Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной власти первобытно-общинного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной власти первобытно-общинного строя.



Государство- единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет социальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Прзн-ки гос-ва, отлич. от первобытного общ-ва

1) Территориальная орг-ция людей, устанавливающая пределы гос. власти

2) Население

3) Публичная власть (аппаратом управления, принуждения, правосудия) В родоплеменном сообще-стве существо вала родовая потестарная власть (от лат. potestas— сила, мощь), сущность которой — жестокое принуждение. Она распространялась только на сородичей и осуществлялась по кровнород-ственному признаку, ей подчинялись только члены рода в силу их личной зависимости от коллекти-ва.

5) казна и налоги (материальная основа для содержания власти). Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем».

6) Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства). Родовой строй не только не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова, но и вообще самого деления на права и обязанности.

 

26. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества.

Государство- единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет социальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

1) Атрибуты, символы гос-ва (герб, флаг, гимн)

2) Наличие постоянной армии

3) Публичная власть (аппаратом управления, принуждения, правосудия)

4) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические преце-денты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить гра-ждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

6) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, под-данство);

7) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

8) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в между-народных отношениях)

9) Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

 

10) Территориальная орг-ция людей, устанавливающая пределы гос. власти;

 

27.Относительная самостоятельность государства

Государство- единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет социальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Относительную самостоятельность государства следует рассматривать конкретно-исторически, при-нимая во внимание специфические условия развития экономической и общественно-политической системы той или иной страны, учитывая соотношение социальных сил, международную обстановку и т.д. Она имеет тенденцию возрастать по мере научно-технического и общественного прогресса. Для доказательства сказанного достаточно обратиться к источникам (основаниям), питающим отно-сительную самостоятельность государства. Среди них следует назвать четыре:

1. Разделение общественного труда, обособляющее государственную деятельность от другой обще-ственной деятельности. Вряд ли подлежит сомнению, что по мере научно-технического и обще-ственного прогресса усиливается общественное разделение труда.

2. Вмешательство государства в экономическую жизнь страны, являющееся, с одной стороны, след-ствием, а с другой - причиной относительной самостоятельности государства.

3. Относительная самостоятельность идеологических и политических форм, в значительной степени предполагающих деятельность государства.

4. Объективные противоречия общественного бытия и общественного сознания, позволяющие госу-дарству возвышаться над их борьбой.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном таким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои ло-гические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадающие с изменениями экономиче-ской структуры. Политический переворот и следующие за ним коренные преобразования в экономи-ке не влекут автоматического и немедленного преобразования государственного аппарата.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества — на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь кото-рых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жиз-ни, возвышаются над обществом.

 

 

28. Сущность государства.

Государство- единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет социальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином яв-лении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что оп-ределяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

 

 

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамот-ное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подхо-дом к нему и незнанием (А. Паршин).

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

 

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

 

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда полу-чится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, дру-гими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществля-ет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

 

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно опре-делить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Гос-во, в ос-новном удовлетворяет интересы элиты.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для ком-промисса интересов различных классов и социальных групп. Гос-во выступает в кач-ве арбитра для согласования интересов разных классов. Скорее идеал, чем реальность.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической вла-сти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

 

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

 

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовле-творения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Основан на расовой дискриминации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.01 с.)