Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)

Поиск

теоретические взгляды психоаналитической ориентации суть которых выражена в четырех постулатах и ряде теорем. Постулат первый: в человеке существует три межличностных потребности – потребность быть включенным в группу, потребность в контроле, внешней регуляции своего поведения (варируется от дисциплинированности до недисциплинированности), потребность в любви. Постулат второй: раннее детство играет определяющую роль в развитии личности, предопределяя и характер включенности ее в социальные отношения на протяжении всей жизни. Постулат третий: психическая совместимость между людьми выступает мощным фактором эффективности совместной деятельности. В. Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости людей, вычисляется шестнадцать индексов совместимости. Четвертый постулат: каждая группа в своем развитии проходит этап включения, контроля, любви. Теоремы данной теории близки к положениям здравого смысла.

Теория когнитивного диссонанса

социально-психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая "нелогичное" поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От возникающего при этом диссонанса, дискомфорта человек избавляется с помощью защитных психических механизмов, бессознательно забывая или видоизменяя противоречивую информацию до уровня, обеспечивающего снижение психического напряжения.

Теория когнитивного соответствия

теория когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд), обьясняющая процесс преодоления несбалансированного, дисгармоничного состояния когнитивных структур имманентно, спонтанно присущей человеческой психике способностью вновь восстанавливать внутреннее соответсвие, гармонию когнитивных структур за счет изменения отношения к сравниваемым обьектам, лицам. Т.к.с. экспериментально-практически ставит проблему о соотношении логичного и алогичного в поведении человека: внутренняя психическая гармония достигается и за счет алогичности.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

когнитивная теория центральный тезис которой можно сформулировать так: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какие-то отношения к третьему (лицу или обьекту), у них возникает потребность развить сходные отношения к этому третьему. Этим механизмом т.к.а. обьясняет как в группе возникает единство, сплоченность, как возникает общность взглядов между людьми.

теория конгруэнтности (баланса) Ч. Осгуда и П. Танненбаума

когнитивная теория обьясняющая изменение отношения (аттитюда) у личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум обьектам, явлениям, например к двум противоречивым источникам информации. Данное отношение измеряемо (использовался метод семантического дифференциала). Чаще всего областью практического применения теории является обьласть массовых коммуникаций. В отличие от теорий Хайдера и Ньюкома т.к. для прогноза дисбалансных состояний индивидов исходит из предположений: 1. дисбаланс в структуре Р (реципиент) – К(коммуникатор) – О(обьект, информация о нем) зависит не только от валентности, знака отношения, но и от его интенсивности, различная степень которой может привести к неконгруэнтности; 2. восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака, валентности отношения, но и его интенсивности. Существуют количественные методы оценки изменений этих отношений. Теория проверена экспериментально на примере восприятия различных, противоречивых источников информации.

Теория культурно-историческая

теория отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), уделяющая особое внимание фило и онтогенезу психики, процессу интереоризации и экстериоризации, социализации, развитию личности, исследованию соотношения "натуральных" и "культурных" психических функций.

Теория личности Адлера

система взглядов на личность психоаналитической ориентации австрийского психолога А. Адлера – создателя школы индивидуальной психологии. Одним из источников развития личности Адлер рассматривал комплекс неполноценности, который возникает в детские годы. Сильная выраженность комплекса – затрудняет развитие личности, более умеренная – побуждает к нему. По выводам А. Адлера почти у всех выдающихся людей были препятствия в начале жизни, которые они преодолели в борьбе. При этом не исключается роль и значимость агрессии, борьбы за власть как фактора развития людей. Жизненные цели человека формируются в раннем детстве и остаются в значительной степени бессознательными. Расхождение между сознательными и бессознательными целями характерно для невротиков. Основными потребностями личности являются ее связи с окружающими, прежде всего работа, дружба, любовь. Адлер признавал особую роль детства в развитии человека. Так по его мнению наиболее значительные враги человечества в детстве пережили отвержение в семье, окружающими, с ними плохо обращались. Многие привлекательные мужчины и женщины не могут избавиться от детстких чувств неуклюжести и т.д. Согласно т.л.А. основными движущими силами развития личности являются стремление к успеху, превосходству, чувство общности с другими.

Теория личности Амосова

теоретические взгляды на сущность личности, человека известного украинского ученого Н. Амосова. Их суть: Биология человека пока сильнее разума. От клетки всех живых систем до общества в целом проявляется Общий Алгоритм Разума. Разум это аппарат для оптимального управления обьектами через действия с моделями. Разум управляет обьектами, а чувства – разумом. Через тренировки корковые нейроны "могут выйти из подчинения" биологически детерминированных чувств, но это случается не часто. Разум действует отдельными "порциями" – Функциональными Актами. Каждый из которых состоит из элементов: восприятие, анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование действий, сами действия. Все переходы от предыдущего элемента к последующему осуществляются с помощью чувств, которые весьма противоречивы, но имеют свойство суммироваться в Интегральном Чувстве – "приятное – неприятное". Разум разрабатывает разные варианты поведения, но чтобы какой-то из них был реализован до конца – нужна система доминирования. Три качества делают разум неразумным: 1) его ограниченность (модель всегда проще оригинала); 2) его субьективность (оценки и действия зависят от изменчивости чувств в данный момент времени); 3) его увлекаемость, выводящая за пределы обьективного отражения. Модели в сознании человека статичны и отрывочны. По своей природе человек стадное животное, наделенное творческим разумом. Изучение личности – это задача на выбор оптимальной ее сущности идеологии. У человека, как и у всех животных, действуют три генеральные программы: сохранить себя, продолжить род, улучшить вид. По своим индивидуальным особенностям люди различны. По силе характера 10% самых сильных отличаются от 10% самых слабых в 3 раза. У разных людей по-разному актуализированы потребности в зависимости от степени их удовлетворения. Сильнейшие из них – избегание боли, голода, потребность в обладании чем-либо (собственностью); затем – секс, любовь, принадлежность роду, общности; затем – общение, лидерство, свобода, подражание, подчинение авторитету. Кроме того проявляется потребность правды, веры и др. Высоко развита в человеке и потребность в любознательности. По Амосову соотношение чувств и идеологии как факторов детерминации поведения человека количественно выражается в пропорции 70: 30. Возможность воспитания, как предел изменения врожденных потребностей, оценивается им в 25%. Эгоизм и альтруизм согласно исследованиям Амосова соотносятся как 10: 1. Отсюда он делает вывод: в ангелочков людей силами воспитания, идеологии не переделать. Но будущее общества не безнадежно. Это обусловлено тем, что лидеров и крайних эгоистов – меньшинство. В то же время большинсчтво слабых и средних стремятся к обьединению против властолюбивцев. Кроме того, существуют лидеры – альтруисты, которые способны, используя различные методы, в том числе страх, обман, создавать общества, где существует порядок. Разум не всегда обьективен, поэтому нужна наука – для правящей элиты, а образование – для всех граждан. Как итог, Амосов делает вывод: человек скорее плох, чем хорош. Из данного вывода вытекают следствия: сильные и лидеры всегда счастливее, особенно при капитализме; социализм не дает им развернуться, от этого и проигрывает вся система; слабым лучше при социализме: мало платят, но жить надежнее, а работать на износ не приходится; социализм детренирует и разлагает общество.

Теория личности Маслоу

система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу – одного из основателей гуманистической психологии. В центре концепции Маслоу – самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли). Признаки самоактуализирующейся личности: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природу как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) некоторая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими; 1О) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, неврожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление раскультурыванию. В концепции личности Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлеждности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая, в силу этого неудовольствию, жалобам не может быть конца (К. Маркс в свое время сформулировал это как закон возвышающихся потребностей). Сильные потребности пронизывают мышление, восприятие так, что человек все сознает и воспринимает через эти потребности.

Теория личности Олпорта

системная теория личности, особое внимание уделяющая характерологическим, личностным чертам (их по мнению Г. Олпорта от 5 до 18 тысяч), которые рассматриваются как система, комплекс предрасположенностей к определенным реакциям в конкретных ситуациях. Ядром личности как системы является ее "Я", стремление личности к самореализации, самоактуализации.

Теория личности Райха

система взглядов на личность психоаналитической ориентации. Согласно этой теории существует фундаментальная жизненная энергия – своеобразная биологическая сила, либидо – конкретное проявление этой силы. Каждая личность стремится к защите от разрушения своего Я, порой в силу этого чрезмерно "зажимаясь", закрываясь. Освобождение личности от "зажатости" (распускание защитного панцыря – основного препятствия для оптимального развития человека) достигается специальными психоаналитическими процедурами – отработкой жестов, движений, поз и т.д. Райх считал психоанализ революционной наукой, которая дополняет марксову критику буржуазных экономических отношений критикой буржуазной морали, основанной на подавлении инстинктов, прежде всего сексуальных. Позднее Райх пришел к отрицанию идеологии коммунизма, социализма, полагая что ей не соответствует природа человека; он стал называть себя индивидуалистом.

Теория личности Роджерса

теоретические взгляды на личность одного из отцов гуманистической психологии Карла Роджерса, который свое кредо высказал так: "У меня не вызывает симпатии преобладающее представление, что человек фундаментально иррационален, и следовательно его импульсы, если их не контролировать, приведут к деструкции себя и других. Поведение человека тонко – рационально, движимо с тонкой и упорядоченной сложностью к целям, которые его организм пытается достичь. Трагедия большинства из нас состоит в том, что наши защиты не дают нам сознавать эту рациональность, так что сознанием мы движемся в одном направлении, в то время как организмически – в другом" (цит. по: Дж. Фейдимен, Р.Фрейгер. Личность и личностный рост. Т.1, М.: 1985, с.311). Т.л.Р. исходит из того, что принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, – источник душевного здоровья. Роджерс полагает, что в каждом из нас присутствует стремление стать компетентным, способным, самоактуализирующимся человеком настолько, насколько это возможно для нас биологически. Для ребенка, взрослого человека особой потребностью являются любовь, позитивное внимание. Обучение, как впихивание информации в человека, не может быть полезно: люди должны решатиь сами с помощью других что и как им надо учить. Полно живущая, оптимально функционирующая личность характеризуется: открытостью к опыту, жизнью в настоящем, полной реализацией каждого текущего момента, доверием к собственным внутренним побуждениям. Жить так – это жить "хорошей жизнью", постоянно находиться в процессе самоактуализации.

Теория личности Спенса

бихевиористская теория личности (развитие концепции Л. Халла), согласно которой сила, эффективность реакций субьекта зависит от потенциала возбуждения. Этот потенциал в свою очередь зависит от двух главных факторов: от силы, прочности навыка и от силы побуждения (мотива, эмоции), что может быть выражено при помощи простого уравнения: Е = Н х D (где Е – потенциал реакции субьекта, Н – сила, прочность навыка, D – уровень побуждения, сила влечения). Согласно этому уравнению (хотя в теории К.Спенса учитывается гораздо больше факторов), когда возрастает D, увеличивается и Е. Из этой формулы видно, что сильное эмоциональное, мотивационное возбуждение может быть связано как с высокой, так и низкой силой, эффективностью реакции субьекта. Данные зависимости в психологической литературе нередко называются законами Спенса. Результаты, полученные в многочисленных экспериментах подтвердили в определенных условиях правоту Спенса, некоторые же – закон Ийеркса-Додсона (закон оптиума мотивации).

Теория личности Фрейда

система взглядов на личность Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.), основателя целого направления в науке – фрейдизма. По мнению Фрейда в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Хотя Фрейд занимался и механизмами мышления, большее внимание он уделил подсознанию, бессознательному, которые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В нем находится основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание – часть бессознательного, которая может осознаться. Инстинкты – "исходная причина всякой деятельности". Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и инстинк агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддерживающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основные противоречия в развитии личности, разнообразие поведения человека. Инстинкты – это каналы, по которым протекает энергия – либидо. Эта энергия подвижна, количественно измеряема. Катексис – процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, олпределение основных направлений ее трансформации – основная проблема в понимании личности. Структура личности – Ид (Оно), Эго, Суперэго. Ид – содержит все унаследованное, все врожденные инстинкты. Другие элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформено, хаотично, его функционирование не подчиняется логическим законам. Ид похоже на слепого царя, власть которого безгранична, но который должен полагаться на других при ее использовании. Эго – психика, которая контактирует с внешней реальностью. Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет у него энергию. Главная задача Эго – самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствие. Эго контролирует импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго – на возможности. Суперэго – хранилище моральных норм, запретов, разрешений; это внутренний цензор деятельности личности – ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Суперэго родителей как бы воплощается в суперэго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Суперэго в значительной степени остаются для личности неосознанными. Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появления зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фалическую (повышенное внимание к своим генеталиям, сексуальным вопросам), генитальную (с наступлением половой зрелости) стадию. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так у мальчиков развивается Эдипов комплекс – стремление к обладанию матерью; у девочек – к обладанию отцом, которые подавляются Суперэго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них – истинные желания), оговорках, спонтанных реакциях (прорыв Ид через Эго и Суперэго). Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в развличные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с такими трансформациями. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитный механизм (см.). Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании З. Фрейда личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект – одно из орудий, доступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Суперэго по Фрейду – источник неврозов, психических отклонений в развитиит личности.

Теория личности Халла

теоретические взгляды на личность американского психолога-бихевиориста Л. Халла, включающие в себя 17 постулатов и 133 производных теорем, связанных с развитием бихевиористских взглядов Е.Торндайка. Т.л.Х. постулирует два определяющих поведение человека компонента – мотивационный и ассоциативный. Мотивационный компонент осуществляет энергетическую функцию и представляет собой взаимодействие силы влечения (D) и привлекательности обьекта (К). Ассоциативный компонент определяет соответствие реакции субьекта наличным внутренним и внешним условиям (стимулам) (sHr). Произведение обоих компонентов и определяет тенденцию поведения (sEr) – вектор, обьединяющий силу и направление (reacton – evocation – potencial). sEr = f(sHr x D x K).

Теория личности Юнга

система взглядов на личность швейцарского психолога К.Юнга психоаналитической ориентации, для которого предметом особого анализа стали высшие человеческие достижения, устремления. Одно из центральных понятий т.л.Ю. "индивидуализация" – процесс развития человека, включающий установление связей между эго – центром сознания и самостью – центром души. Основными психическими функциями личности по данной теории являются – ощущение, мышление, чувствование, интуиция, которые у каждого конкретного человека развиты неравномерно. Содержание каждой личности определено коллективным бессознательным – архитипами (см.). Главными структурными компонентами личности являются: эго, персона (каким личность представляет себя миру), тень (центр бессознательного, вытесненного из сознания), анима (сексуальные влечения у мужчин) или анимус (сексуальные влечения у женщин), самость (целостное единство сознательного и бессознательного). Личность человека робладает способностью к саморазвитию. Познание личности возможно посредством анализа ее снов, символик и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.01 с.)