Система международной защиты этнических и национальных меньшинств включает в себя два аспекта: недопущение дискриминации и отдельно защищаемые права меньшинств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система международной защиты этнических и национальных меньшинств включает в себя два аспекта: недопущение дискриминации и отдельно защищаемые права меньшинств.



Принцип недопущения дискриминации закреплен во множестве международных договоров по правам человека. Он также является безоговорочной нормой международного обычного права, что означает, что соблюдение этого принципа является обязательным для государств вне зависимости от того, какие именно договоры они ратифицировали. Принцип недопущения какой бы то ни было дискриминации заключается в запрещении всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения на основе пола, расы, цвета кожи, языка, этнической принадлежности, вероисповедания или по любому другому признаку, которые сводят на нет или ущемляют признание, использование или осуществление всеми лицами на равных началах прав человека и основных свобод.

Государства принимают на себя обязательство предотвращать любую дискриминацию, как в своем законодательстве, так и на практике, будь то со стороны государственных органов или частных лиц. Аналогично, перед ними стоит обязательство предотвращать как прямую дискриминацию – то есть, такое обращение, которое преследует дискриминационные цели, – так и любую косвенную дискриминацию – то есть, внешне нейтральное отношение к людям, но имеющее такие дискриминационные последствия, у которых нет никакого законного обоснования. Что касается представителей этнических и национальных меньшинств, то требование недопущения дискриминации особенно важно с точки зрения таких прав, как свобода самовыражения и доступа к средствам массовой информации, свобода собраний и ассоциаций, право на участие в государственной деятельности, право на образование, а также весь комплекс экономических, социальных и культурных прав.

За последние десятилетия в качестве дополнения к принципу недопущения дискриминации на международном уровне были постепенно разработаны отдельные права для национальных меньшинств. Права меньшинств отличаются от прав человека в традиционном их понимании тем, что сосредоточены либо на правах отдельных групп, либо на правах отдельных лиц, которые являются представителями таких групп. Хотя международное право не дает никакого юридически обязывающего определения понятия «меньшинство», меньшинства, которые подлежат особой защите, обычно понимаются как группы, разделяющие общую самобытность и неповторимость и отличающиеся своим этническим, языковым или религиозным своеобразием, которое выделяет их на фоне большинства населения той территории, на которой проживают такие группы.

Задача охраны прав меньшинств состоит в предоставлении лицам, входящим в состав таких меньшинств, возможности принимать участие в жизни общества на равных основаниях с представителями большинства населения, сохраняя в то же время свою самобытность, особенности и традиции своей жизни. Положения о правах меньшинств также признают необходимость принятия действенных мер, направленных на устранение того ущербного положения, от которого страдают представители меньшинств, и обеспечение действительного равенства в обществе. Как очевидно из международных документов, меры, предпринимаемые для развития прав меньшинств, ни в коей мере не должны рассматриваться и восприниматься как элементы дискриминации по отношению к другим группам.

В течение последних десятилетий был наработан отдельный пакет международных стандартов, касающихся прав коренного населения. Как и в случае с меньшинствами, не существует универсального определения понятия «коренное население», и нет всеобщих стандартов по определению того, какие группы принадлежат к этой категории. Тем не менее, коренное население может быть охарактеризовано как находящиеся в ущемленном положении потомки тех людей, которые населяли конкретные территории до колонизации, завоевания или оккупации и которые обладают определенными характеристиками, выделяющими их в культурном плане на фоне другого населения того региона, в котором они проживают. Самоидентификация такого населения как коренного является важным критерием признания в качестве коренных жителей, как отдельных народов, так и их отдельных представителей.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ) «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона» (статья 7). Вторые статьи Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) обязывают государства-участников реализовывать права, провозглашенные в этих документах, «без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Документ МПГПП также содержит так называемую самостоятельную гарантию недопущения дискриминации, применение которой не ограничивается теми правами, которые охватываются Пактом. В этой связи статья 26 МПГПП предусматривает, что «всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Комитет ООН по правам человека, который ведет мониторинг соблюдения МПГПП, указал, что данная статья запрещает всякую дискриминацию как «по закону», так и «фактически» и, в последнем случае, любую дискриминацию, «которая может проявляться как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности или со стороны частных физических или юридических лиц».

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД) запрещает расовую дискриминацию, которая определяется как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (статья 1). Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД), который отслеживает соблюдение МКЛРД, подчеркнул, что Конвенция запрещает такое различное обращение с людьми, которое имеет своей целью или следствием нарушение их конкретных прав и свобод.

МКЛРД конкретно перечисляет ряд прав, которые государства должны гарантировать каждому человеку без каких бы то ни было различий, включая право на свободу самовыражения и свободу собраний и ассоциаций, право на участие в политической деятельности, право на образование и экономические, социальные и культурные права (статья 5). Далее Конвенция требует от государств-участников объявить противозаконной и запретить всякую расистскую пропагандистскую деятельность, а также карать по закону любое насилие на расовой почве и запретить государственным и местным органам власти всех уровней поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней (статья 4). Государства-участники этой Конвенции также принимают на себя обязательство «обеспечивать каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации» (статья 6).

Статья 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) требует от государств-участников обеспечить реализацию прав и свобод, заложенных в Конвенции, «без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам».[10] Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который является механизмом реализации ЕКПЧ, постановил, что дифференцированное (неравное) отношение и обращение считаются нарушением данной статьи в том случае, если не имеют никакого объективного и разумного обоснования, а это означает, что у них нет никакой «законной цели» или никакой «обоснованной пропорциональности между применяемыми средствами и преследуемыми целями». Суд также определил, что статья 14 охватывает также случаи косвенной дискриминации, и сделал вывод, что любая мера, которая оказывает «непропорционально ущербное воздействие на конкретную группу», может рассматриваться как дискриминационная, хотя она и не «нацелена или направлена на эту группу». Хотя статья 14 ЕКПЧ применима только к правам, охраняемым Конвенцией, Протокол 12 к ней устанавливает общий запрет дискриминации, который касается «любого права, установленного по закону». Этот протокол подписан Российской Федерацией, но пока еще не ратифицирован.

Государства-участники ОБСЕ неоднократно принимали на себя обязательство соблюдать права человека и основные свободы каждого и всех без каких-либо различий, обеспечивая им равную защиту со стороны закона. Государства-участники ОБСЕ далее взяли на себя обязательство противостоять «любым формам расовой и этнической ненависти» и предпринимать «должные и адекватные меры по защите отдельных лиц или групп, которые подверглись или оказались под угрозой дискриминации, враждебности или насилия по причине своей расовой, этнической, культурной, языковой или религиозной самобытности». Они также признали право личности на эффективные средства защиты от проявлений расизма и ксенофобии.

В целом ряде случаев государства-члены согласились с необходимостью принимать эффективные меры по развитию терпимости и взаимопонимания. Например, на Копенгагенском совещании в 1990 году была согласована необходимость «принятия эффективных мер на национальном и местном уровнях для активизации взаимопонимания и терпимости, особенно в области образования, культуры и информации».

 

3. Особые права — это не привилегия, а средство, позволяющее меньшинствам сохранять свою самобытность, особенности и традиции. Особые права также важны для обеспечения равного обращения, как и нормы о не дискриминации. Процесс обретения меньшинствами статуса, который большинство рассматривает как естественный, может начаться лишь тогда, когда они будут иметь возможность пользоваться родным языком, извлекать пользу из других организованных им служб, а также принимать участие в политической и экономической жизни государств. Проведение различий в обращении с такими группами или относящимися к ним индивидами является оправданным лишь в том случае, если это делается в интересах обеспечения подлинного равноправия и благополучия всего общества. Позитивные действия в такой форме следует применять в течение продолжительного периода, с тем чтобы позволить группам меньшинств пользоваться благами общества на равной основе с большинством населения.

В некоторых международных договорах по правам человека затрагиваются вопросы, касающиеся национальных, этнических, расовых или религиозных групп, а в некоторых излагаются особые права лиц, принадлежащих к меньшинствам. К числу таких договоров относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (статья II), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статьи 2 и 4), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13), Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 27), Конвенция о правах ребенка (статья 30), Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (статья 5), Декларация Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках (статья 5).

Региональные документы, содержащие положения об особых правах меньшинств, включают Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию о региональных языках и языках меньшинств (Совет Европы) и Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Наиболее общепризнанным и обязательным с юридической точки зрения положением по меньшинствам является следующий текст статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах:

«В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Статья 27 Пакта гарантирует лицам, принадлежащим к меньшинствам, право на национальную, этническую, религиозную или языковую самобытность или самобытность по совокупности этих признаков и право на сохранение особенностей, которые они хотели бы развивать. Хотя в статье 27 идет речь о правах меньшинств в тех странах, где они существуют, сфера применения этой статьи не зависит от официального признания меньшинства тем или иным государством.

Статья 27 не призывает государства принимать какие-либо специальные меры, однако государства, ратифицировавшие Пакт, обязаны обеспечивать, чтобы все находящиеся в пределах их юрисдикции лица могли пользоваться этими правами, что может потребовать осуществления специальных мероприятий для устранения тех или иных форм неравенства, от которых страдают представители меньшинств5.

Единственным договором Организации Объединенных Наций, полностью посвященным особым правам меньшинств, является Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Текст Декларации, обеспечивающий поддержание надлежащего баланса между правами принадлежащих к меньшинствам лиц сохранять и развивать собственную самобытность и особенности и соответствующими обязанностями государств, в конечном счете является гарантом территориальной целостности и политической независимости нации в целом. Закрепленные в Декларации принципы применяются к принадлежащим к меньшинствам лицам в дополнение к общепризнанными правам человека, гарантируемым в других международных договорах.

Согласно Декларации лицам, принадлежащим к меньшинствам, гарантируются: — охрана государствами их существования и их национальной или этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности (статья 1);

· право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично (статья 2.1);

· право участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни (статья 2.2);

· право участвовать в принятии решений на национальном и региональном уровнях, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат (статья 2.3);

· право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование (статья 2.4);

· право устанавливать и поддерживать мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, как внутри страны, так и за пределами государственных границ (статья 2.5); и

· свобода осуществлять свои права как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации (статья 3).

Государства обязаны охранять и поощрять права лиц, принадлежащих к меньшинствам, принимая меры, позволяющие:

· создавать благоприятные условия для того, чтобы они могли выражать свои особенности и развивать свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи (статья 4.2);

· создать для них надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке (статья 4.3);

· стимулировать изучение истории, традиций, языка и культуры меньшинств, проживающих на их территории, и обеспечить, чтобы члены таких меньшинств имели надлежащие возможности для получения знаний, необходимых для жизни в обществе в целом (статья 4.4);

· обеспечить их участие в экономическом прогрессе и развитии своей страны (статья 4.5);

· учитывать законные интересы меньшинств при разработке национальной политики и программ, а также при разработке и осуществлении программ сотрудничества и помощи (статья 5);

· налаживать сотрудничество с другими государствами в вопросах, касающихся меньшинств, в том числе в обмене информацией и опытом, с целью развития взаимопонимания и доверия (статья 6);

· содействовать уважению прав, изложенных в Декларации (статья 7);

· обеспечить выполнение государствами обязанностей и обязательств, которые они приняли на себя в соответствии с международными договорами и соглашениями, участниками которых они являются.

И наконец, специализированные учреждения и другие организации системы Организации Объединенных Наций должны содействовать осуществлению закрепленных в Декларации прав (статья 9).

По случаю принятия Декларации Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество сосредоточить внимание на деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление стандартов через международные и национальные механизмы. Такая деятельность включает, в частности, распространение информации о Декларации и содействие ее пониманию, а также создание адекватных механизмов для эффективной пропаганды и анализа Декларации в рамках мандатов соответствующих органов и учреждений Организации Объединенных Наций.

Проект Декларации ООН по правам коренных народов, который был принят Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1994 году, но пока еще не одобрен Генеральной Ассамблеей, представляет собой одну из наиболее важных разработок в области международной защиты прав и свобод коренных народов. Декларация определяет существенный пакет коллективных прав для коренных народов. Она обеспечивает, в числе прочего, право таких народов на сохранение и развитие своей самобытности и национальных особенностей (статья 8), на отправление и сохранение своих культурных и религиозных традиций (статьи 12 и 13), на воскрешение и развитие своего языка и литературы (статья 14), на участие в экономической и общественной жизни того государства, в котором они проживают, а также на участие в принятии решений, которые их касаются (статьи 4 и 19), и на поддержание и развитие контактов и сотрудничества через границы с гражданами других государств (статья 35).

Имеющая обязательную юридическую силу Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, принятая Международной организацией труда в 1989 году. Как указывалось выше, Конвенция о правах ребенка содержит специальное упоминание о детях коренного происхождения.

Государства-участники ОБСЕ признают, что «лица, принадлежащие к коренному населению, могут сталкиваться с особыми проблемами при осуществлении своих прав», и установили, что обязательства ОБСЕ в отношении прав и основных свобод человека «применимы к таким лицам полностью и без какой бы то ни было дискриминации».

Заключение: Современное демократическое общество исходит из принципа, в соответствии с которым каждый должен иметь равные права и возможности независимо от национальности, отношения к религии и исповедания ее, физического состояния, убеждений, политических воззрений и идеологии, принадлежности к общественным объединениям и других особенностей. Вместе с тем общеизвестно, что даже люди, наделенные равными правами, нередко имеют далеко не одинаковые возможности пользоваться ими из-за различных как субъективных, так и объективных факторов. Обязанностью цивилизованного общества и демократического государства является преодоление негативного влияния на человека тех факторов, которые не зависят от воли конкретного человека и гражданина. Обычно к людям, страдающим от таких факторов, относят лиц с физическими отклонениями или недостатками, а также лиц из различных меньшинств, в том числе и национальных. Все они испытывают определенные трудности в осуществлении своих прав, поскольку проживают в окружении большинства, которое этих трудностей не ощущает. Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, зачастую нелегко общаться с представителями большинства, если они плохо владеют их языком, из-за различий в обычаях, традициях и культуре. Все это в совокупности создает трудности в обучении и производственной деятельности, тем более что подчас большинство населения не понимает или не хочет понимать проблем, с которыми сталкиваются представители национальных меньшинств. Правовое и фактическое ограничение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, нарушает упомянутый выше принцип равноправия и вызывает конфликты, наносящие ущерб обществу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие «национальное меньшинство» и его основные критерии, выработанное теорией и практикой международного права.

2. Понятие «коренной народ» в международном праве.

3. Охарактеризируйте соотношение между понятиями «национальное меньшинство», «народ», «нация», «этническая группа».

4. Назовите этапы формирования правовой категории «национальное меньшинство» в международном праве.

5. Какие вы можете назвать основные права национальных меньшинств?

6. Какие вы знаете международные органы и организации, осуществляющие защиту прав национальных меншинств?

7. Назовите основные проблемы защиты прав национальных меньшинств в международном праве.

Тесты:

 

1. Проблема защиты прав национальных меньшинств в Европе возникает:

В XVIII-XIX вв.

2) XIX – ХХ вв.

3) XVII – XVIII вв.

 

2. Вставьте пропущенное. Общепризнанными принципами современного международного права в сфере прав национальных меньшинств является наделение всех без исключения людей право выбора ________ и запрет государству _______ регистрацией этносов на своей территории.

Национальности

Заниматься

3)не заниматься.

 

3. К основным правам национальных меньшинств относятся:

1) Право на физическое существование и уважение культурной самобытности, включая свободу от принудительной ассимиляции;

2) Запрещение дискриминации национальных меньшинств и их представителей;

3) Право общаться и получать образование на своем языке, а также использовать ее в отношениях с органами государственной власти в местах компактного проживания меньшинств;

4) Право на национальную фамилию, имя, отчество;

5) Право исповедовать национальную религию, создавать религиозные учреждения, в т.ч. религиозные суды, если их деятельность не противоречит юрисдикции государственных судов;

Верно все вышеизложенное.

4. Обязанность обеспечивать реализацию прав национальных меньшинств лежит на _______ и органах государственной власти ______ и на общественные организации самих меньшинств или на государство происхождения.

1.) человеке

Государстве

Не может переводиться

4) может переводиться.

 

5. Находящиеся в ущемленном положении потомки тех людей, которые населяли конкретные территории до колонизации, завоевания или оккупации и которые обладают определенными характеристиками, выделяющими их в культурном плане на фоне другого населения того региона, в котором они проживают это:

1)национальное меньшинство

Коренное население.

6. В соответствии с какой статьей Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ) «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона»:

Статья 7,

2) статья 1,

3) статья 8.

 

7. Вставте пропущенное. Статья 27. Международного пакта о гражданских и политических правах гласит «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, ____быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком»:

1) может

Не может

8. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств была принята:

В 1995 году.

2) в1996 году,

3)в 1997 году.

 

9. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств была принята:

В 1992 году.

2) в1993 году,

3)в 1996 году.

 

10. Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам была принята:

1) в 1992 году.

2) в1993 году,

В 1994 году.

Литература:

1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml.

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. - Режим доступа http: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml.

3. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. - Режим доступа http: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/157.htm.

4. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств 1992 г. - Режим доступа http: http://www1.umn.edu/humanrts/euro/Rets148.html.

5. Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994. - Режим доступа http://law7.ru/base51/d5ru5707.htm.

6. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). - Режим доступа http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304.

7. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года. - Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml.

8. Декларация о расе и расовых предрассудках. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее двадцатой сессии 27 ноября 1978 года - Режим доступа. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism.shtml.

9. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.); Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

10. Катько Н. Международная Защита Прав Национальных Меньшинств //Белорусский журнал международного права и международных отношений 2002 — № 2. - Режим доступа. http://evolutio.info/content/view/484/53/


 


Лекция 6. Специальные права человека. Права женщин.

План.

1. Основы международно-правового механизма защиты прав женщин.

2. Органы и организации занимающиеся защитой прав женщин

3. Права женщин: правовые стратегии реализации

 

 

Цель лекции: рассмотреть права женщин как особенную группу прав человека.

 

Ключевые понятия: права женщин, гендерное равенство, феминизм, репродуктивные права.

1. Действительно велика вероятность того, что каждый из нас в течение жизни был или будет ребенком и пенсионером, потенциально каждый может стать безработным, беженцем или инвалидом, но лишь отдельные индивиды решатся поменять пол и испытать на себе столь значительные метаморфозы. Каждый только мог бы родиться женщиной или человеком не белокожим, но не всем представилась эта возможность. Еще Платон, благодарил богов за то, что они даровали ему свободу, а не рабство, сделали греком, а не варваром, создали мужчиной, а не женщиной. Человечеству давно знакомы оппозиции — свободный-раб, грек-варвар, мужчина-женщина и осмысление причин дискриминации по признаку пола, поиск путей достижения равноправия имеет прямое отношение к формированию прав человека женщин («Women's human rights»).

Основу международно-правового механизма защиты прав женщин заложены в ст. 1 Устава ООН, которая возлагает на государства обязанность уважать всех людей независимо от пола.

Центральным документом в системе защиты прав женщин является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята ООН в 1979 г., ратифицирована СССР в 1980). Появление этого документа связано прежде всего в необходимостью констатировать, что женщина является полноправным субъектом прав человека и все провозглашенные ранее права распространяются на неё также как и на мужчин.

Поэтому значительная часть Конвенции отправляет нас к правам, отраженным в ранее принятых документах ООН. Эта причина только на первый взгляд кажется тривиальной. На самом деле исторический опыт показывает, что в документах, имеющих общечеловеческое значение под понятиями «человек» и «люди» не всегда подразумевались и женщины. Так было с «Декларацией прав человека и гражданина», принятой в результате французской революции 1789 года, которая торжественно провозгласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах...»'. В этом случае речь шла только о мужчинах, хотя женщины были активными участниками революционных действий и демократических преобразований. Конституции 1791 и 1793 года установили различие между «активными» и «пассивными» гражданами и отнесли женщин ко второй категории, лишив их права избирать и быть избранными. Подобная же ситуация нашла своё отражение в американской «Декларации независимости» в которой было провозглашено, что все люди созданы равными и наделены их творцом определенными неотчуждаемыми правами. Однако под понятием «все люди» подразумевались только свободные мужчины (all men).

Ещё одна причина, способствовавшая появлению Конвенции, была сформулирована в рамках феминизма. Как известно в 60-е-70-е годы ХХ столетия произошло развитие так называемой второй волны женского движения. Идеи классического либерального феминизма были исчерпаны: формальное равноправие женщин и мужчин в большинстве развитых стран не привели к реальному равноправию. Стало очевидно, что определенные группы, в том числе и женщины, являясь субъектом прав человека, не имеют возможности их реализации.

Причины кроются в институционализации гендерных различий, их глубоком проникновении в культурную, экономическую, политическую и др. сферы. В условиях стремительно изменяющегося мира, глобального экономического перераспределения проблема социально-правового положения женщин, составляющих около половины мирового населения, требовала немедленного решения. Да, были и остаются пути решения проблемы, предлагаемые сторонниками радикального феминизма — поиск на уровне осмысления собственной идентичности, свобода выбора в рамках собственной судьбы, построение женского социума и культуры и т.д. Из всего этого арсенала (вне зависимости от приверженности к идеям феминизма) самым популярным и распространенным по сей день остаётся метод получивший название 'Помоги себе сам'. Но по понятным причинам он может оставаться только дополнительным средством решения проблемы. Мировое сообщество в лице государств, подписавших Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, согласилось с тем, что защищать интересы социально-уязвимых групп должно государство.

В целом Конвенция закрепляет права женщин, обязывает государства гарантировать женщинам осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами, принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин. Основанием и источником дискуссий относительно обоснованности прав человека женщин является практика реализации этого документа, а более точно — те возможности, которые предоставляет государствам статья 4.

В статье 4.2. утверждается, что «принятие государствами-участниками специальных мер направленных на охрану материнства, включая меры, содержащиеся в настоящей Конвенции, не считаются дискриминационными». Это касается вопросов о предоставлении и длительности декретного отпуска, экономических гарантиях в период вынашивания, рождения и вскармливания ребенка, а также таких остро-дискуссионных вопросов как применение новых репродуктивных технологий и права на аборт. Здесь у государства есть широкое поле для манипуляций, связанной с его экономическими интересами, демографической ситуацией, а также с влиянием религиозного фактора. Известно, что государственная политика может резко менять аргументы относительно «запретить» или «разрешить» гибко прикрываясь при этом заботой об охране материнства и детства.

Статья 4.1. предоставляет государству возможности регулирования экономической и политической сферы, где всякие льготы женщинам могут трактоваться как «дискриминация мужчин», «нарушение принципа равноправия», «несоответствие принципам демократии» и т.п. Здесь указывается, что «принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения».

К таким специальным мерам прежде всего относятся квоты по признаку пола в парламенте, политических партиях и других организациях. Вопрос о «льготах и квотах» анализируется не только на государственном уровне, он давно является дискуссионным в среде весьма неоднородного женского движения. С одной стороны есть явные сторонники «специальных мер и условий» приводящие весьма убедительные аргументы о сомнительной эффективности других мер. Однако главным аргументом, безусловно, является позитивный опыт Скандинавских стран, где в условиях квотной системы женщины демократично представлены в Парламенте и как обосновывается — во многом благодаря паритетному участию женщин в управлении там достигнуты успехи в социально- экономическом развитии. С другой стороны, участники дискуссии, как мне кажется, более близкие к практике настаивают на сокращении льгот не связанных с материнством. Указывается, что, например, льготы в экономической сфере, такие как представление гибкого графика, сокращенного рабочего дня в сельской местности ведут к снижению возможностей женщин при найме на работу. Ограничение списка видов деятельности и условий работы (напр. ночные смены) ведут к нелегальной занятости и сокращению вариантов источников заработка в ограниченных условиях выбора. Предоставление особых условий в политической борьбе, несомненно, ведет к девальвации политических способностей женщин.

 

2. Содействие равенству между женщинами и мужчинам и расширение прав и возможностей женщин занимает центральное место в деятельности Организации Объединенных Наций. Само по себе гендерное равенство является не только ее целью, но и считаеся важнейшим средством достижения всех других целей в области развития, включая Цели развития тысячелетия. Искоренение голода и нищеты, обеспечение всеобщего начального образования и доступа к услугам в области здравоохранения, борьба с ВИЧ/СПИДоми содействие устойчивому развитию — все эти направления деятельности требуют систематического внимания к потребностям, приоритетам и широкого участия как женщин, так и мужчин. ООН активно поддерживает расширение прав и возможностей женщин и соблюдение их прав человека, борется за ликвидацию любых форм насилия в отношении женщин в том числе в ходе вооруженных конфликтов и в рамках торговли людьми. ООН также принимает глобальные нормыи и стандарты, осуществляя их последующий мониторинг на национальном уровне, часто увязывая с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.097 с.)