Пробелы и коллизии в праве. Способы преодоления пробелов и разрешения коллизий в праве. Аналогия права и аналогия закона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы и коллизии в праве. Способы преодоления пробелов и разрешения коллизий в праве. Аналогия права и аналогия закона.



Под коллизиями в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу.

Выделяются мнимые и действительные коллизии. При мнимых коллизиях противоречие между нормами права снимается посредством более внимательного изучения их предмета правового регулирования, субъективного состава, совокупности оснований их применения. В такой ситуации может оказаться, что две якобы противоречивые нормы призваны регулировать различные общественные отношения, распространяются на разных субъектов, применяются при различных фактических обстоятельствах.

При действительных коллизиях нормы права имеют абсолютно тождественные характеристики своего действия, за исключением содержания правового регулирования. Устранение коллизий осуществляется законодательным путем. Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:

1) правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой. Норма закона имеет приоритет над нормой постановления правительства, норма последнего имеет приоритет над нормой постановления министерства. Норма конституции имеет приоритет над нормами всех остальных (национальных и межгосударственных) актов. Латинская формула правила – Lex superior derogat legi interior (закон с большей юридической силой отменяет закон с меньшей юридической силой);

2) если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, применяется правило специальности (специализации), которое обязывает руководствоваться нормой, содержащейся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений. Латинская формула правила – Lex specialis derogat legi generalis (специальный закон отменяет действие общего закона);

3) если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно. Следует учитывать, что более поздно принята та норма, которая содержится в более позднем акте законодательства, даже если этот акт законодательства всего лишь вносит изменения и дополнения в ранее принятый акт. Латинская формула правила – Lex posterior derogat legi prior (закон, принятый позже, отменяет действие ранее принятого закона).

От коллизий следует отличать ситуации, когда законодатель, используя правила юридической техники, умышленно принимает в одном акте родственные нормы, не совпадающие по своему содержанию. Так, указанные правила требуют структурно делить кодекс на две части: общую и особенную. Нормы общей части кодекса распространяются на всю особенную часть. Однако в особенной части могут содержаться отдельные нормы, которые хотя по содержанию и отличаются от общих норм, но именно они будут применяться. Кодексы, как правило, закрепляют правило урегулирования названной ситуации: подлежат применению нормы особенной части; если в ней вопрос специально не разрешен, субсидиарно применяются нормы общей части.


Под пробелами в праве понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных юридических норм не может эффективно функционировать. Пробелы в праве могут быть следствием отставания законодательства, умышленного нежелания регулирования определенных отношений, низкого уровня нормотворчества и т.д.

Устранение пробелов в праве относится к исключительной компетенции законодателя и осуществляется путем принятия нового акта законодательства, внесения изменений и дополнений в ранее принятый акт.

Но правоприменительный орган не вправе ввиду пробела в праве отказаться от рассмотрения и решения соответствующего дела. Для преодоления пробелов используются специальные юридические приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

При использовании аналогии закона нужную норму, регулирующую сходные отношения, следует искать прежде всего в той отрасли законодательства, к которой относится рассматриваемое отношение, а при ненахождении ее в данной отрасли – продолжать поиск в смежных отраслях законодательства и в законодательстве в целом.

При отсутствии сходных норм (т.е. невозможности использования аналогии закона) применяется аналогия права. Аналогия права – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права. Эти принципы права разрабатываются и обосновываются в теории права.

Использование аналогии закона и аналогии права не допускается в сфере привлечения к уголовной и административной ответственности. Отсутствие в Уголовном кодексе, административном законодательстве указания на деяние как на правонарушение означает, что оно таковым не является, несмотря на то, что очень сходное деяние может являться правонарушением.

Эффективность права.

Под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.

Возможна количественная оценка эффективности права, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта. В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность.

Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность. Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д. Экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.007 с.)