Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные и частные методы исследования государства и права.

Поиск

Система курса тгп.

Система настоящего курса складывается из пяти, внешне самостоятельных, но в содержательном отношении неразрывных разделов. Они содержат органически взаимосвязанный материал, объединенный единством двух важнейших явлений нашей повседневной жизни — государства и права. Разделы данного издания состоят из последовательно раскрываемых тем, которые всесторонне освещают функционирование важнейших государственно-правовых институтов. Причем, каждая из предшествующих тем содержит в себе необходимый потенциал для раскрытия содержания последующих.
В первом разделе (“Теория государства и права как наука и учебная дисциплина”) определяется предмет и методология теории государства и права как универсальной совокупности знаний об общественном и государственно-правовом развитии. Даются общие представления о месте теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Освещается эволюционный процесс таких фундаментальных явлений общественной жизни как государство и право, закономерности их возникновения, изменение теоретических представлений об их сущности и дальнейших перспективах.
Второй раздел (“Теория государства”) посвящен рассмотрению сущностных аспектов государства как наиболее значимой и универсальной организации человеческого общежития, его формы, типологии, структуры и функционированию отдельных элементов.
Третий раздел настоящего учебного курса (“Теория права”) по своему содержанию является самым объемным. Его задачей является формирование представления о сущности и особенностях права как универсальном и оптимальном регуляторе общественных отношений. При этом право рассматривается не как нечто застывшее, а в динамике своего развития и тесной взаимосвязи с иными социальными, политическими, культурологическими институтами и явлениями.
Четвертый раздел (“Личность. Право. Государство”) является, в определенной степени, собирательным и направляющим. Он призван соединить в себе три важнейших начала, показать конечное устремление государственно-правового регулирования — создание наиболее благоприятных условий для гармоничного развития личности, для обеспечения и охраны ее прав, свобод и законных интересов, стимулирования процессов самоорганизации граждан. Именно эти задачи обусловили естественный ход развития представлений о гражданском обществе и правовом государстве.
В пятом разделе учебного курса представлены проблемы взаимоотношения таких основ нашей жизни, как право, государство и экономика.

Функции тгп.

Функции государства - это деятельность государства, взятая в своей целостности с единой политической, структурной и территориальной организацией.

Классификация функций государства:

1. Реглирущая и охраниельная

2. По сфере деятельности выделяют внутренние и внешние:

· Внутренний функции - это направления деятельности государства по отношению к обществу, кот. проявляет себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.

Политические функции представляют собой направления деятельности гос-ва, кот выражает волю социальных сил, стоящих у власти.

Экономические ф-ции заключаются в выработке и гос. координации основных направлений экономики в устойчивом режиме.

Социальные ф-ции - это направления деятельности гос-ва, кот. призваны обеспечить нормальные условия жизни всех членов общества и социальную защищенность личности.

Общесоциальные ф-ции:

-обеспечение национальной безопасности,

-ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий,

-реализация социальных программ,

-социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка др. незащищенных слоев

-поддержка здравоохранения, образования,

-защита прав и свобод граждан,

-борьба с наркоманией и алкоголизмом и многие другие

Идеологические ф-ции гос-ва проявляются в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования СМИ

· Внешние функции - это деятельность гос-ва, направленная на установление и поддержание отношений с другими государствами в рамках установленных международных норм.

Ф-ция обороны включает в себя укрепление обороны и мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, охрану государственных границ и т.д.

Ф-ция сотрудничества с др. гос-вами

- в экономической сфере (международный координатор - ООН и ее специализированные учреждения);

- в политической области (международный координатор - Совет Безопасности ООН и елигиозные международные организации);

- в культурной и научно-технической сфере (ЮНЕСКО-образование, наука, культура; МАГАТЭ - международное агентство по атомной энергии).

3. По времени действия выделяют постоянные м временные ф-ции:

· Постоянные ф-ции осуществляются гос-вом на всех этапах его существования (социальные и экономические)

· Временные ф-ции возникают на определенных этапах развития гос-ва (функция классового господства).

Общенаучные и частные методы исследования государства и права.

1). В теории предмета выступает гос-во и право – два основных феномена.

Предметом теории гос-ва и права являются общие закономерности возникновения, развития, функционирования гос-ва и права.

2). Методология общей теории права:

- общенаучные методы;

- специальные методы;

- частные методы.

Общенаучные методы – способы познания, кот-е используются не только в теории права, но и в др. теориях.

Системные – способ познания, кот-й направлен на раскрытие целостности объекта (учреждения, гос. аппарат) и выявление различных типов связи в изучаемом объекте.

Функциональные – способ познания, кот-й используется для выяснения функций одних соц. явлений по отношению к другим.

Общелогические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия) – используются для определения правовых понятий, последeдующей аргументации теоретических положений и практических выводов.

Специальные и дополнительные – способы познания, кот-е разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения гос-х правовых явлений.

Социологические состоят в исследовании гос. правовой действительности по средством таких соц. приемов как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел и проведение соц. правовых экспериментов.

Статистические методы позволяют получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Теория права применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений.

Кибернетический прием – прием, позволяющий с помощью системы понятий законов и технических средств кибернетики расширить или уточнить интересующие сведения о гос-ве и праве.

Частные методы – способы познания, выработанные общей теорией права.

Формально юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниции, юридических конструкций и законодательной техники специально юридическими приемами.

Метод толкования - способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла.

Сравнительно правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов установления их сходства и различия.

 

Теологическая и патриархальная теории происхождения государства.

Договорная и органическая теории происхождения государства.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Теория насилия.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Принцип разделения власти.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет давнюю историю, и его традиционно связывают с именем Ш. Л. Монтескье. Каждая из ветвей власти считается самостоятельной и независимой, и тем самым исключается возможность узурпации государственной власти любым лицом или органом государства.

Этот принцип включает определенную систему требований:

• распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда;

• закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

• наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа государства и исключения сосредоточения всей власти в одной ветви;

• наличие у органов власти взаимного контроля и невозможность изменения компетенции органов государства неконституционным путем.

Законодательная власть - Это делегирована народом своим представителям в парламенте государственная власть, имеет исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовую (право ежегодного утверждения бюджета страны), и установочную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции. В Украине, согласно ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент - Верховная Рада Украины.

Исполнительная власть - Это власть, которая обладает правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны есть правительство, которое обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, ответственный, подотчетный и подконтрольный ей. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. Согласно разделу VI Конституции Украины органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины (высший орган в системе органов исполнительной власти), центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (осуществляют исполнительную власть в областях и районах).

Судебная власть - Это независимая власть, охраняет право, выступает арбитром в спорах о праве, осуществляющего правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Наивысшим судебным органом в системе судов является Верховный Суд Украины. Система судов в Украине строится по принципам территориальности (местные, апелляционные суды) и специализации (суды общей юрисдикции и специализированные: хозяйственные, административные).

Принцип разделения властей дополняется системой сдержек и противовесов, которая предусматривает конкуренцию различных органов власти, наличие средств для взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.

Одновременно власти в государстве должна оставаться целостной и единой, поэтому ветви власти должны взаимодействовать.

Юридически это проявляется в том, что:

• органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства;

• различные органы государства не могут приписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Поэтому разделение властей следует воспринимать как общий принцип осуществления государственной власти.

Формы правления

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские. Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

Форма правления в ДНР.

7 апреля 2014г. в Донецке была провозглашена Декларация о суверенитете ДНР и Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики. 11 мая на территории Донецкой Народной Республики прошел референдум, в ходе которого граждане Республики выразили свое отношение к поддержке суверенитета ДНР: явка достигла 74,87%, государственный суверенитет поддержали 89,7% проголосовавших. Весной 2014г. был сформирован Верховный Совет, в состав которого вошли представители городов и районов ДНР, начали формироваться министерства и ведомства. Конституция ДНР принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая 2014 года. Согласно Конституции, Донецкая Народная Республика — демократическое правовое социальное государство. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Социальная политика Донецкой Народной Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики — парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики. Форма правления — парламентская республика. 2 ноября 2014г. в ДНР прошли выборы Главы Республики и депутатов Народного Совета ДНР. Высшим органом законодательной власти является Народный Совет Донецкой Народной Республики. Депутатами двух прошедших в парламент партий сформировано две фракции. Александр Владимирович Захарченко 4 ноября 2014г. принял присягу Главы Донецкой Народной Республики. Также он является руководителем исполнительной ветви власти — Совета Министров ДНР. Структура и состав правительства определяются Главой Республики. Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду, в ведении которого находятся системы общего (уголовного, гражданского и административного) производства и арбитражного (хозяйственного) правосудия. Государственные администрации территориальных единиц ДНР (городов и районов) являются составляющими системы исполнительной власти. Законодательная власть Председателем Народного Совета является Денис Пушилин Состав Народного Совета — 100 депутатов. В Народном Совете ДНР две фракции: «Донецкая республика» – 68 человек, «Свободный Донбасс» – 32 человека. Постоянно работают 16 комитетов Исполнительная власть: Александр Владимирович Захарченко – Глава ДНР, Председатель Совета министров ДНР. В Донецкой Народной Республике 20 министерств.

Унитарное государство.

Унитарное государство – это форма территориального устройства, которая подразумевает деление страны на административно-территориальные единицы, которые не обладают статусом отдельного территориального образования. Теперь немного подробнее о том, чем характеризуются унитарные государства.
В унитарном государстве существуют единые для всей страны верховные представительные, исполнительные, а также судебные органы, руководящие соответствующими им местными органами. К примеру, возьмем Францию. В этой стране высшим государственным законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат: Сената и Национального собрания. Верховная исполнительная власть страны сосредоточена в руках президента, высшим судебным органом является Кассационный суд.
Ещё одним признаком, который отличает унитарное государство от других, является наличие одной конституции, единой законодательной системы, а также одного гражданства на территории всей страны. В таких государствах для административно-территориальных единиц проводится общая кредитная и налоговая политика, а также существует единая денежная система.
Унитарное государство делится на составные части (провинции, области, округи, графства, округа, департаменты). Части государства собственным суверенитетом не обладают, однако могут отличаться значительной самостоятельностью. Хотя части государства и не имеют собственных законодательных и внешнеполитических органов, а также воинских формирований, они могут обладать некоторой независимостью от центральных органов власти. Такие государства называются децентрализованными. В таких странах местные органы избираются населением и способны самостоятельно решать вопросы жизни местного населения. В централизованных государствах во главе местных исполнительных органов находятся чиновники, назначенные и центра, то есть в высших государственных органах.
Последним признаком отличия государств такого типа является единство вооруженных сил, которыми руководят центральные органы власти.

Федеративное государство.

Федеративным называется сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых членами (субъектами) федерации, но в каждой отдельной федерации они могут называться по-разному: штаты, земли, кантоны и др. Объединившись, члены федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации либо в специальном договоре о ее создании (федеративный договор) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Таким образом, в федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, оставшиеся в их ведении. Законы в федерации также разделяются на федеральные (в том числе конституцию федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и законы субъектов федерации, действующие только на территории того члена федерации, органами которого они приняты. При этом законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам и в первую очередь федеральной конституции. Валюта в федерации едина, а гражданство – двойное, так как гражданин субъекта федерации одновременно является и гражданином федерации в целом. В типичной (симметричной) федерации все ее члены имеют равные права, и они лишены возможности в одностороннем порядке принимать решение о своем выходе из федерации. В настоящее время федерациями являются США, Германия, Индия, Россия.

 

Конфедерация.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов - чаще всего в области обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

Понятие и признаки права.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная Сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как

выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений???

Социальная ценность права.

Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная "четвертая власть" (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм., Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Структура нормы права.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимо дополняют друг друга. Взятые в системе все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).


Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например, нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.018 с.)