Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет общей теории государства и права.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет общей теории государства и права. Предмет - это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Предмет общей теории государства и права- это понятие права, включающее в себя соответствующее правовое понятие государства и выражающее сущностные свойства права и государства. Предмет теории государства и права имеет свои особенности: 1) теория изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие за-кономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем; 2) Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их зако-номерностями. Эти вопросы характеризуют и раскрывают государство и право в целом, изучают и разрабатывают сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права, правовой системы; 3) Теория разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия или категории юриспру-денции, которыми руководствуются все науки о государстве и праве; 4) ТГП- наука, предмет которой составляет государство и право, дарственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Предмет ТГП составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.
Общая теория государства и права в системе социально-гуманитарного знания. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гумани-тарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.
Теория государства и права и философия. использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса. Обращение к передовым достижениям фило-софии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззрен-ческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права. Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы произ-водства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, су-ществующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловлен-ность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ произ-водства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые ме-ханизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. Теория государства и права и социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает так-же закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о госу-дарстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм пра-ва, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата. Теория государства и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство, его деятельность отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних греков,— это искусство управления государством. Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой поряд-ка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом. Теория государства и права и социальная психология. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны. Соотношение общечеловеческого и классового в теории государства и права. Сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как органи-зация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объектив-ности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от клас-сового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в раз-ные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демокра-тии. Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государст-вах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление. Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых го-сударствах Америки и Европы и в современном Российском государстве. Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответст-вует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – при-знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Ненаучна
Договорная Зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения обще-го блага. Эта теория основывалась на двух главных по-ложениях: 1) до возникновения го-сударства и права люди жили в условиях так называемого естест-венного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного догово-ра. В классическом виде эта теория сложилась в XVII— XVIII вв. и тесно связана с теорией естественного права. госу- дарству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как?золотой век? человечества, всеобщего сча-стья. Все равны, свободны, нет частной собственности и госу-дарства.
Г. Гроций Т. Гоббс Дж. Локк Ж.Ж Руссо А.Н. Радищев
Разрушает теологическое и патриар-хальное представле-ние о проис-хождении гос-ва
шаг к сода-нию граждан-ского общ-ва
принцип на-родного суверенитета
гос. власть выражает ин-тересы народа
скорее иде-ал, чем ре-альная действи-тельность
ни одно гос-во не возникает на основе договора. не в со-стоянии объяснить происхож-дения го-сударства у разных на-родов.
Право и свобода. Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права. Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.
Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Од-нако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками. С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.
Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом. Право - это всегда ограничение свободы личности. Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту сво-боду гарантировать.
Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны огра-ничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обще-ством. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.
Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом огра-ничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми. По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства.
Право и равенство. Право- система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государст-вом и обеспечиваемых силой его принуждения. Равенство- принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. Понятия равенство и право являются взаимосвязанными и не могут существовать порознь. Вместе они составляют такое понятие как равноправие.
Равноправие- официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, один из существенных элементов демократии. Т.е. равноправие является одной из черт правового общества, где права и интересы одного человека не ущемляются в угоду интересам и правам другого. Рав-е не характерно для тоталитарного и авторитарного режима. При таких режимах учитываются только права свободы меньшинства (эксплуататоров).
По ст. 19 Конституции РФ: 1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи-тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Право и справедливость. Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней при-нудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "пра-вильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древне-римских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).
Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивно-го) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной ос-новой и гарантией осуществления правовых предписаний.
Идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формуле римского права: "право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).
Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при раз-решении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем. Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Право и государство. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему. Самый важный аспект рассматриваемого соотношения,— воздействие государства на право и влия-ние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полно-ценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. Основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализа-ция. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма. Государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность. Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества. Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функцио-нальное взаимовлияние. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
Право и мораль. Право Критерии разграничения Мораль возникло позже с появлением гос-ва Время возникновения возникло раньше права Формально закреплено в юр. актах Формальная закреплённость — узкое конкретное содержание Содержание широкое содержание государственная власть Гарантия соблюдения общественное мнение
Критерии сходства общ-ые отношения Объект регулирования общ.-ые отношения утверждение идеалов гуманизма, справ-ти Цели и задачи утверждение идеалов гума-низма, спра-вти Единство а) влияние морали на фор-мирование права;
б) влияние права на фор-мирование нравственных норм;
в) охрана правом мораль-ных норм;
г) использование нравст-венных норм при примене-нии права.
Правосознание и право. Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. Один из компонентов правосознания- правовая идеология основан на знании права. Гражданин, не знающий законов не сможет реализовать свои права и выполнять обязанности.
В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).
Правосознание активно "вторгается" в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка.
Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.
Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не на-казывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть пре-ступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосозна-ние серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.
Правовой нигилизм. Правовой нигилизм- явление, противостоящим законности и правопорядку. Под правовым нигилиз-мом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Причины правового нигилизма: 1) возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия;
2) административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;
3) правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;
4) деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должност-ных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Формы правого нигилизма: 1) правовая идеология; 2) негативные по отношению к праву позиций, установки, стереотипы неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений; 3) нарушение законов; 4) нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность го-сударства обеспечить безопасность личности.
Уровни правового нигилизма: 1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества; 2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных); 3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Пути преодоления правового нигилизма: 1. формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориенти-рованной на личность, приоритетность ее прав; 2. утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения лю-бых конфликтов; 3. воплощение в жизнь режима законности, правопорядка; 4. совершенствование законодательства; 5. повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности; 6. повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призван-ных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан; 7. подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юри-стов.
Юридическое мировоззрение. Юридическое мировоззрение- система твердых взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества, непреложности главных устоев правового государства - общедозволи-тельного порядка, приоритетной значимости правовых ценностей и культуры права. Ю. м. - общече-ловеческая категория, как и само право.
Юридическое мировоззрение складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл юридическое мировоззрение «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Юридического мировоззрения. Хотя юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д
Право и культура. Право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознатель-ное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершен-ствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.
Следует всегда учитывать двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производи-тельную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура играет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу лич-ной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.
Правовое государство. Согласно ст. 1 Конституции РФ: 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес-публиканской формой правления. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институ-тов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным уч-реждением.
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в со-ответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".
принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) федерализм; 5) верховенство закона; 6) взаимная ответственность государства и личности; 7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; 8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Социальное государство. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение та-кого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социаль-ного равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство при-звано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспече-ния каждому гражданину существования достойного человека.
Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 1) Демократическая организация государственной власти. 2) Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства. 3) Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению до-ходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйст-ва. 5) Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
Функции соц. гос-ва: 1) поддержка социально незащищенных категорий населения; 2) охрана труда и здоровья людей; 3) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными со-циальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 5) поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); 6) финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; 7) борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безрабо-тице; 8) поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; 9) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; 10) забота о сохранении мира в обществе.
Концепция правового закона. Правовой закон- властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный госу-дарством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы Для современного общества понятие и концепция Правового закона являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой.
С позиций признания правовой природы и сущности закона ясно, что общеобязательной силой дол-жен обладать только правовой закон. Иначе пришлось бы признать, что ничего собственно правового нет, что с помощью силы и насилия можно всякий произвол превратить в право. Но объективная природа права проявляется и там, где ее отрицают: даже тиранические, деспотические, тоталитарные акты выдаются их авторами и апологетами за "право" и "справедливость". Возможность злоупотребления понятием права и формой закона в антиправовых целях, разумеется, не обесценивает роль и значение закона как правового по своей природе явления, как необходимой общеобязательной формы выражения и действия права в социальной жизни людей. Двуединая задача здесь состоит в том (в достижение такого состояния и регулирования), чтобы только праву придавалась законная (официально-властная, общеобязательная) сила и вместе с тем, чтобы закон был всегда только правовым. Реальный процесс, "позитивизации" права, его превращения в закон, наряду с необходимостью учета объективных свойств и требований права, зависит от многих других объективных и субъективных свойств, факторов (социальных, экономических, политических, духовных, культурных, собственно законотворческих и так далее). И несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или разного рода его промахов и ошибок, низкой правовой и законотворческой культуры. В борьбе против правонарущающего закона в процессе исторического развития свободы, права и государственности сформировались и утвердились специальные механизмы, процедуры и правила как самой законотворческой деятельности (и в целом процесса "позитивизации" права), так и авторитетного, эффективного контроля за соответствием закона праву (система сдержек и противовесов в отношениях межу различными властями, общесудебный, конституционно-судебный, прокурорский за правовым качеством закона и так далее). В общеобязательности закона (позитивного права) есть два различных момента- официально-властный и правовой. Первый момент состоит в том, что закон как установление официальной вла-сти наделяется его поддержкой и защитой, обеспечивается соответствующей санкцией на случай на-рушения закона. С этой точки зрения кажется, будто общеобязательность закона -лишь следствие произвольного усмотрения власти, обязательности ее велений, приказов, установлений. Здесь же ле-жат корни легизма, согласно которому общеобязательный приказ и есть право. Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью только потому, что он вы-ступает именно как право, а не просто как какое-то иное неправовое установление и явление. Ведь власти (и легисты) говорят не только об общеобязательности закона, но одновременно утверждают, что это и есть право.
В этой претензии закона быть правом проявляется то принципиальное обстоятельство, что у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.015 с.) |