Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура Конституции Российской Федерации.

Поиск

ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ В БИЛЕТАХ

1.Структура Конституции Российской Федерации.

2. Понятие и юридические свойства Конституции

3. Формы осуществления народовластия.

4. Основные этапы развития Конституции (5 конституций)

5. Признание выборов несостоявшимися или недействительными. Повторное голосование и повторные выборы

6. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

7. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

8. Порядок выборов и вступления в должность Президента. Символы государственной власти

9. Правовой статус политических партий в Российской Федерации.

10. Понятие и виды гарантий конституционных прав и свобод.

11. Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции России.

12. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

13. Роспуск государственной думы: основания и порядок.

14. Толкование Конституции Российской Федерации.

(Конституционный Суд РФ+ пример)

15. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
(2 ФЗ. Чем беженцы отличаются от переселенцев)

16. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция.

17. Понятие избирательного права и избирательной системы. Виды избирательных систем в России.

(пропорциональная, мажоритарная, смешанная, - что и где применяется)

18. Конституционно правовой статус субъектов РФ.

(85 субъектов, 6 видов субъектов, все равноправные, но есть 2 особенных субъекта; специфика республики и автономного округа, у каждого субъекта свой устав, своя конституция, свое законодательство)

19. Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина

20. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

21. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.

22. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации.

(4 ФЗ; рассказать про выборы; какие избирательные системы)

23. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции

24. Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права. (Конституция; 3 вида законов (Закон о поправках к конституции; ФКЗ; ФЗ); указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства; бывают международные договоры и внутригосударственные договоры; решения Конституционного Суда, как источники)

25. Правовые акты Президента (когда Президент имеет право издавать для восполнения нормы…)

26. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.

27. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

(3 правовых режима: 1. Постоянное проживание; 2. Временное проживание; 3. Временное пребывание; общие права, как у граждан РФ за некоторым изъятием: политические права, трудовые права)

28. Структура Конституции Российской Федерации.

29. Конституционный Суд России: порядок формирования и деятельности; компетенция.

30. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации

(как присоединяется новые субъект; как образуется из числа старых).

31. Совет Федерации Российской Федерации: вопросы ведения.

(судей конституционного суда назначают… см. Конституцию; какая роль СФ в законодательном процессе)

32. Понятие государственного органа. Система государственных органов Российской Федерации.

(обобщенно рассказать, какие гос. Органы у нас бывают; 3 ветви власти + органы, которые не входят в систему разделения властей)

33. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.

 

ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ В БИЛЕТАХ

34. Федеративное устройство России: понятие, принципы, этапы становления России, как федеративного государства.

35. Правовой статус религиозных организаций (объединений) в Российской Федерации.

36. Понятие общественного объединения. Организационно-правовые формы общественных объединений в РФ.

(Закон об общественных организациях; перечислить формы и сказать, что одной из форм является политическая партия)

37. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

38. Порядок назначения референдума в Российской Федерации.

39. Порядок формирования Совета Федерации

40. Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии

41. ФКЗ и ФЗ: сравнительная характеристика.

(рассказать по процедуре принятия + примеры ФКЗ)

42. Правовой статус Президента России: место в системе органов государственной власти, полномочия

43. Основания досрочного прекращения полномочий Президента.

(импичмент, кто может инициировать… гос. Измена, тяжкое преступление; по состоянию здоровья)

44. Основания и порядок приобретения и прекращения российского гражданства.

45. Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы

46. Система избирательных комиссий: порядок формирования, полномочия

(6 видов избирательных комиссий; 5 постоянно действующих… на 5 лет формируются…)

47. Общественная палата России: порядок формирования, полномочия.

(общественная экспертиза; общественный контроль)

48. Понятие Референдума РФ. Вопросы Референдума РФ

49. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в Российской Федерации.

50. Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

(см. учебник про неотчуждаемость, про равенство…)

51. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (неприкосновенность..)

52. Внутренняя структура и организация работы палат Федерального Собрания.

(ГД. есть совет палаты, комитеты, комиссии, фракции…)

53. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.

54. Парламентские расследования Федерального Собрания

(Закон, когда могут проводиться: а. грубое нарушение прав и свобод; б. природные и техногенные катастрофы; в. Финансовые и бюджетные нарушения.

Ключевая особенность закона – парламентское расследование проводится специальной комиссией, которая создается при условии, если саму идею поддержали обе палаты федерального собрания; срок полномочия комиссии – 1 год; на выходе - итоговый доклад)

55. Основы конституционного строя Российской Федерации как государственно-правовой институт. (1 глава конституции)

56. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.

(отдельный закон; вид общественного объединения – это не субъект! «Национально-культурная автономия армян в России»…)

57. Конституционное право России как наука: понятие, предмет, методы, система, источники.

58. Предметы ведения Российской Федерации. (ст. 71 Конституции)

59. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в каждом субъекте есть судебная власть (федеральные суды по статусу –большая часть всех судов (назначаются Президентом); суды субъектов. Региональными являются: а. мировые судья (региональными депутатами); б. конституционные и уставные суды субъектов), исполнительная власть, законодательная власть)

60. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

61. Принципы избирательного права: понятие, гарантии.

62. Россия – социальное государство.

63. Политические права и свободы граждан Российской Федерации

64. Система конституционного права как отрасли права.

65. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ.

66. РФ – светское государство.

Формы осуществления народовластия

Принцип народовластия.

Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

2. Формы народовластия.

Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

3. Непосредственная демократия.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум (см. вопрос 39) и свободные выборы (см. вопросы 37, 38). Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

4. Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа.

Государственная власть осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти составляют единую систему. Среди органов государственной власти важнейшее значение имеют те, которые избираются непосредственно гражданами - представительные органы, состоящие из депутатов, а также выборные должностные лица. Государственные органы, которые не избираются гражданами, формируются другими государственными органами. На федеральном уровне гражданами РФ избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На уровне субъекта РФ гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, избираются высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти.

5. Местное самоуправление.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется жителями муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, на муниципальных выборах), а также через органы местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным (также см.вопрос 51). Местное самоуправление является формой публичной власти, однако органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Роспуск Гос. Думы

Госуда́рственная ду́ма — нижняя палата Федерального собрания.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства).

Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

……….Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации
В частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст.111 Конституции РФ)
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)
Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

 

Структура

Главой Конституционного Суда является председатель. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Штатная численность на 2012 год составляет 249 ед.

Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

· По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или 1/5 его членов, Государственной думы или 1/5 её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

· Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

· По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

· По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

· По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

· Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

10 декабря 2013 года «Конституционный суд России» отказал принять обращение физического лица «О признании роспуска СССР не конституционным», сославшись на ст.125, п. 3 действующей конституции с формулировкой «не входит в компетенцию суда».

 

30. Принятие в состав РФ и образование нового субъекта федерации в россии

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"

Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ.

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность.

При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством.

Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.

По данному вопросу должен быть подписан международный договор рФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ.

Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать: 1) социально-экономическое обоснование; 2) предполагаемое наименование и статус; 3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов рФ.

После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон.

 

31. Совет федерации: вопросы ведения

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

· а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

· б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

· д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

· е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

· ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

· з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение 3/4 голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

 

32. Понятие государственного органа. Система государственных органов власти РФ

Орган государственной власти – орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть.

В Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. К федеральным органам государственной власти относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. К органам государственной власти субъектов РФ относятся их органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Судами субъектов Российской Федерации являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Все остальные суды, действующие на территории субъектов РФ, входят в систему федеральных судов.

Система государственных органов власти РФ и подсистемы государственных органов власти в субъектах РФ

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (Ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

Особенностью Российской Федерации является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одной из важнейших задач Президента РФ является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, даже и в судебной области.

На федеральном уровне система разделения власти на ветви выглядит следующим образом: законодательная власть – Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительная власть – Правительство РФ, судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции РФ.

Из этого можно заключить, что новый российский федерализм призван не допустить, как ущемляющего интересы местного унитаризма, так и превращения России в конгломерат разрозненных государственных образований.

 

33. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности, предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа РФ - права принимать новую Конституцию означает,

 

что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

11. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия фкз, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон РФ о поправке к Конституции РФ. Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон РФ о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

 

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

· восстановлению нарушенных прав,

· совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

· развитию международного сотрудничества в области прав человека,

· правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Требования к кандидатуре

 

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Порядок рассмотрения жалоб

 

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

· обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

· обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном засед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.014 с.)