Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие территориальной формы государственного устройства.
Форма государственного устройства- территориальная организация государственной власти, указы-вающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между цен-тральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное гос-во - государство — это целостное централизованное государство, состоящее из адми-нистративно-территориальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов, провинций), не имеющих статуса государственных образований и не обладающих политической самостоятельно-стью.
Федерация- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или кон-ституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят» Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъекта-ми. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).
Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Аме-рики с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы про-тив британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного го-сударства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Федерация и ее виды. Федерация - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или кон-ституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят» Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъекта-ми. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кро-ме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Федерации свойственны следующие отличительные признаки: — федеральное государство состоит из территорий субъектов федерации; — субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимо-стью по всем вопросам внутренней и внешней политики, в результате они в большинстве федераций не являются государствами в собственном смысле;
— разделение власти по вертикали, предполагающее разделение предметов ведения и полномочий между федеральным правительством и правительством членов федерации;
— верховенство федерального законодательства над правом субъектов;
— субъекты федерации наделяются учредительной властью, т. е. правом принятия собственной кон-ституции, не противоречащей положениям федеральной;
— субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законодательные акты в преде-лах своей компетенции, действующие только на территории данного субъекта;
— субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную системы;
— высший законодательный орган государства имеет, как правило, двухпалатную структуру, кото-рая обеспечивает представительство всего населения страны, и субъектов;
— каждый гражданин субъекта одновременно является и гражданином федерации (двуединое, или совмещенное гражданство), что означает один и тот же объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта он проживает;
Федерации можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от принципа, на основе которого строится федерация, она может быть:
— административно-территориальной (США, ФРГ); — национально-территориальной (были: СССР, Югославия, Чехословакия, сейчас: Бельгия, Индия, Пакистан); — смешанной (Канада, Швейцария, РФ).
По способу образования выделяют договорные федерации, в основу которых положен договор (США), и конституционные Германия). По правовому статусу субъекты федерации подразделяются на симметричные, когда субъекты имеют одинаковый правовой статус (США), и асимметричные, в которых субъекты занимают неравное правовое положение (Индия, РФ).
Унитарное государство. Унитарное гос-во это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образова-ний, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государ-ства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Ор-ганы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечива-ет государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Унитарное государство характеризуется: — наличием единой конституции — основного закона для всей территории государства;
-— наличием общих законодательных, исполнительных и судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию на свою территорию, и полномочия которых не ограничиваются местными орга-нами власти;
— функционированием единой правовой системы;
— единой судебной системой, осуществляющей правосудие на всей территории на основе общих для всех правовых норм;
— единым гражданством, означающим единую гражданскую принадлежность для всего населения;
— одинаковым юридическим статусом административно- территориальных единиц и их равным положением по отношению к центральным органам власти;
— отсутствием политической самостоятельности у административно-территориальных образований, когда нет собственных законодательных и внешнеполитических органов;
— наличием достаточно широких полномочий в хозяйственной и социально-культурной сферах;
— функционированием единой денежной системы и одноканальной системы налогов, когда налоги поступают в центр, распределяющий их затем по регионам.
Конфедерация. Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом. Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Аме-рики с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы про-тив британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного го-сударства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась. В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него —и к федеративному всеевропейскому государству.
58.Понятие, классификация и содержание функций государства. 1) по сфере деятельности государства: а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина; – функция обеспечения правопорядка; – экономическая функция; – функция налогообложения; – функция социальной защиты; – экологическая функция; – культурная функция;
б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства: – функция обороны страны; – функция поддержания мирового порядка; – функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления: а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития; б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с ре-шением определенной задачи; 3) по значимости и степени общности: а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направ-ления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставлен-ных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и на-правлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, кото-рые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) экологические; д) фискальные (финансовый контроль); 5) по функциональному назначению: а) охранительные; б) регулятивные.
59.Внутренние функции государства. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активно-сти воздействия государства на данное общество
Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам, ибо они охра-няют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономиче-ский потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капитали-стической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые ме-ры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифи-цируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число ос-новных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
Экономическая ф-ция. Государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав-ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Экономическая функция государства имеет ан-тикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной эконо-мики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Государство прини-мает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей.
Социальная функция государства многообразна по содержанию и масштабна по объему государст-венной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную на-пряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здраво-охранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирую-щие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.032 с.) |