Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единства сознания и деятельности принцип

Поиск

утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологических принципов отечественной психологической науки.

Естественный эксперимент

особый вид эксперимента как метода военной психологии и педагогики, осуществляемый в естественных условиях деятельности военнослужащего.

Жаргон

стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Знание ж. позволяет быстро диагностировать окружающим социальную принадлежность его носителя.

Желание

эмоциональная форма направленности личности переживание человеком той или иной из своих потребностей. Характеризуется более или менее ясным представлением объекта, на который оно направленно. Простой мотив. Практически желаемое человек осознает как то, к чему он стремится, как цель стремления.

Желание

переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой – недостаточной осознанностью причин такого стремления.

Жест

движение, имеющее сигнальное значение.

Жизнедеятельность (в психологии)

внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных, социально-психических условиях.

Жизненная позиция личности

отношение к действительности и ее понимание, точка зрения личности на свое место и роль в коллективе, обществе, историческом процессе. Может быть активной и пассивной, общественно значимой, идейной и узколичностной и т.д. Ж. п.л. определяется мировоззрением, убеждением, знаниями, опытом личности.

Жизненный путь

понятие, описывающее развитие человека от рождения до смерти. Характеризуется многомерностью, наличием множества автономных тенденций и возможностью развития и объединяет повторяющиеся более или менее инвариантные аспекты развития, такие как:

· биологический цикл,

· цикл семейной жизни,

· социальный цикл,

· профессиональная карьера, и т.д.

Жизненный путь

история развития личности, нередко употребляется как синоним биографии. Анализ Ж.п. военнослужащего позволяет более глубоко познать их индивидуально-психологические особенности.

Жизненный путь

история развития личности от рождения до смерти, иногда употребляется как синоним биографии.

Забывание

процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. З. "разгружает" сознание от ненужных деталей или тяжелых переживаний, но нередко снижает продуктивность памяти или приводит к ее иллюзиям.

Забывание

процесс "стирания" информации в памяти человека; сложный психофизиологический процесс, приводящий к затруднению, а иногда и к потере возможности воспроизведения ранее воспринятой информации (в некоторых случаях к неспособности узнавания). З. особо активно протекает в первые минуты после непосредственного восприятия информации.

Зависимая переменная

входящие в структуру эксперимента явления, процессы, изменяющиеся вместе с изменениями его условий.

Зависть

психическое переживание возникающее при активизации потребности, мотивации достижения, когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности "Я", и сопровождающееся негативными эмоциями. Устранению зависти способствует развитие эмпатии, совместная деятельность, идентификация, общение со значимыми другими.

Задатки

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные З. избирательны, неодинаковы по отношению к различным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще не выясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова).

Задатки

врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Закон

объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая связь, повторяющееся отношение между явлениями, предметами, структурными элементами системы; внутренняя связь между причиной и следствием. В психологии законы носят как правило вероятностный характер.

закон "плато" в развитии навыка

временная тенденция отсутствия улучшения или ухудшения навыка при продолжении обучения. Наличие этой тенденции связано с неравномерным характером перестройки психики в овладении новыми, более продуктивными способами деятельности, которые обеспечивают последующий прирост навыка.

Закон ассоциативного сдвига

психологический закон, сформулированный в рамках бихевиоризма и заключающийся в следующем: если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызвать данную реакцию.

Закон аффинити

закон дианетики суть которого состоит в том, что человек должен находиться в состоянии дружеской привязанности, эмпатии, взаимопомощи, чтобы выжить (см. дианетика).

Закон биогенетический

научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогенезе, то есть об отражении истории развития человечества в истории развития психики конкретного человека. З.б. обоснован немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером, Э. Геккелем.

Закон близости

один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к обьединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

Закон Блонделя

закон психофизиологии, выражающий зависимость абсолютной длительности светового сигнала t, достаточной для восприятия (но не опознания),от интенсивности сигнала. Эта зависимость описывается следующей формулой:

 
 

закон Бунзена-Роско

закон психофизиологии, выражающий как и закон Блонделя зависимость абсолютной длительности светового сигнала t, достаточной для восприятия, от интенсивности сигнала.

 
 

закон Вебера

закон психофизиологии, открытый немецким психофизиологом Э. Вебером в 1930-34 гг., согласно которому отношение минимально воспринимаемой разницы между интенсивностью двух стимулов (*j) к абсолютному уровню интенсивности стимулов (j) является константой (k). Это отношение выражается формулой:

 
 

Одним словом, Э.Вебер установил, что воспринимается не абсолютное, а относительное приращение силы раздражения (света, веса, звука и т.д.); так при массе груза в 75 гр. Человек ощущает прирост массы при ее увеличении на 2,7 гр.; а при исходной массе 150 гр. – ощутим прирост в 5,4 гр. и т.д.

Закон готовности

психологический закон, сформулированный в рамках бихевиоризма, согласно которому упражнения (повторяющиеся целенаправленные действия) изменяют готовность организма к проведению обеспечивающих их нервных импульсов.

Закон замыкания

один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.009 с.)