Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон эмоциональной константностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
закон функционирования эмоциональной сферы человека, утверждающий, что общий запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества: чем больше эмоциональных ситуаций, тем менее рельефно они проявляются. Сила и длительность эмоциональных реакций может существенно меняться в однотипных конкретных ситуациях в зависимости от количества таких ситуаций. Например, контакт с ранеными вызывает сильные эмоциональные реакции; но у врача, постоянно имеющего дело с ранеными, эта эмоциональная реакция на конкретного человека выражена меньше. Он просто не в состоянии реагировать на каждого так, как обычный человек. Формально эту зависимость можно выразить следующим образом:
психологический закон бихевиоризма. Э. Торндайк его сформулировал так: "любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так что, когда она вновь возникает, появление этого эффекта становится менее вероятным" (цит по кн.: Ярошевский М.Г. История психологии.: Мысль, 1976, с.335). Из "закона эффекта" следовало, что детерминантами поведения служат не случайные "пробы и ошибки" сами по себе, а вызываемые ими некоторые полярные состояния организма ("удовлетворение – дискомфорт"). В дальнейшем "закон эффекта" стал трактоваться аналогично павловскому подкреплению. Законы бихевиоризма теоретические основы бихевиаризма, сформулированные в начале ХХ века Э. Торндайком. Важнейшие из них – закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др. Законы гештальтпсихологии (от нем. gestalt – образ, форма) – теоретические основы гештальтпсихологии, сформулированные в начале ХХ в, (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.). Сформулировано более 100 з.г. Наиболее важные из них – законы "близости", "замыкания", константности, пергантности, транспозиции, фигуры и фона и др. З. г. не получили статус таковых во многих психологических школах и нередко рассматриваются как эффекты, психологические факты, особенности восприятия. замещение (термин психоанализа) защитный механизм от угрозы разрушения, целостности "Я" личности, от психического перенапряжения заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности (например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи и т.д.) или в видоизменении, трансформации самой потребности (например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще). З. может проявляться и в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (любовь, не нашедшая ответа, может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе з. происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом. запечатление (импритинг) (от англ. impriting – запечатлевать) – специфическая форма научения, процесс фиксации определенной информации в памяти; врожденная фиксация в памяти животных отличительных признаков обьектов, некоторых поведенческих актов. Запоминание обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. Запоминание процессы фиксации в памяти той или иной информации об окружающем мире и переживаемом в связи с этим психическим состоянием; сложный процесс кодирования и усвоения информации об окружающем мире, результатов мыслительной деятельности, эмоциональных состояний и др. Запредельное (охранительное) торможение форма коркового торможения, разновидность безусловного торможения возникающая в клетках головного мозга при чрезмерном увеличении силы, длительности или частоты возбуждения соответствующих корковых структур. З.т. развивается при углублении парабиоза нервных клеток, превышении предела их работоспособности, функциональной подвижности (лабильности); в биологическом плане играет охранительную роль. Заражение (в психологии) процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.). Застенчивость качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субьективных барьеров в общении. Защита психическая бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта. Функцией з.п. является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний (см.: вытеснение, сублимация и др.). З.п. ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др. Защищенность психическая психическое состояние, характеризующееся уверенностью индивида в возможности удовлетворения своих основных потребностей в любых, даже неблагоприятных ситуациях, в социально-психических, социальных гарантиях этого. З.п. – необходимое условие протекания положительных эмоций, уверенности личности в себе. Психическими гарантами з.п. являются: адекватная самооценка, чувство принадлежности к группе, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности и др. Знак материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение з. принимает форму понятия. Наука о з. – семиотика. Знание преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании. Знания психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов: · восприятие, · осмысление, · запоминание · и применение на практике. Значение принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака. Игра одна из форм проявления активности личности. Суть и. состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. И. детская – форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. И. способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Идеал (от франц. ideal, греч. idea – идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека. Идеализация (от франц. ideal – идеал) – процесс представления кого-либо (реже чего-либо) лучшим, более совершенным; наделение качествами, присущими идеалу. Идеальное 1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте ("точка", "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу. Идейность качество личности заключающееся в приверженности ее определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному идеалу; последовательная верность им в теории и практике. Идентификация (от позднелат. identifico – отождествлять) – 1) Опознание чего-либо, кого-либо; 2) Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Термин был введен З. Фрейдом. 3) Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия. Идеомоторный акт (от греч. idea – идея, образ; лат. motor – приводящий в движение и actus – движение, действие) – появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение, после мысленного, идеального представления этого движения. Исходя из закономерностей и.а. возможно создание машинных устройств, принимающих команды человека в виде миограмм – нервных импульсов, не проявляющихся в видимом движении. Внешне это может выглядеть как управление машиной
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.96 (0.006 с.) |