Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистское понимание права и государства.

Поиск

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности систе-ма регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная опреде-ленность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принужде-ния.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

 

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явле-ние;

 

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером про-изводственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в сво-их руках государственную власть;

 

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государ-ственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

 

Положительные моменты:

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально опре-деленный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

 

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

 

Недостатки:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

 

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

 

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно опре-делить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

 

Право и свобода.

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.

Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.

 

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Од-нако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

 

Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту сво-боду гарантировать.

 

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны огра-ничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обще-ством. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

 

Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом огра-ничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства.

 

Право и равенство.

Право- система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государст-вом и обеспечиваемых силой его принуждения.

Равенство- принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. Понятия равенство и право являются взаимосвязанными и не могут существовать порознь. Вместе они составляют такое понятие как равноправие.

 

Равноправие- официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, один из существенных элементов демократии. Т.е. равноправие является одной из черт правового общества, где права и интересы одного человека не ущемляются в угоду интересам и правам другого. Рав-е не характерно для тоталитарного и авторитарного режима. При таких режимах учитываются только права свободы меньшинства (эксплуататоров).

 

По ст. 19 Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

 

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи-тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

 

Право и справедливость.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней при-нудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "пра-вильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древне-римских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).

 

Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивно-го) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной ос-новой и гарантией осуществления правовых предписаний.

 

Идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формуле римского права: "право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

 

Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при раз-решении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.

Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.

 

Право и государство.

Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.

Самый важный аспект рассматриваемого соотношения,— воздействие государства на право и влия-ние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полно-ценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

Основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализа-ция. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.

Государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функцио-нальное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

 

Право и мораль.

Право Критерии разграничения Мораль

возникло позже с появлением гос-ва Время возникновения возникло раньше права

Формально закреплено в юр. актах Формальная закреплённость —

узкое конкретное содержание Содержание широкое содержание

государственная власть Гарантия соблюдения общественное мнение

 

Критерии сходства

общ-ые отношения Объект регулирования общ.-ые отношения

утверждение идеалов гуманизма, справ-ти Цели и задачи утверждение идеалов гума-низма, спра-вти

Единство

а) влияние морали на фор-мирование права;

 

б) влияние права на фор-мирование нравственных норм;

 

в) охрана правом мораль-ных норм;

 

г) использование нравст-венных норм при примене-нии права.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.011 с.)