Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Избирательность восприятия (селективность)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
выделение каких-либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты – как ее "фон". Измерение (квантификация) (в психологии) фиксация количественных характеристик, количественная оценка различных психических явлений. И. допускает использование математических методов. Наиболее широко и. используется в психофизике, при тестировании. И. проводится в шкалах наименования, порядка, интервалов, отношений. Иллюзия (от лат. illusio – ошибка, заблуждение, illudo – обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – 1) Неадекватное отражение воспринимаемого обьекта и его свойств. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты. Имбецильность (от лат. imbecillus – слабый, немощный) – выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Имидж (от англ. imadg – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо (например, и. политического деятеля и др.). Имманентный (от лат. immanens – свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности. Импозантность (от франц. imposant – внушительный) (в психологии) – качество личности, способствующее положительному восприятияю ее как основательной, надежной, внушительной, величественной, представительной; способность производить положительное впечатление, привлекать внимание своим внешним видом, манерами поведения. Импритинг см.: запечатление. Импульс нервный возбуждение распространяющееся по нервному волокну и обеспечивающее передачу информации от периферических рецепторов (чувствительных окончаний) к нервным центрам, внутри центральной нервной системы и от нее к исполнительным аппаратам – мускулатуре, железам внутренней и внешней секреции и др. Биоэлектрическая единица и.н. – потенциал действия. Скорость и.н. составляет от 0,5 м/сек до 120 м/сек. Частота и.н. в различных волокнах составляет от 50 до 1500 колебаний в секунду. Импульсивные состояния психические расстройства, характеризующиеся спонтанными, внезапными, немотивированными, неконтролируемыми сознанием, непреодолимыми стремительными порывами, неадекватным реагированием на ситуации. И.с. – один из видов психических потерь в бою. Импульсивный (от лат. impulsus – толчек, побуждение) – склонный действовать под влиянием внезапного побуждения, ситуации при недостаточном контроле со стороны сознания. Ингибиция социальная (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполненяемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Индекс (от лат. index – указатель, список, опись) – 1) Указатель, реестр имен, названий и т.п. 2) Условное обозначение (буквенное, цифровое или комбинированное) в системе какой-либо классификации. 3) Числовой или буквенный указатель, которым снабжаются математические вывражения для того, чтоб отличать их друг от друга (например, а1, а2 и т.д.). В психологии это чаще относительная величина, качественно характеризующая ту или иную совокупность явлений. Индетерминизм (от лат. in – приставка со значением отрицания и defermino – определяю) – теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним термина "свобода воли". Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности. Индивидуализм черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму. Индивидуальная психология одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, и.п. получила в 20-е г. нашего века. Индивидуальность интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Индивидуальный стиль деятельности устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. И.с.д. становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Он позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при ее выполнении различными способами, приемами. И.с.д. может быть как оптимальным, так и не оптимальным с точки зрения эффективности деятельности. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности. Индифферентность (от лат. indifferens – безразличный) – нейтральность, равнодушие, безучастность. Индуктор (от лат. induco – ввожу, побуждаю) – субъект, адресующий сообщение реципиенту. Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) – 1) В физиологии: динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в других и наоборот. 2) В логике, психологии: вид умозаключения, логический метод исследований, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к более общему. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Индуцированное движение кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением объектов, окружающих его. (Например: движение луны, индуцированное движением облаков). При организации наблюдения за каким-либо объектом следует учитывать эффект и.д. Инертность (от лат. inertis) – низкая активность, бездеятельность, неподвижность. В современной физиологии высшей нервной деятельности и психологии термин и. все чаще используются для характеристики некоторых относительно неизменных, относительно устойчивых свойств нейродинамики, психики в целом, их отдельных компонентов. Инженерная психология (от франц. ingenieur – специалист в области техники) – отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием закономерностей функционирования системы "человек – машина". Инивидуально-психические особенности устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах. Инсайт (от англ. insight – постижение, озарение) – внезапное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом, решение проблемы. Понятие и. введено гештальтпсихологией. Инстинкт 1) сложная врожденная форма безусловно-рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения; 2) врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением. Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм и. как безусловнорефлекторный; понятие и. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными. Инстинкт жизни термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо. Интеграция групповая (от лат. integer – целый) – процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Уделяется большое внимание исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимость от эмоционально-волевых особенностей личности. Исходя из диалектико-материалистической методологии, отечественные психологи признают зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни. Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Интеллектуальные качества качества личности, являющиеся результатом образования, научения и непосредственно определяемые уровнем развития мышления личности. Интеллектуальные качества качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. И.к. являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок. Данные качества носят личностный характер. Однако в некоторых случаях и.к. рассматриваются как нечто отличное от личностных. И.к. являются компонентом любой профессиограммы. Таким образом, в различных смысловых ситуациях понятие и.к. употребляется с несколько иным содержанием. Интеллигентность (от лат. intelligens – понимающий, мыслящий) -совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к богатствам мировой культуры, следование велению совести и чувству справедливости, о его способности к состраданию, порядочности и тактичности, терпимости к инакомыслию, принципиальности и чувстве меры, позволяющие отнести его к носителям передовой культуры. Интенция (от лат. intentio – стремление) – цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет, форма проявления познавательной потребности личности. Исторически данное понятие предшествует появлению термина установка. Интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) – направление в западной социальной психологии (Дж. Г.Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе которого реализуется способность человека "принимать роль другого" и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу. Структура личности с точки зрения и. зависит от характера непосредственного взаимодействия с окружающими, которое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, ролевыми ожиданиями, социальными установками партнеров по взаимодействию. Интербихевиоризм бихевиористская школа (И. Контор и др.) основное внимание в исследовании уделившая не связи между стимулом (S) и реакцией (R), а характеру их отношений. Интерес (от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту. Интерес одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к обьекту. И.личности обычно является социально обусловленным. Интериоризация (от фр. interiorisation – внутренний) – букв.: переход извне во внутрь. В психологию понятие и. введено французским социологом Э. Дюркгеймом, отождествлявшим его с социализацией. И. – одно из основопологающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате и., становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место и. занимает в работах французских психологов П. Жане, Ж. Пиаже. Интернал тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятельства. Для и. характерно умение вызывать доверие у людей, находить контакты с ними, особая чувствительность в межличностных отношениях, к оценке себя окружающими. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерорецепторы (от лат. interior – внутренний и receptor – принятие, прием) – группа нервных окончаний – рецепторов, рассеянных во внутренних органах и тканях и воспринимающих раздражения из внутренней среды организма. Термин предложен английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Интерференция (от лат. inter – между, взамен, и ferens – несущий) (в психологии) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения другой информации, которой оперирует человек. Интерференция навыков (от лат. inter – взаимно и ferentis – переносящий) – ослабление/усиление имеющихся навыков под влиянием вновь приобретенных или усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже имеющихся. Интимность особый характер межличностных отношений, придающий им предельную откровенность, глубокую привязанность, преданность, близость. Интонация (от лат. intono – громко произношу) – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психологических исследований и. речи содержит в себе информацию не меньшего обьема, чем ее смысловое содержание. Интрапсихический конфликт термин психоаналитических школ, обозначающий эмоциональное напряжение как следствие конфликта в бессознательном. Интроверсия направленности личности на себя, на собственные ощущения, переживания, чувства и мысли. Интроверсия (от лат. intra – внутри и versare – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное "Я", личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом. Интроверт тип личности (по классификации З. Айзенка, К. Юнга и др.), активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного интроверта характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям, профессиям не связанным с общением, с работой с людьми. Интровертированность индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу. Интроекция (от лат. intro – внутрь и jacio – бросаю, кладу) (в психологии) – процесс включения индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, установок, мотивов других людей. И. является психическим механизмом идентификации. Ее противоположностью является проекция. В теории познания Р. Авенариуса этот термин имеет значение недопустимости вкладывания в мозг человека воспринимаемых образов. Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) – синоним самонаблюдения, постепенно все реже и реже употребляется как научная категория. Интуиция (от позднелат. intuitio – пристально смотреть) – специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства, аппроксимально; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли – истина. И.бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей необходимо доказательство. Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры. Инфантилизм личностный (от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид которому свойствен И. (инфантил), при нормальном ил даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Информант (от лат. informatio – разьяснение, изложение) – субьект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора о его ходе, об особенностях своего взаимодействия с обьектом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.014 с.) |