Адаптация социально-психическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптация социально-психическая



(от лат. socialis – общественный) – оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

Адаптация социально-психологическая

взаимодействие личности с социальной средой. Результат А.с.-п. личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения, деятельности, принятых в обществе, и самоопределение. А.с.-п. предполагает активное принятие и усвоение личностью норм, ценностей, традиций коллектива, статуса и социальной роли, как члена коллектива, семьи, окружения.

Адекватность ощущения

(восприятия) – соответствие субъективного образа оригиналу: обратное А.о. (отражение образа) является иллюзия восприятия.

Адекватный

(от лат. adaequatus -приравненный) – равный, тождественный, соответствующий, вполне подходящий для данных условий.

Аккомодация

(от лат. accomodatio) – 1.(в биологии и медицине) механизм изменения кривизны хрусталика глаза, посредством которого поддерживается четкое изображение предмета в сетчатке даже при постоянном изменениии расстояния до предмета; 2. (в языкознании) частичное приспособление смежных гласного и согласного звуков.

Акрофобия

(от греч. akros – самый высокий и phobos – страх) – страх высоты, боязнь находиться на высоте.

Активация

(от лат. activus – деятельный) – состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности.

Активное социально-психологическое обучение

см.: социально-психологический тренинг.

Активность

всеобщая характеристика живых существ, динамика преобразования или поддержания значимых связей с окружающим миром. Различают формы А.(механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

Активность личности

вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляется в характере.

Активность психическая

процесс психического отражения. в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Актуализация

процесс перевода определенных психических и физиологическихз явлений (зафиксированной в памяти информации, какой-либо потребности и т.д.) в структуру текущей деятельности.

Акцентуация характера

понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А.х. отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильность характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации.

Акцентуированная личность

(от лат. accentus – ударение) – личность с характерологическими отклонениями от нормы выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера; им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера граничат с психопатиями. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые "места наименьшего сопротивления", особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые является для данных личностей являются психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) а. х. Основными типами а. х. являются: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий (параноидальный), демонстративный (истероидный), дистимный, неустойчивый (экстравертированный), конформный. Однако чаще встречаются не чистые типы а. Характера (личности), а промежуточные, смешанные. Теорию акцентуированных личностей развил немецкий психиатр и психолог К. Леонгард.

Акцептор результатов действия

(от лат. acceptor – принимающий) – психофизиологический механизм, прогнозирования и оценки результатов деятельности, действия путем извлечения из памяти модели предполагаемого результата в процессе принятия решения. Термин введен отечественным ученым-физилогом П.К. Анохиным в процессе разработки теории функциональных систем.

Алгоритм

(от лат. algorismus) – точное, однозначное описание, предписание, задающее на основе определенной системы последовательность конкретных действий для решения конкретной задачи; в математике – описание порядка и правил вычислений при заданных условиях.

Альтруизм

(от лат. alter – другой) – система ценностных ориентаций личности выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности; этический принцип, выдвигающего в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной обьщности. Данный термин используется как противоположный понятию эгоизм.

Амбивалентность

(от греч. amphi – приставка со значением двойственности, и от лат. valentia – сила) – сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Данное психическое состояние личности обычно носит характер внутреннего конфликта.

Амнезия

(от греч. а – отрицательная частица и mneme -память) – патологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, вызванными различными локальными поражениями мозга.

Анализ

одна из операций мышления. Это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Обратная процедура мышления – синтез.

Анализ

(от греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых рассматривается в отдельности; одна из основных операций мышления. Соединение вычлененных из целого элементов осуществляется с помощью синтеза.

Анализ ошибок

один из методов обработки эмпирических данных и рассматривает анализ отклонений от нормативно заданного протекания трудового процесса,возникающих по вине человека.Осуществляется на основании сравнительного анализа информации,полученной при изучении документации по авариям,травматизму,наблюдений за процессом труда,экспертной оценки.

Анализ результатов деятельности

один из основных методов исследования психики личности, заключающийся в ее оценке на основе сделанного, ее социальной активности.

Анализатор

орган, обеспечивающий образование ощущений и и восприятий. А. состоит из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга. Различают А. зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, двигательный.

Анализатор

орган ощущения (зрительный, слуховой а. и т.д.). А. состоит из периферического рецептора, проводящих нервных путей, центрального участка головного мозга, отвечающего за деятельность данного а.

Аналитическая психология

система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой как и в концепции психоанализа фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.

Аналогий метод

(от греч. analogоs – соответственный, соразмерный) – логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным, в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций. При этом сравниваемые предметы, явления в целом являются различными.

Аналогия

в психологии (греч. analogia – сходство) – сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребности; А. – имеет большое значение для понимания развития психики.

Анамнез

совокупность сведений, которые собирают от больного для установления диагноза и прогноза. Различают:

Медицинский анамнез

включает расспрос о проявлениях (жалобы больного) и течении болезни, а также о прошлой жизни. Последний включает сведения о прошлых заболеваниях, наследственности, о семье, профессиональной деятельности, об условиях жизни, вредных привычках и др. М.А. в субъективных жалобах больного призван раскрывать объективные проявления болезни;

Психологический анамнез

отличается от медицинского тем, что его задачей является получить от больного сведения для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, в особенности, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила всю эту систему. П.А. в данных о течении болезни и жизненном пути призван выявить, какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Внешне медицинский и психологический анамнез как методы исследования весьма сходны – расспрос может идти по одному плану, но их цель и использование полученных данных совершенно отличны. Психологический анамнез также делится на анамнез болезни и анамнез жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.013 с.)