Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психосоматические взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
явления воздействия психического, личностных компонентов человека на его внутреннюю, физиологическую среду организма. П.в. лежат в основе самовнушения, их эффект используется при аутогенной тренировке, в психотерапии. По оценкам представителей психосоматической медицины, около 50% всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер. Психостимуляторы см.: психотропные средства. Психотерапия (от греч.psycho... и therapeia – уход, лечение) – система психических вербальных и невербальных воздействий на психику человека с целью его лечения или содействия ему в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности; отрасль современной медицины, изучающая психосоматические явления. Психотехника (от греч. psycho... и techne – искусство, мастерство) – отрасль психологии, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной степени совпадает с психологией труда. Термин был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном, а в 1908 г. его соотечественник Г.Мюнстерберг сделал попытку оформить п. как науку, определив ее содержание и методы. Широкое распространение в 20-30-е гг. п. получила в СССР (в этот период издавались журналы "Психология труда и психотехника" (с 1928 г.), а с 1932 г. – "Советская психотехника"). Для п. 20-30-х гг. были характерны и неизбежные ошибки роста, чрезмерное увлечение тестами, что породило у некоторых практиков, педагогов, психологов критическое отношение к ней. В настоящее время содержание п., ее проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной, инженерной, прикладной психологии. Психотропные средства (от греч.psycho... и tropos – поворот, направление) – группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику.Существуют п.с.подавляющие и успокаивающие центральную нервную систему (аминазин, галоперидол, седуксен и др.); психоаналептики – стимуляторы психической активности, настроения, работоспособности (фенамин, кофеин, сиднокарб и др.); психодизлептики – вещества, дезорганизующие деятельность мозга (диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и др.); вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение,память, работоспособность и т.д.) – нейрепептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и др. Психофармакология (от греч. psycho..., pharmakon – лекарство и logos – учение) – отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на организм. Психофизика психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул. В настоящее время в п. выделились два больших раздела – психофизика – I и психофизика – II. П. – I – раздел психофизики, исследующий проблему измерения сенсорной чувствительности, порогов ощущений. П. – II – раздел психофизики, исследующий проблему психофизиологических шкал. Психофизиологическое обследование комплекс мероприятий направленный на изучение физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений. Психофизическая проблема в широком смысле вопрос о значении психических явлений в мире физической природы; в более узком – о соотношении между психическим и физиологическим. Психофизический параллелизм (от греч. parallelos – рядом идущий) решение психофизической проблемы в духе дуализма, согласно которому психическое и физическое (физиологическое), хоть и неотделимы друг от друга, причинно-следственных связей между собой не имеют, а являются самостоятельными функциональными системами. Пульс (от лат. pulus – удар, толчок) – синхронное с сокращениями сердца периодическое толчкообразное расширение кровеносных сосудов, и определяемое на ощупь (пальпация). У взрослого человека в состоянии покоя частота пульса составляет 60-80 ударов в минуту. Измерение пульса – важный обьективный показатель изменения физиологических и психических состояний человека, используется как один из показателей при полиграфическом исследовании. Работоспособность способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент р. – дееспособность. Рабочее место часть пространства, приспособленное для выполнения работником производственного задания, первичное звено предприятия. Рабочее место см.: сенсорное поле, моторное поле. Радомизированный эксперимент эксперимент, в котором действие независимой переменной проверяется на большой выборке с выделением для сравнения контрольной группы, где эта переменная не действует. Предложен Р.Фишером. Развитие направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных обьектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование. Применительно к р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенез, филогенез и др. Развития принцип методологический принцип, требующий изучение психических явлений в процессе их развития, является одним из основных для отечественной психологической науки. Методологической реализацией Р.п. выступает генетический метод (см). Раздражимость (возбудимость) свойство внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов реагировать изменением структур и функций на действие факторов внутренней и внешней среды. Ранг матрицы наибольшее число линейно-независимых строк (или столбцов) матрицы. Распознавания образов теория научное направление, основывающееся на данных психологии и физиологии, теории вероятностей и связанное с разработкой принципов и построением систем (в т.ч. на базе ЭВМ), предназначенных для определения принадлежности данного обьекта к одному из заранее выделенных классов обьектов. Распределение в математической статистике одно из основных понятий теории вероятностей, отражающее вероятность принятия какой-либо случайной величины того или иного конкретного значения. Распределение внимания одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких обьектов, явлений (обычно до 6-10). Рассеянность функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности, концентрации внимания на конкретном виде деятельности. Растормаживание устранение внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга при действии какого-либо нового раздражителя. Рационализация защитный механизм сокрытия субьектом от своего сознания (путем самооправдания, придумыванием искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.). Р. направлена на сокрытие социально, личностно неприемлемых мотивов, потребностей (см. защита психическая, вытеснение). Реабилитация (от лат. rehabilito – восстанавливаю) – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесенных заболеваний и травм физическими и психическими возможностями. Реактивные состояния (от лат. re – против и actio – действие) – психические состояния, в клинической картине которых отражаются содержание психических травм (психогении). Выделяют следующие виды р.с.: 1) реактивные депрессии, когда психическая травма приводит к угнетенному состоянию, малоподвижности, сосредоточенности на происшедшем; 2) аффективно-шоковые состояния, возникающие как реакция на сильный стрессор. Реактология (от лат. re – против, actio – действие и греч. logos – учение) – направление в советской психологии 20-х – начала 30-х гг. нашего века, трактовавшее психологию как "науку о поведении" живых существ, в том числе и человека, центральной категорией которой считалась "реакция" как универсальное для всех живых существ, как ответ целого организма, а не отдельного органа. Данная теория была обоснована К.Н. Корниловым как средство "улучшения" рефлексологии. Психологические дискуссии начала 30-х гг. привели к отказу от реактологических схем, близких к бихевиоризму. Реакции психические (от лат. re – против, actio – действие) – непосредственное отражение психикой воздействующих на нее раздражителей. Для р.п. характерно: латентное время, то есть время между началом раздражения и началом психической реакции; продолжительность, то есть время от начала реакции до ее конца; точность, то есть адекватность степени раздражения силе раздражителя. П.р. можно условно подразделить на эмоциональные, речевые, психомоторные, мыслительные и др. Реакция действие, состояние, процесс возникающие в ответ на какое-либо воздействие. Реакция слежения вид сенсомоторной реакции на непрерывное изменение обьекта. Р.с. проявляется, например, при ведении оператором РЛС цели и т.д. Реальность обьективная (от лат. realis – действительный) – действительно существующий вне и независимо от сознания человека мир материальных явлений, процессов, обьектов. Реальность субьективная действительно существующее психическое, субьективное отражение; явления психики, сознания. Регрессионный анализ метод математической статистики, исследующий регрессионные зависимости. Цель р.а. состоит в определении общего вида уравнения регрессии, построения оценок независимых параметров, входящих в уравнение регрессии, и проверке статистических гипотез о регрессии. Регрессия (в теории вероятностей и математической статистике) – зависимость среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от совокупности факторов. В отличие от функциональной зависимости в регрессионной одному и тому же значению Х могут соответствовать разные значения Y. Регрессия поведения форма психической защиты, выражающаяся в возвращении к более примитивным, нередко детскому типам поведения. Р.п. проявляется в стрессовых ситуациях. Редукция (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – восстановление прежнего состояния, сведение сложного к более простому; в психологии р. имеет нередко негативный аспект – сведение психических процессов к молекулярным, физиологическим, трактовка сложных психических явлений на базе "коллективных представлений", социальных стереотипов. Данные попытки получили название редукционализма в психологии. Резистентность (от лат. resistere – сопротивляться) – устойчивость к чему-либо, сопротивляемость. Клеточная резистентность – устойчивость клеток по отношению к действию различных внешних агентов. Рейтинг (от англ. rating – оценка, порядок, классификация) – оценка явления субьектом по заданной шкале. Если в качестве субьектов выступают эксперты – имеет место метод экспертных оценок. Рейтинг-шкала шкала для количественной фиксации степени выраженности явления на основе экспертных оценок. Рекапитуляция (от лат. rekapitulatio – повторение) – сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза (см.). Реклама один из способов распространения военно-профессиональной информации с целью создания условий для эмоциональной вовлеченности, идентификации и последующего самоопределения молодежи к воинской службы. Релаксация (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) – процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижения состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – метафизический принцип, абсолютизирующий относительность и условность содержания познания. Применительно к познанию психических явлений релятивизм смыкается с агностицизмом. Реминисценция (в психологии) (от лат. reminiscentia – воспоминание) – воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями. Обычно первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное. Репрезентативность (от франц. representatif – представляющий собой что-либо, показательный) – в статистике – главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответствующим характеристикам генеральной совокупности, которую она представляет. Респондент (от англ. respondent – отвечающий) – участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др. Ретикулярная формация (от лат. reticulum – сеточка и formatio – образование) – сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (в продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх). Термин р.ф. введен немецким ученым О. Дейтерсом. В области р.ф. осуществляется взаимодействие поступающих в нее как восходящих – афферентных, так и нисходящих – эфферентных импульсов. Иследование р.ф., ее взаимодействие с другими подкорковыми структурами коры головного мозга позволило уточнить нейрофизиологические механизмы боли, аффективного внимания, формирования целостных условнорефлекторных реакций, развития различных мотивационных и эмоциональных состояний организма. Ретроактивное торможение (от лат. retro – обратно, назад и activus – действительный) – эффект забывания ранее заученного материала после изучения последующего. Ретроградная амнезия (от лат. retrogradus – идущий назад, mneme – память) – частичное или полное забывание прошлых событий в результате травмы или заболевания головного мозга. Ретроспекция (от лат. retro – назад, specio – смотрю) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Референтная группа (от лат. referenc – сообщающий) – микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются личностью как свои внутренние, как эталон для подражания, на ценностные ориентации которой она ориентируется в своем поведении и при самооценке. Референтометрия методика исследования взаимоотношений, ценностных ориентаций в референтных микрогруппах. (см.: метод референтометрический). Рефлекс (лат. reflexus – отражение) – закономерно возникающий ответ организма на раздражение. Р. делятся на две группы: безусловные – врожденные ответы организма на раздражители и условные – ответы организма на раздражители, формирующиеся в процессе деятельности в зависимости от ряда условий. Рефлекс (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды. Рефлекс безусловный см.: безусловный рефлекс. Рефлекс условный см.: условный рефлекс. Рефлексия (от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией. Рефлексогенные зоны области расположения в организме специфических рецепторов, раздражение которых вызывает те или другие специфические безусловные рефлексы. Рефлексология естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 19ОО-193О гг., главным образом в России, связаное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников. По своей сути р. близка к реактологии и бихевиоризму. рефлекторная дуга (нервная дуга) совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. Она состоит из рецептора, афферентного нерва, центральной части, эфферентного нерва и эффектора (мышца или железа). Термин р.д. был уточнен позднее термином "рефлекторное кольцо". Рефлекторное кольцо совокупность рефлексов, взаимосвязанных с элементами обратной афферентации. Данный термин обоснован Н.А. Бернштейном и П.К. Анохиным. Рефрактерность (от франц. refractaire – невосприимчивый) – кратковременное снижение или отсутствие возбудимости нервной и мышечной ткани непосредственно вслед за потенциалом действия. Рецепторы (от лат. receptor – принимающий) – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Р.делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы). Рецепция (от лат. receptio – принятие, прием) – процесс физиологического отражения физических стимулов в рецепторе, преобразование различных видов раздражения в нервный сигнал. Реципиент (от лат. recipientis – получающий) – субьект, воспринимающий адресованные ему сообщения (в отличие от реагирующего на них – респондента). Речь процесс общения людей при помощи сложившихся в общественном развитии языка. Речь одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли. Решительность качество личности, черта характера, проявляющаяся в способности самостоятельно принимать ответственные решения и активно, целеустремленно действовать в целях их выполнения в разнообразных ситуациях. Ригидность (от лат. rigidus – окоченелый, оцепенелый, косный) в психологии – одна из фиксированных форм поведения, выражающаяся в упорном и непроизвольном повторении или продолжении определенного акта поведения (зачастую в ситуациях, которые объективно требуют прекращения или изменения этого поведения). Ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый) в физиологии – состояние мышц, характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим усилиям; в психологии – трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субьекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях. Риск (от франц. risque – подвергаться опасности) – деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе. Риторика (от греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве. Классическая р. в Древней Греции и в Риме делилась на 5 частей: 1. систематизация содержания речи и используемых в ней доказательств; 2. выделение в речи структурных элементов – вступления, изложения сути, заключения; 3. словесное выражение мысли – (простой, средний, высокий стили речи); 4. запоминание речи; 5. произнесение речи. С момента своего зарождения р. основывалась на данных психологических наблюдений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.012 с.) |