Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет общей теории государства и права.

Поиск

Предмет общей теории государства и права.

Предмет - это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Предмет общей теории государства и права- это понятие права, включающее в себя соответствующее правовое понятие государства и выражающее сущностные свойства права и государства.

Предмет теории государства и права имеет свои особенности:

1) теория изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие за-кономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;

2) Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их зако-номерностями. Эти вопросы характеризуют и раскрывают государство и право в целом, изучают и разрабатывают сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права, правовой системы;

3) Теория разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия или категории юриспру-денции, которыми руководствуются все науки о государстве и праве;

4) ТГП- наука, предмет которой составляет государство и право, дарственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии.

Предмет ТГП составляют:

1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

 

Общая теория государства и права в системе социально-гуманитарного знания.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гумани-тарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

 

Теория государства и права и философия. использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса. Обращение к передовым достижениям фило-софии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззрен-ческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.

Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы произ-водства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, су-ществующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловлен-ность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ произ-водства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые ме-ханизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов.

Теория государства и права и социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает так-же закономерности социального поведения людей, его мотивацию.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о госу-дарстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм пра-ва, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

Теория государства и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство, его деятельность отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних греков,— это искусство управления государством.

Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой поряд-ка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.

Теория государства и права и социальная психология. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.

Соотношение общечеловеческого и классового в теории государства и права.

Сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как органи-зация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объектив-ности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от клас-сового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в раз-ные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демокра-тии.

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государст-вах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых го-сударствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответст-вует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – при-знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

 

Ненаучна

 

 

 

Договорная Зародилась еще в

V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается

людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения обще-го блага. Эта теория

основывалась на двух главных по-ложениях: 1) до возникновения го-сударства и права люди жили в

условиях так называемого естест-венного состояния; 2) государство возникает в результате

заключения общественного догово-ра. В классическом виде эта теория сложилась в XVII—

XVIII вв. и тесно связана с теорией естественного права. госу-

дарству предшествует естественное состояние людей, которое

понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как

войну всех против всех.

Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как?золотой

век? человечества, всеобщего сча-стья. Все равны, свободны,

нет частной собственности и госу-дарства.

 

Г. Гроций

Т. Гоббс

Дж. Локк

Ж.Ж Руссо

А.Н. Радищев

 

Разрушает теологическое и патриар-хальное представле-ние о проис-хождении гос-ва

 

шаг к сода-нию граждан-ского общ-ва

 

принцип на-родного

суверенитета

 

гос. власть выражает ин-тересы народа

 

скорее иде-ал, чем ре-альная действи-тельность

 

ни одно гос-во не возникает на основе договора.

не в со-стоянии объяснить происхож-дения го-сударства у разных на-родов.

 

Право и свобода.

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.

Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.

 

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Од-нако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

 

Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту сво-боду гарантировать.

 

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны огра-ничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обще-ством. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

 

Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом огра-ничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства.

 

Право и равенство.

Право- система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государст-вом и обеспечиваемых силой его принуждения.

Равенство- принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. Понятия равенство и право являются взаимосвязанными и не могут существовать порознь. Вместе они составляют такое понятие как равноправие.

 

Равноправие- официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, один из существенных элементов демократии. Т.е. равноправие является одной из черт правового общества, где права и интересы одного человека не ущемляются в угоду интересам и правам другого. Рав-е не характерно для тоталитарного и авторитарного режима. При таких режимах учитываются только права свободы меньшинства (эксплуататоров).

 

По ст. 19 Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

 

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи-тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

 

Право и справедливость.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней при-нудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "пра-вильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древне-римских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).

 

Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивно-го) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной ос-новой и гарантией осуществления правовых предписаний.

 

Идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формуле римского права: "право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

 

Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при раз-решении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.

Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.

 

Право и государство.

Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.

Самый важный аспект рассматриваемого соотношения,— воздействие государства на право и влия-ние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полно-ценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

Основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализа-ция. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.

Государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функцио-нальное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

 

Право и мораль.

Право Критерии разграничения Мораль

возникло позже с появлением гос-ва Время возникновения возникло раньше права

Формально закреплено в юр. актах Формальная закреплённость —

узкое конкретное содержание Содержание широкое содержание

государственная власть Гарантия соблюдения общественное мнение

 

Критерии сходства

общ-ые отношения Объект регулирования общ.-ые отношения

утверждение идеалов гуманизма, справ-ти Цели и задачи утверждение идеалов гума-низма, спра-вти

Единство

а) влияние морали на фор-мирование права;

 

б) влияние права на фор-мирование нравственных норм;

 

в) охрана правом мораль-ных норм;

 

г) использование нравст-венных норм при примене-нии права.

 

 

Правосознание и право.

Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. Один из компонентов правосознания- правовая идеология основан на знании права. Гражданин, не знающий законов не сможет реализовать свои права и выполнять обязанности.

 

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

 

Правосознание активно "вторгается" в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка.

 

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

 

Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не на-казывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть пре-ступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосозна-ние серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

 

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм- явление, противостоящим законности и правопорядку. Под правовым нигилиз-мом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

 

Причины правового нигилизма:

1) возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия;

 

2) административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

 

3) правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;

 

4) деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должност-ных лиц, но и всего населения и общества в целом.

 

Формы правого нигилизма:

1) правовая идеология;

2) негативные по отношению к праву позиций, установки, стереотипы неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений;

3) нарушение законов;

4) нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность го-сударства обеспечить безопасность личности.

 

Уровни правового нигилизма:

1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

 

 

Пути преодоления правового нигилизма:

1. формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориенти-рованной на личность, приоритетность ее прав;

2. утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения лю-бых конфликтов;

3. воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4. совершенствование законодательства;

5. повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6. повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призван-ных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7. подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юри-стов.

 

Юридическое мировоззрение.

Юридическое мировоззрение- система твердых взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества, непреложности главных устоев правового государства - общедозволи-тельного порядка, приоритетной значимости правовых ценностей и культуры права. Ю. м. - общече-ловеческая категория, как и само право.

 

Юридическое мировоззрение складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл юридическое мировоззрение «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Юридического мировоззрения. Хотя юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д

 

Право и культура.

Право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознатель-ное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершен-ствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

 

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.

 

Следует всегда учитывать двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производи-тельную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура играет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу лич-ной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.

 

Правовое государство.

Согласно ст. 1 Конституции РФ:

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес-публиканской формой правления.

Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институ-тов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным уч-реждением.

 

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в со-ответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

 

принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4) федерализм;

5) верховенство закона;

6) взаимная ответственность государства и личности;

7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

 

Социальное государство.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение та-кого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социаль-ного равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство при-звано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспече-ния каждому гражданину существования достойного человека.

 

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1) Демократическая организация государственной власти.

2) Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3) Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению до-ходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйст-ва.

5) Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

 

Функции соц. гос-ва:

1) поддержка социально незащищенных категорий населения;

2) охрана труда и здоровья людей;

3) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными со-циальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5) поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6) финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7) борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безрабо-тице;

8) поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10) забота о сохранении мира в обществе.

 

Концепция правового закона.

Правовой закон- властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный госу-дарством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы Для современного общества понятие и концепция Правового закона являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой.

 

С позиций признания правовой природы и сущности закона ясно, что общеобязательной силой дол-жен обладать только правовой закон. Иначе пришлось бы признать, что ничего собственно правового нет, что с помощью силы и насилия можно всякий произвол превратить в право. Но объективная природа права проявляется и там, где ее отрицают: даже тиранические, деспотические, тоталитарные акты выдаются их авторами и апологетами за "право" и "справедливость". Возможность злоупотребления понятием права и формой закона в антиправовых целях, разумеется, не обесценивает роль и значение закона как правового по своей природе явления, как необходимой общеобязательной формы выражения и действия права в социальной жизни людей. Двуединая задача здесь состоит в том (в достижение такого состояния и регулирования), чтобы только праву придавалась законная (официально-властная, общеобязательная) сила и вместе с тем, чтобы закон был всегда только правовым.

Реальный процесс, "позитивизации" права, его превращения в закон, наряду с необходимостью учета объективных свойств и требований права, зависит от многих других объективных и субъективных свойств, факторов (социальных, экономических, политических, духовных, культурных, собственно законотворческих и так далее). И несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или разного рода его промахов и ошибок, низкой правовой и законотворческой культуры. В борьбе против правонарущающего закона в процессе исторического развития свободы, права и государственности сформировались и утвердились специальные механизмы, процедуры и правила как самой законотворческой деятельности (и в целом процесса "позитивизации" права), так и авторитетного, эффективного контроля за соответствием закона праву (система сдержек и противовесов в отношениях межу различными властями, общесудебный, конституционно-судебный, прокурорский за правовым качеством закона и так далее).

В общеобязательности закона (позитивного права) есть два различных момента- официально-властный и правовой. Первый момент состоит в том, что закон как установление официальной вла-сти наделяется его поддержкой и защитой, обеспечивается соответствующей санкцией на случай на-рушения закона. С этой точки зрения кажется, будто общеобязательность закона -лишь следствие произвольного усмотрения власти, обязательности ее велений, приказов, установлений. Здесь же ле-жат корни легизма, согласно которому общеобязательный приказ и есть право.

Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью только потому, что он вы-ступает именно как право, а не просто как какое-то иное неправовое установление и явление. Ведь власти (и легисты) говорят не только об общеобязательности закона, но одновременно утверждают, что это и есть право.

 

В этой претензии закона быть правом проявляется то принципиальное обстоятельство, что у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.015 с.)