Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атлетический тип человека (атлетик по Э. Кречмеру)

Поиск

(от греч. – athletes – борец) – конституционный тип человека, выделяемый на основе классификации по признаку вероятностного соответствия строения тела и его психических особенностей. Для а. характерно крепкое телосложение, развитая мускулатура, выносливость, настойчивость, как правило, уверенность в себе, конкурентоспособность, решительность, развитый волевой компонент, иногда – агрессивность.

Атрибутивные процессы

приписывание людьми друг другу определенных личностных качеств или причин происходящих событий (см. локус контроля).

Атрибуция (каузальная)

(анг. attributо – приписывать, наделять) – интерпретация субьектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д., а путем приписывания личости, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им. Люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно; мотивы их поступков приписываются им из-за недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Аттитюд

(от франц. attitude – поза) – см.: установка.

Аттракция

(от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – социально-психическое явление формирования восприятия одного человека другим как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на другого человека.

Аттракция межличностная

взаимное эмоциональное тяготение, влечение людей друг к другу, проявляемое в чувствах симпатии дружбы, любви и т. п.

Аутизм

(от греч. auto – сам) – сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутогенная тренировка

(от греч. autos – сам и genesis – рождение) – метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. Есть экспериментальные данные, показывающие, что а.т. может влиять на эндокринную, иммунную и другие системы организма. А.т. может быть успешно использована в рамках психологической подготовки к значимой для субьекта деятельности. Различяют два уровня а.т.: 1.обучение релаксации; 2.обучение погружению в предгипнотические состояния.

Аутогипноз

(от греч. autos – сам и hypnos – сон) – гипноз, вызванный самовнушением, в противоположность гетерогипнозу, вызваемому другим человеком.

Афазия

(от греч. a – отрицательная частица и phasis – проявление) – расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих, происходящей вследствие поражения определенных участков коры головного мозга.

Аффект

(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субьекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т.д. А. может нарушать нормальное протекание психических процессов – восприятия, мышления, речи и др. А. фиксируются в сознании личности: следы пережитых а. могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться, проявляется эффект накопления а. с последующей их разрядкой, порой в более острых формах. Лица, склонные к а., могут быть источниками возникновения паники.

Аффектация

(лат. affeсtatio – искусственное возбуждение) – искусственность, неестественность в речи и жестах, излишняя активность поведения. А. нередко наюлюдается у начинающих ораторов, пытающихся повысить эмоциональность своего выступления искусственными приемами. А. – признак неискренности в общении, в поведении.

Афферентация

(от лат. afferents – приносящий) – процесс поступления информации от экстрои интрорецепторов через нервные клетки в центральную нервную систему.

Афферентация обратная

процесс сигнализации о степени успешности первых рефлекторных ответов центральной нервной системы на раздражения среды. Термин а.о. введен советским физиологом П.К. Анохиным, им же развита теория обратной афферентации, она углубляет положения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Афферентный синтез

(от лат. afferents – приносящий и от греч. synthesis – соединение, составление) – процесс синтеза, отбора различных афферентаций, то есть сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях. На основе а.с. формируется цель деятельности, управление ею. А.с. включает обработку 4 моментов: 1.мотивации, 2.воздействия факторов конкретной обстановки, 3.памяти, 4.пусковой афферентации (стимула). Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина афферентный синтез – первая, универсальная стадия любого целенаправленного поведения.

Аффилиация

(от анг. to affiliate – присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Тенденция а. возрастает в ситуации тревожности, стресса.

Базальный

(от греч. basis – основание) – относящийся к функциям техчастей долей головного мозга, которые связанны с организацией интеллектуальной деятельности.

Базальный компонент речи

процессы в определенной области коры головного мозга, являющиеся физиологической основой второй сигнальной системы. Термин введен И.П. Павловым.

Баллы оценочные (отметки)

условные выражения оценки знаний, умений, навыков. В зарубежных странах применяются системы: 5-бальная, 1-бальная, и др.

Барьер общения (коммуникативный б.)

(от лат. communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь) – психические трудности, возникающие в процессе общения.

Барьер психический

интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие эффективной деятельности, рализации личностного смысла, личностной потенции.

Барьер психологический

мотив, препятствующий определенной деятельности или действий, в частности общению с определенным человеком или группой людей. Б.п. – наиболее частая причина внутренних конфликтов, застенчивости.

Барьер смысловой

(от фр. barriere – преграда) – взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл.

Барэстезиометр

(от греч. baros – тяжесть, aisthesis – ощущение, и metreo – измеряю) – прибор для измерения чувствительности к барометрическому (атмосферному) давлению. Используется для обследования летчиков, космонавтов.

Безусловный рефлекс

врожденный рефлекс, в основе которого лежит постоянная фиксированная нервная связь между воздействием среды на организм и его ответными реакциями.

Безусловный рефлекс

(от лат. reflexus – отражение) – врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.

Беседа (в психологии)

один из методов психологической науки, предусматривающий получение сведений о человеке и о свойственных ему психических явлениях путем речевого общения. Широко применяется в различных отраслях психологии. Б. может быть устной (индивидуальной); письменной (сочинение, анкета, вопросник и др. методы опроса).

Беседа (в психологии)

один из основных методов психологии, которые предполагает получение информации об изучаемом психическом явлении в вербальной логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, так и от окружающих ее людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Бессознательное

совокупность психических явлений, не осознаваемых личностью. Б. – близкий (или отождествляемый) к термину "подсознательное".

Бессознательное

сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субьекта в данный момент в сознании не актуализируется. Б. характеризуется неотчетливым, недостаточно ясным, смутным отражением действительности и тем самым недостаточно определенной, продуманной, неосознанной, логически неоформленной (но это не значит, что неэффективной) субьективной детерминантой духовной и материальной деятельности. Сознательное и бессознательное в психике человека неотделимы друг от друга, переливаются одно в другое в зависимости от конкретной деятельности. Наиболее адекватное отражение действительности в психике человека возможно только в единстве сознательного и бессознательного. В сферу б. входит большое количество различных психических явлений: надсознательное, неосознанные мотивы деятельности, установки, автоматизмы.

Бесстрашие

качество личности, которое связано с умением подавить свой инстинкт самосохранения, преодолеть обьективно возникающий у всех людей в подобной обстановке страх.

Бесхарактерность

образное понятие, применяемое в психологии для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и стабильности в поступках, деятельности, подверженности внешним влияниям других людей, дефицитом воли.

Биографические методы

в психологии (от греч. bios – жизнь,grapho – пишу) – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б.м. начали разрабатывать в первой четверти XX (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Использование Б.м. предполагает получение информации, источником к-рой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей. воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.009 с.)