Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет исследования (в психологии)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта исследования. Предмет психологии закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека. Предметно-рефлексивные отношения интериоризированная (см. интериоризация) система рефлексивных (см. рефлексия) связей субьекта с другими людьми, основывающаяся на способности мысленного отражения позиции другого человека, его субьективных переживаний. Предметно-ценностное единство коллектива характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единство в практической деятельности по ее достижению (А.Петровский и др.). Предрассудки (букв. мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления) – выступающая в форме суеверия и предубеждения установка, препятствующая адекватному восприятию той или иной информации, действия, субьекта. Как правило п. имеют социально-экономические и психические корни. П. могут выступать как защитные механизмы личности, которая проецирует на "чужака" свои собственные неосознаваемые конфликты, отрицательные качества. Представления психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Предчувствие интуитивное прогнозирование развития тех или иных явлений. Престиж (от франц. prestigе – авторитет, влияние) – мера признания заслуг той или иной личности в данной социальной среде; результат соотнесения социально значимых характеристик субьекта со шкалой ценностей, присущей данной общности. Привычка сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности. Призвание соответствие способностей личности выбранной ею сфере профессиональной или иной деятельности в единстве с выраженными мотивами (осознанными или неосознанными) этого выбора. Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т.д. Принцип активности сознания личности принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный редуцировать внутренние причины развития, саморазвиваться. Принцип всесторонности (в психологии) принцип, требующий анализа психических явлений в их всесторонней, многогранной связи с окружающим миром и между собой. Принцип детерминизма (в психологии) принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. (см. концепция куммулятивных причин в психологии). Принцип деятельностного опосредования – один из принципов деятельностного подхода, требующий рассматривать развитие и функционирование психики личности, коллектива, межличностных отношений в аспекте детерминации их содержания целями осуществляемой деятельности. П.д.о. как бы распространяет действие принципа единства психики и деятельности на группы, коллективы. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий принцип психологии, требующий "идти к познанию внутреннего содержания личности, ее переживаний, ее сознания исходя из внешних данных ее поведения, из дел ее и поступков" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: 1959, с.183). Принцип единства и борьбы противоположностей принцип, выражающий требования закона единства и борьбы противоположностей; применительно к познанию психических явлений он означает необходимость выявления противоречий, источника развития и саморазвития психики. Принцип единства исторического и логического принцип, требующий, чтобы логика познания психического явления воспроизводила логику его развития, его историю. Применительно к познанию психики исторический подход имеет как бы двойное содержание: он вкелючает в себя как историю развития психики вообще (филогенез психики), так и историю развития психики конкретной личности (онтогенез психики), которая рельефно проявляется в жизненном пути, биографии. Применительно к познанию конкретного психического явления исторический подход проявляется в анализе его генезиса. Принцип единства психики и деятельности принцип, требующий рассматривать все психичесаие изменения через призму деятельности личности, коллектива, общности. Принцип единства содержания и формы принцип, требующий познания психических явлений через форму их проявления, выявления диалектического соотношения формы и содержания психических явлений. Принцип единства явления и его сущности принцип, требующий проникновения в сущность, в систему закономерностей развития психики через их разнообразное проявление. Принцип личностного подхода принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолированно от их субьекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств. Принцип научности принцип, требующий обьективного, верного исследования психических явлений, способствующего установлению истины. Принцип обьективности принцип, требующий проникновения в суть психического явления, не внося при этом нечто не присущее данному явлению имманентно, не внося в него свойств познающего субьекта, того, что идет от самого исследователя – субьекта познания; то есть не внося в познания субьективного. "Путь исследования чувственных явлений, идущих от внешнего мира, от вещей, есть путь их о б ь е к т и в н о г о исследования" (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975, с.50). Принцип отражения принцип, требующий рассматривать психические явления как отражение обьективного, социального мира и как отражение самих субьективных явлений (вторичное отражение). Принцип отраженной субьектности принцип экспериментального исследования личности как субьекта представленного в жизнедеятельности других людей. Исследование личности исходя из п.о.с. проводится косвенно, опосредованно – путем обследования, изучения людей, которые являются носителями отраженной субьектности исследуемого индивида. На этом принципе построены методики репертуарных и др. тестов. Принцип отрицания отрицания принцип, отражающий требование закона отрицания отрицания. Применительно к познанию психических явлений он означает необходимость выявления связи данных психических явлений с предшествующими. Принцип перехода количественных изменений в качественные принцип, выражающий требование закона перехода количественных изменений в качественные; применительно к познанию психических явлениях он означает, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в психичееских явлениях в определенный момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Примером этого может служить эффект куммулятивных причин и др. Принцип развития принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П.р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния – филогенеза психики и развития психики конкретного человека – онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать различные психические компоненты личности в их развитии – потребностно-мотивационная сфера, характер, личностные качества и т.д. и т.п. Принцип реальности принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому инстинкты, влечения, бессознательное, "Оно", "Я" проявляются через фильтры требований, предьявляемых реальными ситуациями, они не могут удовлетворяться в социально отвергаемых формах. Принцип самодетерминации принцип психофизиологии, требующий искать причины поведения организма не столько во внешней среде, внешних влияниях, сколько в самом организме, в котором эти воздействия представлены "в снятом виде" (А.А.Ухтомский и др.). Принцип системности принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, а целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов. П.с. имеет много общего с принципом личностного подхода. Принцип удовольствия принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому активность личности проявляется в бессознательном, спонтанном стремлении избегать отрицательных эмоций (неудовольствия) и достигать положительных эмоций (удовольствия). П.у. как бы противостоит принципу реальности. Диалектическая дистрибуция этих двух принципов по теории З.Фрейда в значительной степени определяет направленность активности личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.007 с.) |