Закон эмоциональной константности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон эмоциональной константности



закон функционирования эмоциональной сферы человека, утверждающий, что общий запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества: чем больше эмоциональных ситуаций, тем менее рельефно они проявляются. Сила и длительность эмоциональных реакций может существенно меняться в однотипных конкретных ситуациях в зависимости от количества таких ситуаций. Например, контакт с ранеными вызывает сильные эмоциональные реакции; но у врача, постоянно имеющего дело с ранеными, эта эмоциональная реакция на конкретного человека выражена меньше. Он просто не в состоянии реагировать на каждого так, как обычный человек. Формально эту зависимость можно выразить следующим образом:

 
 

закон эффекта

психологический закон бихевиоризма. Э. Торндайк его сформулировал так: "любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так что, когда она вновь возникает, появление этого эффекта становится менее вероятным" (цит по кн.: Ярошевский М.Г. История психологии.: Мысль, 1976, с.335). Из "закона эффекта" следовало, что детерминантами поведения служат не случайные "пробы и ошибки" сами по себе, а вызываемые ими некоторые полярные состояния организма ("удовлетворение – дискомфорт"). В дальнейшем "закон эффекта" стал трактоваться аналогично павловскому подкреплению.

Законы бихевиоризма

теоретические основы бихевиаризма, сформулированные в начале ХХ века Э. Торндайком. Важнейшие из них – закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др.

Законы гештальтпсихологии

(от нем. gestalt – образ, форма) – теоретические основы гештальтпсихологии, сформулированные в начале ХХ в, (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.). Сформулировано более 100 з.г. Наиболее важные из них – законы "близости", "замыкания", константности, пергантности, транспозиции, фигуры и фона и др. З. г. не получили статус таковых во многих психологических школах и нередко рассматриваются как эффекты, психологические факты, особенности восприятия.

замещение (термин психоанализа)

защитный механизм от угрозы разрушения, целостности "Я" личности, от психического перенапряжения заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности (например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи и т.д.) или в видоизменении, трансформации самой потребности (например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще). З. может проявляться и в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (любовь, не нашедшая ответа, может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе з. происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом.

запечатление (импритинг)

(от англ. impriting – запечатлевать) – специфическая форма научения, процесс фиксации определенной информации в памяти; врожденная фиксация в памяти животных отличительных признаков обьектов, некоторых поведенческих актов.

Запоминание

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З.

Запоминание

процессы фиксации в памяти той или иной информации об окружающем мире и переживаемом в связи с этим психическим состоянием; сложный процесс кодирования и усвоения информации об окружающем мире, результатов мыслительной деятельности, эмоциональных состояний и др.

Запредельное (охранительное) торможение

форма коркового торможения, разновидность безусловного торможения возникающая в клетках головного мозга при чрезмерном увеличении силы, длительности или частоты возбуждения соответствующих корковых структур. З.т. развивается при углублении парабиоза нервных клеток, превышении предела их работоспособности, функциональной подвижности (лабильности); в биологическом плане играет охранительную роль.

Заражение (в психологии)

процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).

Застенчивость

качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субьективных барьеров в общении.

Защита психическая

бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта. Функцией з.п. является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний (см.: вытеснение, сублимация и др.). З.п. ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Защищенность психическая

психическое состояние, характеризующееся уверенностью индивида в возможности удовлетворения своих основных потребностей в любых, даже неблагоприятных ситуациях, в социально-психических, социальных гарантиях этого. З.п. – необходимое условие протекания положительных эмоций, уверенности личности в себе. Психическими гарантами з.п. являются: адекватная самооценка, чувство принадлежности к группе, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности и др.

Знак

материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение з. принимает форму понятия. Наука о з. – семиотика.

Знание

преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

Знания

психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов:

· восприятие,

· осмысление,

· запоминание

· и применение на практике.

Значение

принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака.

Игра

одна из форм проявления активности личности. Суть и. состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. И. детская – форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. И. способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний.

Идеал

(от франц. ideal, греч. idea – идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.

Идеализация

(от франц. ideal – идеал) – процесс представления кого-либо (реже чего-либо) лучшим, более совершенным; наделение качествами, присущими идеалу.

Идеальное

1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте ("точка", "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идейность

качество личности заключающееся в приверженности ее определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному идеалу; последовательная верность им в теории и практике.

Идентификация

(от позднелат. identifico – отождествлять) – 1) Опознание чего-либо, кого-либо; 2) Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Термин был введен З. Фрейдом. 3) Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия.

Идеомоторный акт

(от греч. idea – идея, образ; лат. motor – приводящий в движение и actus – движение, действие) – появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение, после мысленного, идеального представления этого движения. Исходя из закономерностей и.а. возможно создание машинных устройств, принимающих команды человека в виде миограмм – нервных импульсов, не проявляющихся в видимом движении. Внешне это может выглядеть как управление машиной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.008 с.)