппарат при президенте — Исполнительное управление президента (ИУП), который должен был обеспечить большую оперативность и эффективность действий президента в сфере государственного регулирования экономикой (в 1939 г. 70 сотрудников, в н.в. 1700 человек). Этот аппарат имеет трехступенчатую структуру, куда входят сам президент, аппарат Белого дома и аппарат Совета Национальной безопасности . СНБ (создан в 1947 г.) предназначен для координации действий всех ведомств, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Высшее руководство деятельностью СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. Рекомендации и советы президенту по конкретным вопросам внутренней и внешней политики вырабатываются в региональных и других отделах (отделы России и СНГ, восточно-европейских стран Западной Европы , Африки , Латинской Америки , Азии , Ближнего Востока ).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.008 с.) |