Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Механизм современного государства это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами основанное на разделение власти, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов по средством которой осуществляется задачи и функции государства. Признаки механизма государства: - структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития. - система государственных органов проникнутая единством принципов его организации и деятельности закрепленная в конституции РФ, и других н.п.а. - механизм (аппарат государства) характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы) гос. органов, их соотношение и взаимосвязи. (Конституция с 1918- 1978 г.: 18, 25, 37, 78 – в эти годы они вступили в силу) – всевластие народа, в новой конституции механизм государства формально представлял собой систему органов которую возглавляли советы. (осуществление гос. власти на основе разделение ее на три ветви – сейчас) - гос. механизм неразрывно связан с функциями (существует между ними тесная и обратная связь). В большей степени от функций государства зависит структура органов гос. власти на возникновение, изменение и прекращение - механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы выполнения связанных с этим государственной функцией должен располагать необходимыми материальными средствами. Политически организованное общество и образует механизм государства, т.е. механизм осуществления публичной власти. Механизм осуществления публичной власти включает в себя: 1) основные формы осуществления народом (совокупность граждан) публичной власти 2) общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на государство функции, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства. 3) Строго определенный порядок создания, функционирования и ликвидации системы этих органов 4) Набор специфических полномочий – права и обязанности, компетенция – круг вопросов которые они призваны решать, и форм юр. ответственности каждого органа публичной власти. 5) Перечень специальных требований предъявляемых гражданам занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти. 6) Наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти В авторитарном государстве где при реализации своих функций опора осуществляется исключительно на гос. аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со стороны граждан зачастую превращается в аппарат насилия. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия. Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть – организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата. Сторонники узкого подхода: По мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства. Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Таким образом: 1) единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; 2) по данному вопросу существуют следующие наиболее распространенные точки зрения: Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества. Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко; механизм государства – это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны); Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства – это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других Четвертая концепция: механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика. Мы будем придерживаться второй концепции, и рассматривать «механизм государства» как синоним «государственного аппарата» Одним из элементов политической системы является государственный аппарат. Понятие гос. аппарата: - совокупность всех гос. органов (в широком смысле). В этом случае механизм и аппарат одно и то же. - аппарат государственного управления (в узком смысле). Чаще всего используется в учебниках по ТГП. Гос. аппарат – система органов государства с помощью которых осуществляется гос. власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. (Локк, Монтескье: власть делится на три ветви: законодательную, судебную, исполнительную). Принципы: - представительство интересов граждан во всех звеньях гос. аппарата (т.е. обеспечивается демократической избирательной системой). Демократическая система выборов – означает отсутствие альтернативность выбора (на одно места не предполагается один кандидат), + гарантия политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленной на удовлетворение интересов личности. - разделение власти (это разделение формирует механизмы сдержек и противовесов, которые призваны исключить произвол со стороны властных органов и должностных лиц). - гласности и открытости в деятельности гос. аппарата. (возможна инициатива проведения референдума для отмены н.п.а., или ратификации международного акта) - высокий профессионализм и компетентности. (способность решать на высоком научном уровне основные вопросы гос. жизни в интересах страны; необходимо использовать квалифицированных работников – т.е. тех которые имеют опыт управления) - принцип законности, т.е. – на основе норм права, если норма права не урегулируют отношения – то запрет. - принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, он позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев. - для федеративных государств – принцип субординации и четкого взаимодействия между обще федеральными органами и государственными органами субъектов федерации. Принцип разделения власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет давнюю историю, и его традиционно связывают с именем Ш. Л. Монтескье. Каждая из ветвей власти считается самостоятельной и независимой, и тем самым исключается возможность узурпации государственной власти любым лицом или органом государства. Этот принцип включает определенную систему требований: • распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда; • закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния; • наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа государства и исключения сосредоточения всей власти в одной ветви; • наличие у органов власти взаимного контроля и невозможность изменения компетенции органов государства неконституционным путем. Законодательная власть - Это делегирована народом своим представителям в парламенте государственная власть, имеет исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовую (право ежегодного утверждения бюджета страны), и установочную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции. В Украине, согласно ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент - Верховная Рада Украины. Исполнительная власть - Это власть, которая обладает правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны есть правительство, которое обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, ответственный, подотчетный и подконтрольный ей. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. Согласно разделу VI Конституции Украины органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины (высший орган в системе органов исполнительной власти), центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (осуществляют исполнительную власть в областях и районах). Судебная власть - Это независимая власть, охраняет право, выступает арбитром в спорах о праве, осуществляющего правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Наивысшим судебным органом в системе судов является Верховный Суд Украины. Система судов в Украине строится по принципам территориальности (местные, апелляционные суды) и специализации (суды общей юрисдикции и специализированные: хозяйственные, административные). Принцип разделения властей дополняется системой сдержек и противовесов, которая предусматривает конкуренцию различных органов власти, наличие средств для взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил. Одновременно власти в государстве должна оставаться целостной и единой, поэтому ветви власти должны взаимодействовать. Юридически это проявляется в том, что: • органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства; • различные органы государства не могут приписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Поэтому разделение властей следует воспринимать как общий принцип осуществления государственной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.008 с.) |