Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития российской конституции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов. Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти. С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Разработка и принятие конституции РФ 1993 года. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.
5. Признание выборов недействительными и несостоявшимися В результате подсчета голосов избирателей, принявших участие в выборах, Центральная избирательная комиссия РФ может признать выборы по федеральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися. Это возможно в следующих случаях: 1) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей; 2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, т. е. ни один список кандидатов не был допущен к распределению депутатских мандатов; 3)если в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности 50 % или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Недействительными результаты выборов по федеральному избирательному округу признаются: 1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; 2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в федеральном избирательном округе, либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в 1/4 одномандатных избирательных округов; 3) по решению суда (в случае нарушения избирательных прав граждан либо процедуры выборов). Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии могут признать выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися в случаях: 1) если в выборах приняло участие менее 25 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; 2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии признают выборы недействительными: 1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) по решению суда (оно выносится немедленно по обращению гражданина в случае обнаружения нарушения его избирательных прав). По одномандатному избирательному округу выборы признаются недействительными Центральной избирательной комиссией РФ в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Во всех этих случаях избирательные комиссии определяют число избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.
6. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Принципы гражданства в Российской Федерации: 1. В РФ каждый человек имеет право на гражданство 2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. 3. Гражданство РФ является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. 4. Сокращение безгражданства. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 17 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории РФ от лиц без гражданства, - они являются гражданами Российской Федерации. 5. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить 6. Принцип двойного гражданства. 7. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ (ст. 4 Закона о гражданстве). 8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). 9. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. 10. К числу принципов гражданства РФ может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.
7. Порядок выборов депутатов Гос. Думы Госуда́рственная ду́ма — нижняя палата Федерального собрания. Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации). С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %. Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции). Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители. Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов. Выборы Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. 24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года сохраняет своё действие до окончания полномочий Государственной думы VI созыва.
8. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ. Символы президентской власти. Выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона. Кандидатом на выборах Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях лицо, признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом. Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 6 года, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ могут быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от его должности до истечения срока полномочий. Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специальные списки. Если избиратель в день голосования не имеет возможности проголосовать в соответствующем избирательном участке, он должен получить открепительное удостоверение. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование на выборах Президента РФ проводится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуществляется гражданами лично в специальном закрытом помещении путем отметки в избирательном бюллетене. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей. Символы президентской власти — предметы, которые являются официальными символами власти Президента. Используются во время инаугурации (на 30-й день после оглашения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов президента). Символами президентской власти Президента Российской Федерации сейчас являются: · Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; · Знак Президента Российской Федерации. Штандарт и Знак передаются вновь избранному президенту во время процедуры вступления в должность после принесения присяги на специальном экземпляре Конституции.
9. Правовой статус политических партий.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе полит. плюрализма занимают полит. партии, выражающие полит. волю своих членов и содействующие выражению полит. воли гражд. общ-ва. Партии явл. важнейшим элементом полит. системы любого демократ. гос-ва. Без них сегодня практически невозможно само осуществление гос. власти. В РФ общ-ные отн-ния, возникающие в связи с реализацией гражд. права на объед-ние в полит. партии и особенностями создания, деят-ти, реорганизации и ликвидации полит. партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О полит. партиях». Согл. этому з-ну (ст. 3) полит. партия - это общ-ное объед-ние, созданное в целях участия гр-н РФ в полит. жизни общ-ва посредством формирования и выражения их полит. воли, участия в общ-ных и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов гр-н в орг.гос.власти и орг. мсу. · Согл. закону, полит. партия должна отвечать след. требованиям: полит. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине S-тов Р Ф; · в полит. партии должно состоять не менее 10 тыс. членов полит. партии; · руководящие и иные органы полит. партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ. · Цели и задачи полит. партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями полит. партии являются: формирование общ-ного мнения; полит. образование и воспитание гр-н; выражение мнений гр-н по любым вопросам общ-ной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общ-ности и орг.гос. власти; выдвижение кандидатов на выборах в законод. органы гос. власти и представит. органы мсу, участие в выборах в указанные органы и в их работе. · Полит. партия вправе осуществлять свою деят-сть на всей территории РФ. Деят-сть полит. партий основывается на пр-ципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Полит. партии свободны в опред. своей внутренней структуры, целей, форм и методов деят-сти, за искл. ограничений, установ. настоящим ФЗ. · Полит. партия создается свободно, без разрешений орг. гос. власти и должн. лиц. Полит. партия и ее региональные отделения подлежат гос. регистрации в соотв. с ФЗ "О гос-ной регистрации юр. лиц". Решение о гос. регистрации полит. партии и ее региональных отделений принимается соотв. федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. · Членство в полит. партии явл. добровольным и индивидуальным. Членами полит. партии м.б. гр-не РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами полит. партии иностранные гр-не и лица без граж-ва, а также гр-не РФ признанные судом недееспособными. Члены полит. партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы полит. партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деят-сти полит. партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусм. уставом полит. партии. ·
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.37 (0.011 с.) |