Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие законности. Соотношение законности и правопорядка.

Поиск

Под законностью условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта. В законах всегда воплощалась, воплощается и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала.

Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Принципы законности:

• верховенство (главенство) закона по отношению ко всем другим правовым актам;

• равенство всех перед законом и судом;

• исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;

• единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;

• осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

• эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Значение законности для решения актуальных проблем жизни общества, практики юридической работы состоит в следующем:

• в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязанности, его силе и ценности;

• законность выражает связь правовых вопросов с социальным строем, с политическим режимом, существующим в обществе;

• состояние законности в обществе прямо связано с идейно-духовными основами правовой системы — началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе.

законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполне­ния норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными органи­зациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами - всеми без исключения). При этом принцип вы­ступает как идеальная форма законности - соблюдать нормы права должны все.

В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место не­мало нарушений законности.

С законностью теснейшим образом связано другое правовое яв­ление - правовой порядок (правопорядок). Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основан­ное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, ис­полнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, при­нимаются меры по укреплению законности.

Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

- во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового регулирования и обеспе­чения законности;

- во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбеж­но приводит к укреплению правопорядка;

- конкретное содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности, которое, в свою очередь, определяется рядом об­стоятельств, рассматриваемых ниже.

 

Законность в условиях определенного исторического периода определенного государства, его политического режима и т.п. на­полняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабовла­дельческой демократии, феодального абсолютизма, демократичес­ких или тоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, испол­нением норм права, а правопорядок - ее результатом.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители законности - то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность со­блюдать правовые предписания и право требовать такого соблю­дения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законнос­ти и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в об­ществе.

Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соот­ветствия праву, приобретают и другие объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и проч. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Кон­ституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) яви­лась одной из существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х - начала 50-х гг.

Содержание законности в значительной степени зависит от со­става ее субъектов. Большинство ученых связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отно­шений, т.е. государства, его органов, общественных и иных орга­низаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мне­ние, которое значительно сужает этот состав, исключает из него граждан, а в некоторых случаях и общественные и иные негосу­дарственные организации. Но исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности испол­нения ими правовых предписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового пре­вращается в явление значительно более узкое, связанное с дея­тельностью ограниченного круга субъектов.

Такое сужение круга субъектов законности в условиях ад­министративно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя при этом провоз­глашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сфе­ры ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и го­сударственного аппарата, а нередко и ряда государственных орга­нов. В период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя и в постперестроечный период - к развитию коррупции, формированию системы кланов, безнаказанно осуществляющих преступную де­ятельность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.

Таким образом, сужение круга субъектов законности разру­шает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых пред­писаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.

Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство авторов связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие этой позиции оз­начало бы исключение из сферы законности обязательности со­блюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в стране.

Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности вхо­дят сами нормы права, само законодательство. Законность дейст­вительно теснейшим образом связана с правом, с законодательст­вом, не может без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные лозунги, а конкретные правовые предписания. Со­держание законодательства, таким образом, определяет содержа­ние законности, ее нормативную сторону. Однако сами правовые нормы являются предпосылкой, а не элементом законности. В про­тивном случае укрепления законности можно было бы достичь только за счет совершенствования законодательства. Необходимо и существование самостоятельного научного понятия, отличного от законодательства, которое в то же время отражало бы механизм перехода от правовой возможности к правовой действительности.

Выделение сторон содержания законности позволяет по-новому взглянуть на ее историческое развитие. Различия в содержании за­конности и правопорядка в разных исторических условиях опреде­ляются, прежде всего, нормативной и субъектной сторонами этого со­держания: во-первых, степенью регламентации отдельных сторон социальной жизни, конкретным содержанием законодательства, от­ражением в нем интересов различных классов и социальных групп и т.п., а во-вторых, составом субъектов, обязанных соблюдать пра­вовые нормы и имеющих право требовать такого соблюдения от дру­гих, т.е. кругом управомоченных и обязанных субъектов законности.

В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все представители порабощенных классов и, как правило, значительная часть господствующего класса, причем со­ответствующее требование последовательно поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических условиях, при различных политических режимах какая-то часть господствующего класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от друга соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического режима, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой, состояния правового регулирования и проч. Но это не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все это объективно обусловливает то обстоятельство, что формальные законность и правопорядок в определенных условиях могут превратиться в свою противоположность, став «возведенным в закон беззаконием».

Так, многие негативные явления в нашем обществе были только результатом нарушения законов.

Существовало и сейчас существует немало нормативных актов принятие которых не соответствовало интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение», т.е. приводило к отрицательным последствиям для народа, для интересов социального развития. Поэтому совершенствование законодательства предполагает создание надежных механизмов выявления и отражения в законах воли народа, интересов прогрессивного развития общества.

Соотношение законности и правопорядка № Аспект Законность Правопорядок 1 Субъекты Муниципальные органы, органы местного самоуправления, должностные лица Все субъекты права 2 Объекты Нормы, находящиеся в законах Любые нормы права 3 Суть принцип, способ и режим соблюдения и выполнения законов всеми муниципальными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. итог правового регулирования, который представляет собой определенную степень упорядоченности соц связей, которые входят в предмет правового регулирования, основанный на серьезном соблюдении норм права всеми участниками публичных отношений. 4 Принципы верховенство закона, равенство всех органов и должностных лиц перед законом и трибуналом, единство законности, недопустимость противопоставления законности и необходимости. принцип строжайшего соблюдения законов муниципальными органами и должностными лицами; принцип конституционности, принцип приоритета норм интернационального права перед внутригосударственными нормами, принцип верховенства правового закона принцип равенства всех перед законом и трибуналом, принцип неотвратимости юридической ответственности за правонарушение, принцип свободы, принцип справедливости и ряд других принципов
117.Методы обеспечения законности и правопорядка.
Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализдопущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системыгосударственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформаместного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.151 (0.009 с.)