Военно-профессиональное просвещение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-профессиональное просвещение



система распространения знаний о "мире военных профессий" с целью военно-профессиональной ориентации молодежи.

Возбудимость

способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения.

Возраст (в психологии)

конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); предошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-1 лет) подростковый возраст (1-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-1 год); зрелый возраст: первый период (1-35 лет), второй период (35-6 лет); пожилой возраст (6-75 лет); старческий возраст (75-90 лет; долгожители (90 лет и выше).

Возрастная психология

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

Волевое усилие

специфический волевой процесс мобилизации личности на достижение труднодостижимой цели.

Воля

психический процесс; овладение и управление собственным поведением в достижении в поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как высшего, так внутриличностного характера (столкновение конкурирующих мотивов).

Воля

форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции.

Воображение

создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

Воображение

психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Воображение воссоздающее

(репродуктивное – от лат. re – приставка со значением "вновь", "снова" и producere – производить; буквально – воспроизводящее) – разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или воспроизведение мысленной, наглядной картины на основе описания (с определенной степенью точности).

Воображение творческое

вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов обьектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ нечто ранее описанного, прочитанного, воспринятого.

Восприятие

отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

Восприятие

психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.

Воспроизведение

процесс актуализации конкретного содержания памяти, появления в сознании образа, представления, воспринятого ранее обьекта, процесса в той или иной знаковой форме. В. является одним из этапов овладения знаниями, используется в основе методического приема определения эффективности запоминания, заучивания.

Впечатлительность

качество личности, заключающееся в повышении доли образного, эмоционального, некритического отражения действительности.

Врабатывание

процесс адаптации личности к определенному виду деятельности, в процессе которого постепенно повышается ее дееспособность и работоспособность.

Вторая сигнальная система

(от лат. signum – знак и systema – целое, соединение) – система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П. Павловым.

Выборка

часть генеральной совокупности, элементов изучаемого объекта являющаяся предметом исследования.

Выборка вероятностная

в., основанная на ряде важнейших теорем теории вероятностей, составляющих закон больших чисел, при учете которого возникает объективная возможность оценить степень точности полученного научного результата на основании самих выборочных данных и получить результаты по точности мало уступающие результатам сплошного наблюдения, исследования всех элементов генеральной совокупности. В.в. воспроизводит закон распределения генеральной совокупности с достаточной степенью точности. Различают простую, систематическую и серийную (гнездовую) вероятностные в.

Выборка вероятностная простая

в. в., в соответствии с которой исследователь судит о соответствии выборки генеральной совокупности по стабилизации дисперсии исследуемого явления. Стабилизация дисперсии служит индикатором достаточности достигнутой выборки для вероятностной оценки по ней исследуемых свойств генеральной совокупности.

Выборка вероятностная серийная

в.в., в соответствии с которой отбираются не отдельные испытуемые, а определенные группы их, в которых они обьединяются по качественному признаку (например, по национальной принадлежности; по образованию; по результатам тестирования интеллектуальными тестами и др.)

Выборка вероятностная систематическая

в.в., в соответствии с которой исследуемые отбираются по определенному формализованному количественному признаку. (Например, каждый второй в списке фамилий, составленных в алфавитном порядке). Отбор единиц выборки осуществляется в этом случае через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка. Это отбор уже не по личному наитию исследователя (выборка стихийная), а по определенному обьективному признаку, что повышает точность полученных результатов исследования.

Выборка квотная

(от лат. guota часть, приходящаяся на каждого) – в., воспроизводящая структуру генеральной совокупности, элементов обьекта исследования в виде квот (пропорций) распределения по этим элементам рассматриваемого качества. Например, нам известен процент лиц в стране, имеющих высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее образование и т.д. Изучая проблему связи образования людей со степенью акцентуации их характера, мы должны отобрать для исследования группу лиц, уровень образованности которых адекватно отражает уровень образованности всей генеральной совокупности исследуемых. Нередко такую выборку называют типической (типологической, стратифицированной).

Выборка малая (непредставительная)

в., в которой представлено статистически недостаточное количество информации для получения выводов заданной точности и достоверности в проводимом исследовании. В количественном отношении она зависит от генеральной совокупности и колеблется от 5-10 до 50.

Выборка стихийная

в., в которой не учитывается соответствие структуры выборочной совокупности испытуемых генеральной их совокупности. Это, так сказать, выборка первых встречных, в процессе которой исследователь нередко бессознательно руководствуется личной симпатией или антипатией, тем самым снижая объективность результатов исследования.

Выборочная совокупность

часть объектов наблюдения, исследования, входящих в генеральную совокупность, изучение свойств которых позволяет характеризовать по определенным признакам и с определенной степенью вероятности всю генеральную совокупность.

Выборочное наблюдение

наблюдение, при котором исследуются не все элементы генеральной совокупности, а только определенным образом отобранная их часть.

Выборочный метод

метод исследования общих свойств генеральной совокупности объектов наблюдения на основе изучения свойств лишь их, отобранной по определенным критериям, правилам (различные виды выборок).

Вытеснение

процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний. После этого индивид по-прежнему может ощущать вызванную неприемлемой информацией тревогу, дискомфорт, беспокойство, неуверенность, психическое перенапряжение, не осознавая при этом причин его возникновения. Познание этих причин – одна из важнейших задач психоаналитика. В. является одним из механизмов психической защиты. Например, в процессе длительной опасности психика, защищая себя от перегрузки, возможных психопатических изменений может как бы "забыть" о последней. Термин введен З. Фрейдом.

Галлюцинации

(от лат. hallucinatio – бред, видение) – искаженное восприятие действительности, возникающее без наличия реального объекта отражения, непосредственных внешних стимулов, но имеющее для переживающего г. смысл реального значения.

Гальтона свисток

акустический излучатель в диапазоне частот от 2-3 до 40-50 кгц, то есть первый в истории искусственно регулируемый источник ультразвука; применяется для психологических исследований. Гальтон Ф. – английский психолог и антрополог, основоположник дифференциальной психологии.

Ганглий

(от греч. gauglion – узел) – анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), волокн и сопровождающих их тканей. В г. перерабатываются и интегрируются нервные сигналы.

Гедонизм

(от греч. hedone – наслаждение) – этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности ее поведения, основным ее мотивом. В новое время г. характерен для утилитаризма.

Гематофобия

(от греч. haimatos – кровь и phobos – страх) – болезненный страх вида крови.

Ген

(от греч. genos – род, происхождение) – материальный носитель наследственности в животных или растительных организмах, представляющий собой отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты – днк.

Генеалогия

(от греч. genealogia – родословная) – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории отдельных родов, составлением родословных. Данные г. некоторые психологи пытались использовать при обосновании евгеники. В настоящее время данные г.используются при изучении влияния биологических, генетических факторов на психику людей.

Генезис

(от греч. genesis – рождение, происхождение, развитие) – понятие, отражающее как момент возникновения, так и закономерный процесс развития какого-либо явления, предмета.

Генезис

(от греч. genesis – происхождение) – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явлению. Различают филои онтогенез психики.

Генетика

(от греч. genesis – происхождение) – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Основы современной генетики заложены Г. Менделем и школой Т.Х. Морганоа, обосновавшей хромосомную теорию наследственности. В настоящее время широко проводятся исследования на границе генетики и психологии, цель которых – выявить меру генетической, биологической и социальной детерминации в развитии психики человека.

Генетика поведения

отрасль науки о поведении, изучающая в какой степени поведение детерминировано генетическими факторами. Данные исследования имеют существенное значение для развития психологии индивидуальных различиях (дифференциальной психологии) и выяснения роли врожденных и индивидуально приобретенных особенностей поведения, соотношения влияния на человека наследственности и среды.

Генетическая психология

учение, разработанное женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к обьективной позиции путем экстерио и интериоризации.

Генетический код

свойственная живым организмам система зашифровки генетической (наследственной) информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеидов. Расшифровка г.к. осуществляется американскими биохимиками М. Ниренбергом, С. Ончоа и др.

Генетический метод

способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Генетический метод

термин, имеющий особое значение в психологии – 1) метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления; 2) метод изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании.

Гениальность

(от лат. genius – дух) – исключительное качество наиболее выдающихся людей, высший уровень развития способностей человека, высшая степень подьема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторический период. Г. общественно-исторически обусловлена, она связана с качественно новыми, уникальными открытиями, изобретениями, достижениями.

Гений

человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности, выразившейся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые являются эпохальными в общественном, научном или культурном развитии общества.

Генитальная стадия

термин психоанализа, обозначающий зрелую стадию психосексуального развития.

Генотип

(от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) – наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов и полученная им от родителей.

Геронтопсихология

(от греч. gerontos – старик) – отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики лиц пожилого возраста.

Гештальтпсихология

(от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

Гилозоизм

(от греч. hyle – вещество, материя, zoe – жизнь) – философско-психологическое учение об универсальной одухотворенности материи. Термин введен в 17 в. Р. Кедвортом. Своими корнями г. уходит в раннюю древнегреческую философию.

Гиперкинез

(от греч. hyper – над, сверх и kinesis – движение) – чрезмерные, непроизвольные, насильственные движения, возникающие вследствие поражения коры головного мозга, подкорковых двигательных центров или стволовой части мозга.

Гипермнензия

(от греч. hyper – над, сверх и mnesis – воспоминание) – феномен памяти, заключающийся в необычном, иногда болезненном, усилении возможности воспоминания. Г. характеризуется в патологических случаях удержанием в памяти обилия деталей, необычной точностью, повышенной интенсивностью протекания, непроизвольностью возникновения.

Гиперосмия

(от hyper... и греч. osme – запах, обоняние) – повышенная чувствительность к запахам.

Гипертимия

чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Гипертимная акцентуация

акцентуация личности, для которой характерно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца.

Гипноз

(от греч. hypnos – сон) – сноподобное психическое состояние, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Г. вызывается специальным воздействием гипнотезера или целенаправленным самовнушением, в результате чего сужается обьем сознания, которое фокусируется на содержании внушения. Внушенные человеку во время гипноза идеи проявляются в сфере мотивации, внимания, ожиданий, установок, межличностных отношений и в обычном состоянии.

Гипнопедия

(от греч. hypnos – сон и paideia – обучение, воспитание) – обучение во сне.

Гипомания

предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости.

Гипоталамус (hypothalamus)

часть головного мозга, расположенная под зрительными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими, регуляцию сна и бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Гипотеза

(греч. hypotesis – основание, предположение) – форма существования научного знания (научная гипотеза). Чтобы быть научной г. должна удовлетворять следующим требованиям: 1) проверяемости, то есть следствия, выведенные из нее путем логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке; 2) общность и предсказательная сила, то есть г. должна объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления и служить основой для вывода заключений о неизвестных еще явлениях; 3) отсутствие в г. логических противоречий. 1-е и 2-е требования отличают научную г. от так называемой рабочей г., представляющей собой предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которых в данный момент не может быть проверена и доказана, и рассчитанной только на "условное объяснение" данного явления. Г. обычно предшествует и психологическому исследованию и направляет его ход, лежит в основе выработки той или иной методики.

Гистограмма

(от греч. histos – столб и gramma – черта, буква, написание) – столбчатая диаграмма, графически изображающая статистическое распределение какой-либо величины по количественному признаку. Г. используется обычно для отображения распределения дискретной случайной величины.

Глубинная психология

(от нем. tifenpsychologie – букв. глубинная психология) – ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых – бессознательное как главный фактор организации человеческого поведения (см.: фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). Л.С. Выготский противопоставил системе этих направлений г.п. "вершинную", изучающую зависимость психических функций как от факторов бессознательного, так и от исторически изменчивых форм культуры (см.: культурно-историческая теория).

Гносеология

(от греч. gnosis – познание и logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Головной мозг

передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа. Г.м. – материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Гомеостаз

(от греч. homoios – подобный, statis – состояние) подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия внешним и внутренним факторам. Принцип Г. сложилось первоначально в физиологии с целью объяснить постоянство внутренней среды организма (крови, лимфы) и устойчивости его основных физиологических функций, что достигается благодаря механизмам саморегуляции. Идея разработана американским физиологом У. Кенноном. Получая сигналы об изменениях, угрожающих системе, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние, к прежним значениям параметров. Принцип Г. перешел из физиологии в психологию. Он объясняет явление саморегуляции не раскрывая источника изменения психики и ее активности.

Гомеостаз (в физиологии)

(от греч. homolos – подобый, одинаковый и stasis – состояние, неподвижность) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма и устойчивость основных его физиологических функций. Благодаря приспособительным механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий.

Гомеостатический метод

разновидность лабораторного эксперимента, заключающегося в выявлении особенностей группового взаимодействия, качеств личностей, проявляющихся при этом, в процессе группового выполнения испытуемыми задачи выведения стрелок пультов гомеостата в заданное положение. Причем решение может быть принято испытуемыми только коллективно (если не задается режим, при котором решения нет). При этом проявляются лидерские качества, происходит столкновение и борьба мнений и др. Г.м. позволяет диагностировать межличностные отношения между испытуемыми, их социально-психические характеристики.

Гонор

(от лат. honor – честь) – преувеличенное чувство собственного достоинства, заносчивость, спесь.

Гороскоп

(от греч. horoskopos) – таблица расположения небесных светил для предсказания судьбы человека или человеческой общности в астрологии.

Градиент цели

(от лат. gradientis – шагающий) – эффект изменения мотивации деятельности в зависимости от "психического расстояния" до цели: по мере приближения к конечной или промежуточной цели активность личности, направленная на ее достижение, возрастает.

Графология

(от греч. grapho – пишу, черчу, рисую и logos – учение) – учение о почерке; исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего.

Греза

продукт воображения, в котором выражаются сокровенные, нередко нереальные, несбыточные желания, мечты возвышенного плана.

Группа

(в социальной психологии) – понятие, обозначающее определенное число людей, объединенных друг с другом по какому-либо признаку и связанных между собой отношениями, регулируемыми некоторыми общими целями, ценностями и нормами.

Группа

социологическое и социально-психологическое понятие для обозначения количественно ограниченной совокупности, общности людей, выделяемой из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности и т.д. Наиболее распространены классификации г. по размеру (большая г.); по непосредственности и реальности взаимосвязей (реальная или контактная г.); по значимости для индивида (референтная г.); по признаку формальной принадлежности (условная г.) и др.

Группа большая

1) Условная группа выделяемая на основе социальных признаков (национальность, класс, пол, возраст и др.). 2) Реальная группа – значительная по размерам сложно организованная общность людей, включающая в себя несколько групп, члены каждой из которых объеденинены системой межличностных отношений и которые вовлечены в какую-либо совместную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и др.).

Группа дискусионная

группа людей, основной задачей которой является обсуждение какого-либо вопроса и принятие по нему решения.

Группа диффузная

случайно собранная совокупность людей, не имеющих общей деятельности и сложившихся межличностных отношений.

Группа институциональная

объединение людей, официально существующее в качестве самостоятельной общности, входящей составной частью в какую-либо организацию или учреждение.

Группа интерактивная

совокупность людей, объединенных в группу, занятых общей для них деятельностью и выполняющих ее процессе непрерывного общения и взаимодействия друг с другом.

Группа коактивная

совокупность людей, объединенных друг с другом одинаковой работой, но выполняющих ее самостоятельно, без непосредственного общения и взаимодействия друг с другом.

Группа контактная

совокупность людей, находящихся в общении.

Группа лабораторная

совокупность людей, объединенных для проведения исследования в лабораторных условиях.

Группа малая

сравнительно небольшое объединение людей, численностью до -3 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении друг с другом.

Группа психологическая

общность людей, объединенных друг с другом общностью индивидуальных интересов и не входящих в состав какой-либо официально существующей организации.

Группа реальная

объединение людей, которые в действительности находятся в непосредственных контактах друг с другом и входят в состав какой-либо группы.

Группа реальная

совокупность людей, находящихся друг с другом в контакте, и реально существующая в ограниченном пространстве и отрезке времени (например, спортивная команда).

Группа референтная

(от лат. reference – сообщающий) – реальная или условная группа людей, система норм, ценностей и оценок которой является эталоном для индивида и на которую он ориентируется в своем поведении и самооценке. Г.р. выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида, в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Обычно это микрогруппа, в которой личность стремится проводить свое свободное время, законы и нормы поведения которой воспринимаются этой личностью как собственные ценности.

Группа тренинговая

специальная малая группа, создаваемая в -практике социально-психологического тренинга для оказания положительного психотерапевтического воздействия на личность в межличностные взаимоотношения.

Группа условная

условно выделенное, искусственное объединение людей, которые в действительности не связаны друг с другом определенными отношениями.

Группа условная

мысленно вычленяемая совокупность людей по какому-либо признаку, формально-логическому критерию (характеру деятельности, полу, возрасту, национальности и т.д.), включающая субьектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Например, чтобы оценить какие-либо психические качества, свойственные молодежи надо изучить выборку молодых людей в их реальных группах. При этом реальная группа может не совпадать с условной.

Группа экспериментальная

малая группа, с которой проводится психологический эксперимент и в которой производятся те или иные целенаправленные изменения для систематического изучения их последствий.

Групповая динамика

одно из направлений социально-психологических исследований на Западе, изучающее структуру и феноменологию малых групп.

Групповая динамика

(от греч. dinamis -сила) – совокупность внутригрупповых социально-психических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам г.д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; конфликты; групповое давление и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.074 с.)