Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистское понимание права и государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности систе-ма регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная опреде-ленность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принужде-ния. Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Основными идеями названной доктрины можно считать следующие: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явле-ние;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером про-изводственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в сво-их руках государственную власть;
3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государ-ственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
Положительные моменты: в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально опре-деленный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него; обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Недостатки: преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;
излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно опре-делить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
Право и свобода. Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права. Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.
Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Од-нако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками. С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.
Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом. Право - это всегда ограничение свободы личности. Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту сво-боду гарантировать.
Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны огра-ничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обще-ством. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.
Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом огра-ничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми. По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства.
Право и равенство. Право- система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государст-вом и обеспечиваемых силой его принуждения. Равенство- принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. Понятия равенство и право являются взаимосвязанными и не могут существовать порознь. Вместе они составляют такое понятие как равноправие.
Равноправие- официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, один из существенных элементов демократии. Т.е. равноправие является одной из черт правового общества, где права и интересы одного человека не ущемляются в угоду интересам и правам другого. Рав-е не характерно для тоталитарного и авторитарного режима. При таких режимах учитываются только права свободы меньшинства (эксплуататоров).
По ст. 19 Конституции РФ: 1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, ра-сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи-тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Право и справедливость. Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней при-нудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "пра-вильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древне-римских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).
Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивно-го) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной ос-новой и гарантией осуществления правовых предписаний.
Идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формуле римского права: "право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).
Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при раз-решении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем. Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Право и государство. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему. Самый важный аспект рассматриваемого соотношения,— воздействие государства на право и влия-ние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полно-ценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. Основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализа-ция. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма. Государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность. Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества. Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функцио-нальное взаимовлияние. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
Право и мораль. Право Критерии разграничения Мораль возникло позже с появлением гос-ва Время возникновения возникло раньше права Формально закреплено в юр. актах Формальная закреплённость — узкое конкретное содержание Содержание широкое содержание государственная власть Гарантия соблюдения общественное мнение
Критерии сходства общ-ые отношения Объект регулирования общ.-ые отношения утверждение идеалов гуманизма, справ-ти Цели и задачи утверждение идеалов гума-низма, спра-вти Единство а) влияние морали на фор-мирование права;
б) влияние права на фор-мирование нравственных норм;
в) охрана правом мораль-ных норм;
г) использование нравст-венных норм при примене-нии права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.011 с.) |