Принцип функциональной автономии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип функциональной автономии



принцип функционирования личности обоснованный американским психологом Т.Олпортом, суть которого заключается в том, что мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно.

Принципы психологии

основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, обьективности, всесторонности, единства исторического и логического, единства содержания и формы, единства явления и сущности, принципа отражения и др. На базе всеобщих, философских, общенаучных принципов сложились и разнообразные собственно п.п., прочно вошедшие в структуру данной науки: принцип детерминизма, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности сознания личности, единства психики и деятельности, личностного подхода, системности, развития и др.

Принятие решения

акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.

Притязание

стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности. Завышенный уровень притязаний с одной стороны способствуют развитию активности личности, интенсификации ее деятельности, с другой – может служить непосредственной причиной разочарования, скепсиса, а нередко и неврозов. Заниженный же уровень притязаний не способствуют оптимальной активности личности.

Прогнозирование

(от греч. prognosis – предвидение) – опережающее отражение действительности; конкретное научное исследование перспектив какого-либо явления (См. психопрогностика).

Прогнозирование профессиональной пригодности

специальное исследование конкретных перспектив развития профессиональной пригодности.Прогнозирование имеет вероятностную оценку и строится на изучении структуры личности,структуры деятельности и на соотнесении этих структур.

Продуктивность памяти

качественная характеристика обьема памяти, быстроты запоминания, точности воспроизведения; эффективность рабочего соотношения долговременной и кратковременной памяти.

Проективные методики (тесты)

(от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

Проекция

процесс и результат постижения и порождения значений заключающийся в сознательном или бессознательном перенесении субьектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние обьекты, других людей. Проекция может иметь как защитный, а порой и патологический характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти "козла отпущения"; интерпретация ситуаций, событий с приданием им собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий, впервые описанное З.Фрейдом), так и творческий, созидательный. Кроме постижения и порождения новых значений п. выполняет и функцию снятия с личности, социальной общности чрезмерных внутренних моральных конфликтов путем обвинения других. П. харктерна не только для психических реакций личности, но и больших социальных групп – класса, нации и т.д.

Производственный эксперимент

проводится в реальных производственных условиях для проверки гипотезы о влиянии каких-либо факторов на организацию труда.

Пролонгированное исследование

(от лат. pro – вперед и longys – долгий, дальний) – исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение истории развития данного обьекта, личности, психического явления и на основе этого его психодиагностику и психопрогностику.

Проприорецепторы

(от лат. proprius – собственный, receptio – принимать, воспринимать) – специализированные чувствительные нервные окончания воспринимающие информацию о положении и движении тела, они обеспечивают кинестетические ощущения.

Противопоказание психическое

обоснование тех или иных психических причин (уровень развития качеств личности, ее психофизиологических функций и т.д.), являющихся помехой для успешной профессиональной или иной (учебной, спортивной и т.д.) деятельности. В п.п. особо учитываются качества, свойства, функции личности плохо компенсируемые другими качествами и психофизиологическими функциями. Обычно п.п. оформляется в виде списка как приложение к профессиограмме конкретного специалиста.

Профессиограмма

результат исследования, в который обычно входят социограмма – перечень социальных качеств и психограмма – перечень психологических свойств личности, которые выступают как условие эффективного овладения к.-Л. профессией, или как требование данной профессии к личности.

Профессиограмма

научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. П. состоит из "трудограммы" (описание труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии). В зависимости от целей различают психограммы: – частные и специальные, – базовые и конкретные.

Профессиограмма

системеное описание социальных, психологических и иных требований к носимтелю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма.

Профессиография

технология изучения требований,предъявляемых профессией к личностным качествам,психологическим способностям,психофизическим возможностям человека.В зависимости от целей различают профессиографию:

· информационную,

· коррекционную,

· диагностическую,

· формирующую.

Профессиография

направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий и на этой основе их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать п. как составную часть профессиологии.

Профессиология

научная дисциплина, появившаяся на стыке философии, социологии, психологии и целого ряда других наук и изучающая закономерности и тенденции профессионализации.

профессионал:

1. Субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально положительно предвосхищающий ее социально ценный результат, имеющий стенически окрашенное осознание обязательности достижения социально фиксированной цели профессиональной деятельности, представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами последней,осознающий систему межличностных отношений в процессе производства, зависимостей трудозатрат, вложенную в объект, орудия,условия труда и конечный продукт профессиональной деятельности. Выделяют несколько моделей профессионала:

· нормативную,составляется на основе нормативных документов,

· экспективная, составляется с учетом мнений экспертов,

· эмпирическая – модель реально существующего в определенных условиях типичного профессионала.

2. Человек, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Профессионализмы

специфические особенности произношения,характерные обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.

Профессиональная адаптация

приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – проиводственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Профессиональная аттестация

процедура оценки деловых качеств специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам. В зависимости от разных задач аттестация может быть направлена на: определение уровня и ступени профессионализма, установление квалификационного разряда, соответствия занимаемой должности, соответствия возможному кадровому выдвижению и т.д.

Аттестация выполняет в целом следующие функции:

· диагностическую, или оценочную – изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;

· прогностическую функцию, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного работающего человека;

· корректирующую функцию, которая состоит в определении каких либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;

· воспитательную функцию, то есть воздействие на личностные качества работник, в первую очередь на эмоционально-волевую сферу, направленность личности.

(Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов. В кн. "Социальная психология и общественная практика" Под ред. Е.В.Шороховой, М., 1985.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.018 с.)