Понятие механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства».



Механизм современного государства это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами основанное на разделение власти, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов по средством которой осуществляется задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

- структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.

- система государственных органов проникнутая единством принципов его организации и деятельности закрепленная в конституции РФ, и других н.п.а.

- механизм (аппарат государства) характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы) гос. органов, их соотношение и взаимосвязи. (Конституция с 1918- 1978 г.: 18, 25, 37, 78 – в эти годы они вступили в силу) – всевластие народа, в новой конституции механизм государства формально представлял собой систему органов которую возглавляли советы. (осуществление гос. власти на основе разделение ее на три ветви – сейчас)

- гос. механизм неразрывно связан с функциями (существует между ними тесная и обратная связь). В большей степени от функций государства зависит структура органов гос. власти на возникновение, изменение и прекращение

- механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы выполнения связанных с этим государственной функцией должен располагать необходимыми материальными средствами.

Политически организованное общество и образует механизм государства, т.е. механизм осуществления публичной власти.

Механизм осуществления публичной власти включает в себя:

1) основные формы осуществления народом (совокупность граждан) публичной власти

2) общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на государство функции, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства.

3) Строго определенный порядок создания, функционирования и ликвидации системы этих органов

4) Набор специфических полномочий – права и обязанности, компетенция – круг вопросов которые они призваны решать, и форм юр. ответственности каждого органа публичной власти.

5) Перечень специальных требований предъявляемых гражданам занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти.

6) Наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти

В авторитарном государстве где при реализации своих функций опора осуществляется исключительно на гос. аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со стороны граждан зачастую превращается в аппарат насилия.

В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть – организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность.

До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата.

Сторонники узкого подхода: По мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов».

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей.

Таким образом:

1) единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано;

2) по данному вопросу существуют следующие наиболее распространенные точки зрения:

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко; механизм государства – это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства – это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других

Четвертая концепция: механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Мы будем придерживаться второй концепции, и рассматривать «механизм государства» как синоним «государственного аппарата»

Одним из элементов политической системы является государственный аппарат.

Понятие гос. аппарата:

- совокупность всех гос. органов (в широком смысле). В этом случае механизм и аппарат одно и то же.

- аппарат государственного управления (в узком смысле). Чаще всего используется в учебниках по ТГП.

Гос. аппарат – система органов государства с помощью которых осуществляется гос. власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. (Локк, Монтескье: власть делится на три ветви: законодательную, судебную, исполнительную).

Принципы:

- представительство интересов граждан во всех звеньях гос. аппарата (т.е. обеспечивается демократической избирательной системой). Демократическая система выборов – означает отсутствие альтернативность выбора (на одно места не предполагается один кандидат), + гарантия политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленной на удовлетворение интересов личности.

- разделение власти (это разделение формирует механизмы сдержек и противовесов, которые призваны исключить произвол со стороны властных органов и должностных лиц).

- гласности и открытости в деятельности гос. аппарата. (возможна инициатива проведения референдума для отмены н.п.а., или ратификации международного акта)

- высокий профессионализм и компетентности. (способность решать на высоком научном уровне основные вопросы гос. жизни в интересах страны; необходимо использовать квалифицированных работников – т.е. тех которые имеют опыт управления)

- принцип законности, т.е. – на основе норм права, если норма права не урегулируют отношения – то запрет.

- принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, он позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

- для федеративных государств – принцип субординации и четкого взаимодействия между обще федеральными органами и государственными органами субъектов федерации.

Принцип разделения власти.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет давнюю историю, и его традиционно связывают с именем Ш. Л. Монтескье. Каждая из ветвей власти считается самостоятельной и независимой, и тем самым исключается возможность узурпации государственной власти любым лицом или органом государства.

Этот принцип включает определенную систему требований:

• распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда;

• закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

• наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа государства и исключения сосредоточения всей власти в одной ветви;

• наличие у органов власти взаимного контроля и невозможность изменения компетенции органов государства неконституционным путем.

Законодательная власть - Это делегирована народом своим представителям в парламенте государственная власть, имеет исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовую (право ежегодного утверждения бюджета страны), и установочную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции. В Украине, согласно ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент - Верховная Рада Украины.

Исполнительная власть - Это власть, которая обладает правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны есть правительство, которое обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, ответственный, подотчетный и подконтрольный ей. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. Согласно разделу VI Конституции Украины органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины (высший орган в системе органов исполнительной власти), центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (осуществляют исполнительную власть в областях и районах).

Судебная власть - Это независимая власть, охраняет право, выступает арбитром в спорах о праве, осуществляющего правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Наивысшим судебным органом в системе судов является Верховный Суд Украины. Система судов в Украине строится по принципам территориальности (местные, апелляционные суды) и специализации (суды общей юрисдикции и специализированные: хозяйственные, административные).

Принцип разделения властей дополняется системой сдержек и противовесов, которая предусматривает конкуренцию различных органов власти, наличие средств для взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.

Одновременно власти в государстве должна оставаться целостной и единой, поэтому ветви власти должны взаимодействовать.

Юридически это проявляется в том, что:

• органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства;

• различные органы государства не могут приписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Поэтому разделение властей следует воспринимать как общий принцип осуществления государственной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.014 с.)