Понятие территориальной формы государственного устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие территориальной формы государственного устройства.



Форма государственного устройства- территориальная организация государственной власти, указы-вающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между цен-тральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.

 

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

 

Унитарное гос-во - государство — это целостное централизованное государство, состоящее из адми-нистративно-территориальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов, провинций), не имеющих статуса государственных образований и не обладающих политической самостоятельно-стью.

 

Федерация- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или кон-ституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъекта-ми. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

 

Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

 

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Аме-рики с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы про-тив британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного го-сударства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

 

Федерация и ее виды.

Федерация - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или кон-ституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъекта-ми. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кро-ме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

 

Федерации свойственны следующие отличительные признаки:

— федеральное государство состоит из территорий субъектов федерации;

— субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимо-стью по всем вопросам внутренней и внешней политики, в результате они в большинстве федераций не являются государствами в собственном смысле;

— разделение власти по вертикали, предполагающее разделение предметов ведения и полномочий между федеральным правительством и правительством членов федерации;

 

— верховенство федерального законодательства над правом субъектов;

 

— субъекты федерации наделяются учредительной властью, т. е. правом принятия собственной кон-ституции, не противоречащей положениям федеральной;

 

— субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законодательные акты в преде-лах своей компетенции, действующие только на территории данного субъекта;

 

— субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную системы;

 

— высший законодательный орган государства имеет, как правило, двухпалатную структуру, кото-рая обеспечивает представительство всего населения страны, и субъектов;

 

— каждый гражданин субъекта одновременно является и гражданином федерации (двуединое, или совмещенное гражданство), что означает один и тот же объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта он проживает;

 

Федерации можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от принципа, на основе которого строится федерация, она может быть:

 

— административно-территориальной (США, ФРГ);

— национально-территориальной (были: СССР, Югославия, Чехословакия, сейчас: Бельгия, Индия, Пакистан);

— смешанной (Канада, Швейцария, РФ).

 

По способу образования выделяют договорные федерации, в основу которых положен договор (США), и конституционные Германия). По правовому статусу субъекты федерации подразделяются на симметричные, когда субъекты имеют одинаковый правовой статус (США), и асимметричные, в которых субъекты занимают неравное правовое положение (Индия, РФ).

 

Унитарное государство.

Унитарное гос-во это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образова-ний, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государ-ства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Ор-ганы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов.

 

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечива-ет государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

 

Унитарное государство

характеризуется:

— наличием единой конституции — основного закона для всей территории государства;

 

-— наличием общих законодательных, исполнительных и судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию на свою территорию, и полномочия которых не ограничиваются местными орга-нами власти;

 

— функционированием единой правовой системы;

 

— единой судебной системой, осуществляющей правосудие на всей территории на основе общих для всех правовых норм;

 

— единым гражданством, означающим единую гражданскую принадлежность для всего населения;

 

— одинаковым юридическим статусом административно- территориальных единиц и их равным положением по отношению к центральным органам власти;

 

— отсутствием политической самостоятельности у административно-территориальных образований, когда нет собственных законодательных и внешнеполитических органов;

 

— наличием достаточно широких полномочий в хозяйственной и социально-культурной сферах;

 

— функционированием единой денежной системы и одноканальной системы налогов, когда налоги поступают в центр, распределяющий их затем по регионам.

 

Конфедерация.

Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Аме-рики с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы про-тив британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного го-сударства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него —и к федеративному всеевропейскому государству.

 

58.Понятие, классификация и содержание функций государства.

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

 

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

 

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с ре-шением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направ-ления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставлен-ных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и на-правлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, кото-рые возникают в строго определенной области;

 

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

 

59.Внутренние функции государства.

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активно-сти воздействия государства на данное общество

 

Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам, ибо они охра-няют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономиче-ский потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капитали-стической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые ме-ры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

 

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифи-цируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

 

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число ос-новных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

 

 

Экономическая ф-ция. Государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав-ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Экономическая функция государства имеет ан-тикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной эконо-мики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Государство прини-мает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей.

 

Социальная функция государства многообразна по содержанию и масштабна по объему государст-венной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную на-пряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здраво-охранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирую-щие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.032 с.)