Программа и результаты исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа и результаты исследования



Проблема социологического исследования

Возникает потребность исследовать установки, планы студентов на создание семьи, а также выяснить какое место занимает семья в системе ценностей студентов. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день и требует безотлагательного разрешения.

Выборка

Для отбора респондентов в данном социологическом исследовании за генеральную совокупность возьмем несемейных студентов очного отделения Тюменского медицинского колледжа. Так как в данном исследовании нет необходимости в сплошном опросе, тем более, что он понесет материальные и временные затраты, стоит ограничиться определенным количеством респондентов.

В общем было опрошено 50 человек.

По полу:

· Мужчины – 20 человек

· Женщины – 30 человек

По очному отделению:

1 курс=43% - 26 человек

2 курс=21% - 14 человек

3 курс=16% - 10 человек

 

Таблица 1

Курс Сестринское дело Лечебное дело Акушерское дело
  61% 16% 23%
  55% 19% 26%
  52% 21% 27%

Таблица 2

Курс Сестринское дело Лечебное дело Акушерское дело
       
       
       

 

Эмпирический анализ

Несомненно, молодежь, являясь одной из неустойчивых в социальном отношении, категорией населения, в осуществлении своих планов не может надеяться только на себя. В советское время проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и идеология. Новое время диктует новые правила. Современное общество во многом оказывает влияние на ценностные ориентации молодого поколения. В ходе данного исследования выяснилось, что большая часть респондентов (66%) относятся к заключению брака положительно, т.е. в дальнейшем готовы создать семью, завести детей и т.д. Менее трети (28%) - пока не задумывались о создании семьи, и только 6% затрудняются ответить (пр.№2).

Если говорить про гендерные особенности, то здесь необходимо отметить, что девушки более расположены к заключению брака, нежели юноши (пр.№3). И это понятно, ведь девушки во все времена желают, мечтают выйти замуж, но скорее всего девушек привлекает не сам факт замужества, а процесс подготовки к свадьбе, сама свадьба. А мужской пол в данном вопросе наоборот со всей ответственностью подходит к решению жениться.

 

На вопрос «На Ваш взгляд, в каком возрасте нужно вступать в брак?» подавляющее большинство респондентов обоего пола ответили в 21–25 лет, т.е. после окончания учебного заведения, получения работы, когда человек более или менее адаптируется к взрослой самостоятельной жизни (пр.№8). Т.е. можно заявить о том, что студенты воспринимают брак не просто как какую–нибудь потеху, а как очень важный шаг в жизни каждого человека.

Социальное положение избранника имеет значение для большинства представительниц женского пола, в то время как для мужчин не имеет никакого значения. Так как у мужчин сохранились стереотипы того, что мужчина должен оставаться добытчиком, кормильцем всей семьи. Поэтому их не интересует социальное положение своей избранницы. А главой семьи подавляющее большинство (78%) респондентов считают, должен быть мужчина, что говорит о том, что, не смотря на все изменения, произошедшие в семье, молодежь считает, что мужчина все – таки должен быть ее главой или как говорят головой семьи, и только 20% - совместно.

На вопрос «Кто должен приносить основной доход?» почти половина респондентов (46%) ответили оба – и мужчина и женщина, что свидетельствует о том, что женщина сейчас находится на одном уровне с мужчиной, т.е. зарабатывает деньги, имеет собственное дело, участвует в общественной жизни общества.

Главной причиной распада семьи половина респондентов считают измену любимому человеку, четверть опрошенных утверждают, что скука является основной причиной расторжения брака, и 22% считают, что семья может распасться из–за совершенно разных характеров, которые не могут существовать вместе. Из этого следует, что огромное значение уделяется верности будущего супруга, его моногамности.

К раннему браку (т.е. до 18 лет) практически все относятся отрицательно, и лишь небольшая часть респондентов – положительно. Что свидетельствует, о том, респонденты ответственно подходят к вопросу о будущем создании семьи. А ранний брак расценивают как что–то несерьезное, легкомысленное, спонтанное (пр.№9).

На вопрос «Хотите или нет Вы в будущем создать семью?» практически все (86%) ответили согласием, и 12% не знают, хотят или нет создать семью. Это говорит о том, что студенты ориентированы на семью, что семья входит в их жизненные планы.

Практически все респонденты ответили, что хотят в будущем вступить в брак только по любви, небольшой процент ответивших боятся остаться на всю жизнь одни, и поэтому хотят вступить в брак и завести семью. Молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи (пр.№4).

Если говорить о том, на каком месте у студентов находится семья, то 40% респондентов отдали семье первое место в иерархии жизненных ценностей, 24% на втором, 18% на третьем, 10% на четвертом, 6% на пятом, и 2% на шестом месте (пр.№5).

Вышеуказанные данные говорят о том, что семья все–таки остается основной ценностью среди других жизненных немало важных ценностей. Что свидетельствует о том, что студенты как и в прошлые годы ориентированы на семью, и семья самое главное в их жизни.

Что касается основного препятствия создания семьи, то им, по мнению 36% ответивших является отсутствие собственного жилья, что свидетельствует о том, что основное препятствие не какие–то нравственные или этические принципы, а лишь материальные блага, которых не хватает для будущего создания семьи. Почти все ответившие считают необходимым узнать мнение родителей по поводу избранника, что в свою очередь также подтверждает ответственное и хорошо обдуманное решение о создании семьи (пр.№6).

Что же касается вопроса по поводу, приемлемо ли вступать в брак во время обучения в ВУЗе, то большинство мужчин ответили «Да, приемлемо», в то время как большинство женщин ответили «Нет, не приемлемо». Полученные данные говорят о том, что для девушек необходимо сначала получить образование, найти работу, и только затем создавать семью. По их мнению, семья будет мешать учебе. А юноши ответили согласием, потому что они могут жениться, у них родится ребенок, и все заботы лягут на плечи жены, а в жизни самих юношей мало что измениться.

В итоге можно сказать, что основная гипотеза подтвердилась.

Таким образом, в данной работе было изучено отношение, сложившееся у студентов на создание будущей семьи.

Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что формируя современную молодежную семейную политику, необходимо акцентировать внимание на преодолении основных противоречий в семейно-брачном поведении молодежи и инициировать новые подходы к укреплению социального института семьи. Семейная политика, прежде всего, должна строиться на принципе активной социальной поддержки молодой семьи, заинтересованности государственных институтов власти в преодолении кризиса брака и семьи (создании и внедрении программ семейного воспитания, преодолении нестабильности браков, высокого уровня семейных конфликтов и разводов, ориентации молодежи на гражданский брак, сокращении рождаемости и социального сиротства детей), принципах содействия самоорганизации и самообеспечения семьи, экономической поддержки нормальной семьи с детьми, стимулирования рождаемости и ориентации молодежи на модель семьи с несколькими детьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены основные понятия, функции, виды семьи и брака. Во многом, данные категории помогают лучше понять такое сложное, многогранное и многоаспектное явление как семья. Понятие семьи многогранно, и его нужно рассматривать с различных точек зрения. Чем и занимались, занимаются и будут заниматься ученые разных народов и поколений. Исследование, проведенное в рамках данной работы, дало возможность определить, как студенческая молодежь относится к будущему вступлению в брак, и естественно созданию семьи.

В конце хотелось бы отметить, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов XX в., новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко проявляется в большинстве студенческих семей. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Таким образом, исследование показало, современная молодежь ответственно относится к созданию семьи и планированию детей, считая необходимым для этого условием наличие собственного жилья и стабильный заработок. Основным мотивом создания семьи является любовь, а наличие детей в семье, по мнению молодёжи, укрепляет и гармонизирует отношения супругов. И хотя в основном молодые люди готовы создать семью в сегодняшних условиях, рожать детей они не торопятся, так как большим препятствиями для них является отсутствие собственного жилья и материально-бытовые проблемы.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1) Антонов А.И. Социология семьи, Инфра – М, Москва 2005 с.43 – 47, 255, 291;

2) Антонов А.И. Микросоциология семьи, Москва, 2005 с.28 – 37;

3) Безрукова О.Н. Социология молодежи, Учебно – методическое пособие, Санкт – Петербург, 2004 с.3, 18;

4) Бреева Е.Б. Основы демографии, учебное пособие, Москва, 2005,с.173, 180, 185, 195, 221;

5) Васильева Е.Н. Брак и семья в структуре ценностей молодежи, gerber.a@mail.ru;

6) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи, Феникс, Ростов – на - Дону, 2007, 257 – 263;

7) Гвишиани Д.М. Краткий словарь по социологии// Издательство политической литературы, 1989 с.369 – 370;

8) Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект// Социс,1999 с.130 – 133;

9) Долбик – Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости// Социс, 2003 №11 с.78 – 84;

10) Зимина Татьяна // www.nkj.ru;

11) Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации, 1998, №12 с.89 – 94;

12) Климантова Г.И., Ростовская Т.К. Молодая семья – демографический ресурс России, Москва, 2008 с.27 – 33;

13) Коряковцева О.А., Бобкова Н.Д. Комплексная поддержка молодой семьи, Курган, 2007;

14) Лаборатория социологических исследований Курганского Государственного Университета, Положение молодежи в Курганской области;

15) Лисовский В.Т. Советское студенчество, социологические очерки// Высшая школа, Москва, 1990 с.242 – 264;

16) Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы// Социс, 2004 №5 с.65 – 73;

17) Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологический и демографический аспекты, Учебное пособие, Новосибирск, 2001 с.8,9,14;

18) Рощин С.Ю., Рощина Я.М. Заключение и расторжение брака в современной России: микроэкономический анализ// Мир России, 2007, Т.XVI № 4, с.113 – 147;

19) Тюгашев Е.А. Семьеведение, Учебное пособие, Новосибирск, 2006, 11, 23 – 35;

20) Черняк Е.М. Социология семьи, Москва, 2004 с.207 – 231.

 

Приложение №1

АНКЕТА

Просим Вас принять участие в социологическом опросе студентов Тюменского медицинского колледжа. Опрос проводится с целью изучения причин, влияющих на решение вступать или не вступать в брак.

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и относящиеся к нему варианты ответов, а затем выберите тот из них, который наиболее совпадает с Вашим мнением, пометьте его любым удобным для Вас знаком. В некоторых случаях ответ можно вписать самому на отведенных для этого строчках. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде, что гарантирует Вашу анонимность. Заранее благодарим за заполнение анкеты!

1. Как Вы относитесь к заключению браку?

1.1 Положительно

1.2 Отрицательно

1.3 Пока не думал об этом

1.4 Затрудняюсь ответить

2. Считаете Вы или нет приемлемым вступать в брак во время учебы?

2.1 Да, это приемлемо

2.2 Нет, брак мешает учебе

2.3 Зависит от ситуации

2.4 Не знаю

3. Считаете Вы или нет нужным, советоваться с родителями по поводу Вашего избранника или избранницы?

3.1 Конечно, нужно узнать мнение родителей

3.2 Нет, не нужно, это мой выбор

3.3 Не знаю

4. Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак?

4.1 От 16-17 лет

4.2 От 18-20 лет

4.3 От 21-25 лет

4.4 От 26-30 лет

4.5 От 30 и старше

5. Как Вы относитесь к межнациональным бракам?

5.1 Положительно

5.2 Отрицательно

5.3 Затрудняюсь ответить

6. Имеет для Вас значение или нет социальное положение Вашего(-ей) избранника(-цы)?

6.1 Да, имеет

6.2 Нет, не имеет

6.3 Не знаю

7. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?

7.1 Мужчина

7.2 Женщина

7.3 Совместно

7.4 Затрудняюсь ответить

8. Кто в семье должен приносить основной доход?

8.1 Мужчина

8.2 Женщина

8.3 Оба

8.4 По обстоятельствам

8.5 Затрудняюсь ответить

9. Что на Ваш взгляд может явиться главной причиной распада семьи?

9.1 Скука

9.2 Измена

9.3 Отсутствие денег

9.4 «Не сошлись характерами»

9.5 Свой вариант___________________________________

9.6 не знаю

10. Когда Вы встретили свою первую любовь?

10.1 В детском саду

10.2 В институте

10.3 В школе

10.4 Еще не встретил(а)

10.5 Свой вариант__________________________________

11. Как Вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

11.1 Положительно

11.2 Отрицательно

11.3 Затрудняюсь ответить

12. Хотели ли бы Вы в будущем создать семью или нет?

12.1 Да, хочу

12.2 Нет, не хочу

12.3 Не знаю

13. Какая для Вас самая основная причина вступления в брак?

13.1 Любовь

13.2 Одиночество

13.3 Расчет

13.4 Свой вариант___________________________________

13.5 не знаю

16. Есть ли у Вас друзья, состоящие в браке?

15.1 Да

15.2 Нет

17. Одобряете ли Вы их поступок?

16.1 Одобряю

16.2 Не одобряю

16.3 Затрудняюсь ответить

18. Расставьте номера в порядке возрастания значимости ценностей, где цифра 1 означает самое большое значение, а 8 – наименьшее:

Ценности Ваша оценка от 1 до 8
  Дружба  
  Карьера  
  Дети  
  Деньги  
  Семья  
  Любимая работа  
  Образование  
  Любовь  

 

18. Что, по вашему мнению является основным препятствием создания семьи?

18.1 Отсутствие собственного жилья

18.2 Низкая заработная плата

18.3 Учёба

18.4 Отсутствие постоянной работы

18.5 Свой вариант __________________________________________________

18.6 не знаю

О себе:

19. Ваш пол?

19.1 Мужской

19.2 Женский

20. На каком курсе Вы учитесь?

20.1 На 1 курсе

20.2 На 2 курсе

20.3 На 3 курсе

 

21. На каком отделении Вы учитесь?

21.1 Лечебное дело

21.2 Сестринское дело

21.4 Акушерское дело

 

Спасибо за участие в исследовании!

 

 

Приложение №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.073 с.)