Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него



Принята резолюцией 3068 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1973 года. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apartheid1973.shtml

9. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml.

10.Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_504.

Лекция 4. Региональная система защиты прав человека

План.

1. Совет Европы как региональный механизм защиты прав человека.

Совещание (Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Региональные правозащитные институты и механизмы в Америке, Азии, Африке, СНГ

 

Цель лекции: рассмотреть региональную систему защиты прав человека включая совет Европы как региональный механизм защиты прав человека, совещание (Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе, региональные правозащитные институты и механизмы в Америке, Азии, Африке, СНГ

 

Ключевые понятия: региональные международные механизмы защиты прав человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, директорат по правам человека.

1. Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются на основании международных договоров отдельных групп государств, как правило в пределах географических регионов. В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека создан в Европе (в рамках Совета Европы - на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в рамках ЕС - на основании учредительных договоров ЕС; в рамках ОБСЕ - согласно Хельсинкским актом 1975 г.) ​​в Америке - согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке - по африканской Хартии прав человека 1981 После распада СССР в рамках СНГ также была предпринята попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государств - участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именование таких органов «региональными» в определенной мере условное, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а распространяется также на лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Наряду с всеобщей системой международных механизмов защиты прав человека функционируют и региональные системы, отражающие особенности культуры, политико-правового сознания, региональной идентификации, что влияет на координацию и развитие государственных институтов в том или ином регионе мира. Одной из наиболее разработанных и действенных является европейская система ГПЗМ. В ее развертывании особую роль сыграл Совет Европы (СЕ), созданный в мае 1949 г. сначала 10-ю государствами - основателями. На флаге СЕ над штаб-квартирой в г. Страсбурге (Франция) 12 золотых звезд на голубом фоне (по числу стран-участниц на первом этапе). Россия стала членом Совета Европы в 1996 г. (39-й член), в сер. 1999 г. в СЕ было 40 стран, в нач. 2000 г. – 41 страна.

На базе СЕ созданы механизмы европейской конвенционной и судебной защиты прав человека. Организационная основа таких механизмов – Комитет министров иностранных дел, Парламентская ассамблея, состоящая из представителей национальных парламентов, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы и Секретариат. В качестве контрольных механизмов СЕ выступали Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человек а. Комитет министров собирается на уровне министров иностранных дел как минимум 2 раза в год. В остальное время этот орган работает в составе их постоянных представителей. Он имеет в качестве своей опоры более сотни вспомогательных органов межправительственного сотрудничества. Только Комитет министров вправе принимать от имени Совета Европы обязательные для его членов решения. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) наделена в основном консультативными функциями и заседает 4 раза в год. Резолюции принимаются абсолютным большинством голосов, а в случае поименного голосования – большинством в 2/3 голосов. Они имеют рекомендательный характер. ПАСЕ сформировала 13 комиссий по различным вопросам (2000 г. действовало уже 16 комиссий). В 1994 г. был учрежден Конгресс местных и региональных властей стран Совета Европы. В нем участвуют представители местного и регионального уровней власти. Конгресс наделен консультативными функциями и заседает один раз в год, состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей.

Совет Европы разработал и принял более 100 конвенций и соглашений, среди которых основными являются Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия. Первая из них была принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сент. 1953 г. В течение 25 лет после принятия конвенции к ней присоединились все члены Совета Европы. Эта конвенция стала началом строительства расширяющейся системы региональных механизмов защиты прав человека, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. Появлялись дополнительные протоколы к конвенции (11 протоколов), которые закрепили перечень правозащитных механизмов политических прав, конкретизировали ответственность государств. Заслуга европейской конвенции в том, что созданы действенные механизмы реализации и защиты, оговорены механизмы имплементации прав и свобод.
Чтобы добиваться действия положений Конвенции в различных государствах-членах СЕ образовали контрольные механизмы – Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека. Комиссия уже перестала действовать, полностью передав свои полномочия реформированному Суду с ноября 1998 г., но сыграла свою роль, пока шло реформирование Суда. Каждое государство-участник могло направить в Комиссию жалобу о том, что другая страна нарушает положения Конвенции (ст. 24). Комиссия рассматривала жалобы отдельных лиц, неправительственных организаций о нарушениях их прав государствами-участниками конвенции, но для этого государство, против которого подана жалоба, должно было признавать подобную компетенцию комиссии (ст. 25). К 1998 г. практически все страны - члены Совета Европы признали подобную компетенцию Комиссии.

Однако, жалоба не могла быть подана сразу непосредственно в Комиссию СЕ. Она первоначально должна была пройти все доступные внутригосударственные институты правовой защиты. Кроме этого, должно было пройти не менее 6 месяцев после принятия решения на национальном уровне (ст. 26). Не принимались к производству анонимные жалобы и жалобы, которые уже рассматривались Комиссией или соответствовали другой процедуре международного разбирательства (ст. 27). Так же не рассматривались жалобы, если речь шла о правах, не перечисленных в Конвенции или не признаваемых государствами - участниками Конвенции.

В Конвенции и в протоколах к ней нет достаточной определенности критериев приемлемости жалоб. Например, говорится о «недостаточной обоснованности жалобы», о «злоупотреблении на подачу жалобы». Это давало право Комиссии отвергать многие жалобы. Иногда жалоба принималась к рассмотрению, но потом отвергалась, поскольку обнаруживалось основание ее неприемлемости, перечисленное в статье 27 Конвенции. Приняв жалобу, Комиссия рассматривала ее по существу, в необходимых случаях проводила расследование. Она могла предпринимать усилия для примирения сторон. Если же невозможно «дружественное разрешение» спора, Комиссия направляла Комитету Совета Европы доклад с заключением о нарушении требований Конвенции. Комитет министров решал вопрос, была ли нарушена Конвенция (п. 1 ст. 32). Если заключение Комиссии подтверждалось, то Комитет министров обязывал соответствующее государство принять необходимые меры в определенные сроки. После истечения установленного срока, Комитет министров проверял выполнение государством соответствующих предписаний. В случае их невыполнения, могло быть принято решение большинством в 2/3 голосов членов Комитета о дополнительных требованиях (п. 3 ст. 32).
Комиссия по правам человека могла передать жалобу в другой контрольный орган – Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Государства-участники, а также граждане таких государств (группы или категории граждан) могли передавать дела для рассмотрения в этот Суд. Эффективность данного механизма повышалась по мере того, как созревала готовность членов Совета Европы к отказу от части своих суверенных прав и предоставления индивидам права на прямой доступ в Суд. Поначалу, когда таких условий не было, Европейский суд по правам человека был скорее декоративным учреждением, но 11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. По этому протоколу было предоставлено право индивидам, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в Суд. Но этот протокол должен был вступить в силу только через год после того, как все государства - участники Конвенции согласятся с ним путем подписания и ратификации.

Согласно Протоколу № 11, Европейская комиссия по правам человека упразднилась, и Европейский суд стал единственным органом, рассматривающим жалобы. Число судей в Суде соответствует количеству стран-участниц (по одному от каждой). Суд будет учреждать комитеты из трех судей, которые будут решать вопрос о приемлемости жалобы. Такие специальные комитеты судей необходимы в связи с тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом численности Совета Европы. Кроме комитетов судей будут созданы палаты из 7 судей и Большие палаты из 17 судей. Первые будут рассматривать собственно дела после их прохождения через комитеты судей, назначая комиссии (составы) из 3-х, как правило судей, выносящих вердикт по делу. В Больших палатах предполагается обсуждать наиболее серьезные вопросы интерпретации конвенции, а также обжалование дел, переданных ей по требованию участвующих в споре сторон. Решение Суда является обязательным для государств-участников. Комитет министров Совета Европы будет наблюдать за осуществлением данных решений. Так формируется наднациональная судебная власть. Государства, которые примут участие в этом процессе, по существу отказываются от абсолютизации государственного суверенитета. Решение суда имеет значение прецедента, которым в повседневной практике должны были бы руководствоваться государства-участники Конвенции.

Европейский суд может отвергнуть национальное судебное решение ипобудить законодателя конкретного государства пересмотреть действующее законодательство. Судебная практика данного Суда как международного органа не могла базироваться на каком-либо национальном законодательстве, поэтому Европейский суд создал европейское прецедентное право. Это налагает на любое государство, вступающее в Совет Европы, серьезные обязательства по внесению в свое законодательство необходимых изменений, вытекающих из прецедентного права Суда по правам человека. Особенно это касается уголовно-процессуального законодательства. Такой контрольный механизм в рамках Совета Европы, подкрепляемый многочисленными процедурными механизмами, способствует унификации юридических систем европейских стран области защиты прав и основных свобод человека.

В структуре Совета Европы действует Директорат по правам человека. В октябре 1997 г. принято решение об учреждении поста Верховного комиссара Совета Европы по правам человека. В его задачи входит обеспечение выполнения странами-членами Совета Европы различных актов этой организации. В рамках своих функций он выполняет также различные функции, дополняющие и поддерживающие деятельность Европейского Суда по правам человека и других правозащитных органов Совета Европы. Но Комиссар Совета Европы не принимает и не рассматривает индивидуальные жалобы.

В Европе существуют и другие международные организации, имеющие преимущественно экономический или военно-оборонительный характер, но в рамках которых ставятся вопросы защиты прав человека.

 

2. Особое значение среди современных международно-правовых механизмов защиты прав человека имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание включило в свою работу почти все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. Оно начало свою работу в Хельсинки в 1973 г. Деятельность Совещания получила название Хельсинского процесса. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап деятельности СБСЕ (1973-1975 годы) завершился подписанием 33 странами Европы, США и Канадой Хельсинского Заключительного акта 1 августа 1975 г. Второй этап 1975-1989 гг., на котором были проведены встречи и совещания стран-участниц СБСЕ в Белграде в 1977 и 1978 гг., в Мадриде – в 1980 и 1983 гг., в Вене – в 1986 и 1989 гг. На этом этапе наиболее значительные документы были приняты в Вене в 1989 г.

Заключительный акт СБСЕ был подписан в Хельсинки и включает в себя четыре основных раздела. В одном из них зафиксированы совместные договоренности стран-участниц, достигнутые на основе консенсуса в области гуманитарного сотрудничества и прав человека. В Декларации принципов назван в качестве основного – принцип уважения прав человека и основных свобод. В соответствии с ним государства-участники заявили, что они будут уважать права человека без различия расы, пола и различий религии, а также будут поощрять развитие экономических, социальных, политических и культурных прав. Цели сотрудничества обозначены в Заключительном акте следующим образом: обеспечить более свободное сотрудничество людей, контакты между ними. В этих целях участники совещания обязались предпринять соответствующие меры внутри государств, в том числе заключать для этого международные соглашения, рассматривать все просьбы и упрощать процедуры, касающиеся семейных контактов и встреч, воссоединении семей, браков между представителями различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, туризма, встреч между молодежью, спортивных связей.

В Итоговом документе Мадридской встречи 1983 г. подтверждены положения Заключительного акта по вопросам о правах человека и контактах между людьми, подчеркнута решимость государств совершенствовать свое законодательство и административные правила, чтобы обеспечивать эффективное осуществление прав человека, равенство мужчин и женщин.

В ходе встреч представителей названных государств в рамках Венского совещания обсуждались вопросы по контролю за выполнением обязательств государств по правам и свободам человека. В Итоговом документе 1989 г. было согласовано, что в своих взаимоотношениях страны-участники будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации о правах человека на их территории. Значительно был расширен круг вопросов, по которым в Заключительном акте намечалось сотрудничество в области прав и свобод человека. Решено проводить двусторонние встречи с другими государствами-участниками в целях изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с нарушением прав человека.

Любое государство может привлекать внимание других участников СБСЕ к конкретным случаям нарушения прав человека. Все материалы по обмену информацией и изучению конкретных случаев могут предоставляться на последующие Совещания СБСЕ. Все эти процедуры обозначены как средства развития человеческого измерения СБСЕ.

В 1992 г. была создана служба Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств.

Хельсинский процесс отразил в решениях встреч экспертов и конференций, спорах государственных деятелей и дипломатов, в сдвигах, происходящих в ментальности больших групп людей, обществ европейского субконтинента. За идеологическими спорами проступали особенности массового правосознания и политических систем, обусловленные исторически. Сами различия в концепциях прав человека западных стран, отталкивающиеся чаще всего от естественно правовой теории, и концепции восточно-европейских стран, ориентирующиеся на позитивизм марксистского типа, несмотря на идеологическую подоплеку, тем не менее, были проявлениями идентификационной основы соответствующей ментальности. Поэтому нельзя абсолютизировать значение институализации Хельсинского процесса. Институционализация, намного опережающая ментальные сдвиги в отношениях к правам человека, не может серьезно утвердиться. Необходима упорная работа в области просвещения, участия в местном самоуправлении, учета ментальности и особенностей местных институтов.

СБСЕ был реформирован в ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству Европы), чтобы обеспечивать постоянную организационную, научную, дипломатическую, юридическую, финансовую работу, направленную на защиту прав человека. Эта организация доказала свою жизненность, действенность.

3. Следуя положениям Всеобщей декларации прав человека, страны в различных регионах сформировали организации, реализующие задачи защиты прав человека с учетом региональной специфики. В Американском регионе вырабатываются свои международные механизмы защиты прав человека, которые в чем-то повторяют уже отработанные в ООН и в Европе, но и имеющие отличия. В 1978 г. принята Американская конвенция о правах человека, в которой закреплен широкий круг гражданских и политических прав. В 1988 году она вступила в силу и в этом же году был принят Дополнительный протокол к Конвенции, где были изложены также положения об экономических, социальных и культурных правах. Контроль за реализацией положений Конвенции осуществляют Организация американских государств (ОАГ), Межамериканская комиссия по правам человека, а также Межамериканский Суд по правам человека. Практикуется система докладов и рекомендаций, обращения государств, физических и юридических лиц в Комиссию и в Суд.

В Африке предпринимаются усилия по созданию региональных правозащитных механизмов. В 1981 г. принята Африканская хартия прав человека и народов, вступившая в силу в 1986 г. Особенностью Хартии по сравнению с аналогичными европейскими и американскими документами являются коллективные права (право народов на их равенство, на самоопределение, на свободное распоряжение своими ресурсами, на социальное и экономическое развитие, на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду).

В Азии принята Делийская декларация в защиту прав человека, учитывающая универсальные, и региональные особенности прав человека. Защиту прав граждан ведет также Лига арабских государств (ЛАГ).

Возникла также новая евразийская форма регионального межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве. После распада СССР возникли и новые проблемы с правами человека, особенно правами мигрантов, трудящихся, гражданскими, политическими, социальными правами. В подписанном Украиной, Россией и Белоруссией 8 дек. 1991 г. Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) заявлялось о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности.Говорилось, что Высокие Договаривающиеся Стороны «гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на её территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными нормами о правах человека» (ст. 2)3. Гарантировалась также открытость границ, свобода передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества (ст. 5). Затем 11 бывших советских республик подписали Протокол к Соглашению от8 дек. 1991 г, свидетельствовавшем, что другие государства присоединились и вошли в СНГ. В Алма-Атинской декларацией от 21 дек. 1991 г. государства СНГ подтвердили уважение прав человека, включая права национальных меньшинств.

В Минске 22 янв. 1993 г. был принят Устав СНГ, подписанный кроме трех государств: Молдовы, Туркменистана, Украины. Одной из целей СНГ названо обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ (ст. 2). Устав предусматривал создание Комиссии по правам человека (ст. 33). 24 сент. 1993 г.выработано и утверждено Положение о Комиссии СНГ по правам человека. Предусматриваются письменные запросы государств в Комиссию по вопросам нарушения прав человека, а также индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства защиты прав человека. Подготавливаются Заключения Комиссии, с которыми должны быть ознакомлены руководители государств СНГ.

Развитие международно-правовых механизмов требует учета национальных и региональных особенностей права в разных странах и регионах. Поэтому применение наряду с юридическим позитивизмом и естественноправовой теорией также и методологии юридической антропологии может найти в этой отрасли более широкое применение, поскольку облегчает компаративные (сравнительные) исследования. Сравнительное изучение правозащитных механизмов в различных регионах показывает, что происходит универсализация подходов к проблемам прав человека, к правотворческой деятельности по данной проблеме, к созданию межгосударственных институтов для обсуждения, согласования или решения вопросов, представляющих общий интерес.
Однако, сравнительный анализ показывает также, что следует полнее учитывать и особенности характера прав и их природы в том или ином месте, региональных особенностей правозащитных механизмов.

Заключение: Итак, интеграционные процессы в рамках Европейского континента способствуют созданию и относительно успешному функционированию региональной системы, которая обеспечивает надежную защиту прав и свобод человека и гражданина. Создан правовой механизм обеспечения этих прав, что в свою очередь ускоряет аналогичные процессы на Латиноамериканском и Африканском континентах. Однако разнородность политических и правовых систем и разное уровень социально-экономического развития, не дают возможности создать действенный механизм защиты прав человека на этих континентах. Вне поля действия такого механизма находятся Азия и мусульманский Восток. Специализированные учреждения и органы ООН, призванные защитить права и свободы человека и гражданина во всемирном масштабе, имеют недостаточную эффективность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности регионального механизма защиты прав человека?

2. Какая конвенция стала началом строительства расширяющейся системы региональных механизмов защиты прав человека?

3. Какие задачи стоят перед Верховным комиссаром Совета Европы по правам человека?

4. Какая роль СБСЕ среди современных международно-правовых механизмов защиты прав человека?

5. Ведется ли защита прав граждан в арабских государствах?

6. В каком году принята Американская конвенция о правах человека?

7. Какая особенность Африканской хартии прав человека и народов по сравнению с аналогичными европейскими и американскими документами?

Тесты:

1. Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются, как правило в пределах:

1) стран;

2)географических регионов;

3) континентов.

2. 4 ноября 1950 г была принята Советом Европы:

1) Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод;

2) Европейская социальная хартия

3) Европейская комиссия по правам человека

3. Принимает ли Комиссар Совета Европы индивидуальные жалобы?

1) не принимает но рассматривает

2) принимает и рассматривает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.046 с.)