Методы исследования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования личности



совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Различают: 1) по форме и условиям проведения экспериментальные и неэкспериментальные (анализ биографий и т.п.) лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М.и.л. Дифференциация М.и.л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М.и.л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъективная и объективная ориентация М.и.л. Соответственно второму аспекту выделяются социально-психологические М.и.л. в группах и коллективах. В третьем аспекте построения и использования М.и.л. личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях – персонализация). В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъективности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).

Методы психогенетики

(от греч. psyche – душа и genos – происхождение) – методы определения влияния наследственных, генетических факторов и социальной среды на формирование, развитие тех или иных психических функций, качеств личности. Среди них особое место занимает метод близнецов; генеалогический метод; популяционный метод (изучение структуры ДНК, расположение в ней отдельных генов); метод приемных детей (сопоставление сходства и различия по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, а также – приемным ребенком и воспитавшими его людьми).

Механизмы самозащиты психические

в значительной степени бессознательные способы избежания конфликтов в сознании, внутренних конфликтов (реально конфликты могут оставаться) в случае, когда они ущемляют "Я" личности, оказывают негативное воздействие на ее психику. М.с.п. проявляются обычно в трех основных формах: а/. Рационализация – создание системы оправданий морально неприемлемых поступков, неправильного поведения; б/. Перцептивная защита – замедление ответных реакций, бессоззнательное неопознавание гиперстрессогенных стимулов, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам; в/. Проекция – бессознательное стремление переложить вину на другое лицо или даже другой обьект.

Миелиновая оболочка

(от греч. myelos – костный мозг мозг) – оболочка нервных волокон, которая состоит из липопротеидов и прерывается в так называемых перехватах Ранвье. Она предотвращает рассеивание нервных импульсов и их переход на другие нервные волокна, выступая в роли изолятора.

Мизофобия

(от греч. mysos – неопрятность, загрязнение и phobos – cтрах) – навязчивый страх загрязнения, заражения.

Микрогруппа

малая группа людей, обьединенных постоянным, относительно устойчивым по своей структуре межличностным общением, эмоциональным контактом, возникающим в процессе определенной деятельности взаимодействием.

Микросоциология

одно из направлений социологии, возникшее в 2О-х гг. ХХ в. и ориентирующееся на изучение отношений в малых группах как основных моделях социальных отношений. М. обычно связывают с именами Г.Гурвича, Я.Морено, Э.Мэйо.

Микроструктурный подход в психологии

теоретико-экспериментальное направление в современной психологии, особое внимание уделяющее изучению деятельности человека на уровчне ее микроструктур – действий, операций, движений, а также исследованию"микрогенеза" восприятия, запоминания, мышления (В.П.Зинченко и др.).

Мимика

(от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др.

Минимальный порог ощущения

(нижний порог ощущения) – минимальный по величине раздражитель, ощущаемый человеком.

Миннесотский многофазный личностный опросник (mmpi)

метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, относящийся к категории личностных опросников. Разработан в конце 40-х гг. американскими учеными С.Хатуэем и Дж.Маккинли как метод клинического изучения синдромов патохарактерологического развития личности. В ходе обследования испытуемому предъявляются 55 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается дать один из трех ответов "правильно", "неправильно" и "не могу сказать". Значимые ответы фиксируются с помощью специальных "ключей" и после дальнейшей количественной обработки заносятся на профильный лист, имеющий 3 оценочные и 1 базисных шкал. К оценочным относятся шкала "лжи" (искренности ответов испытуемого), достоверность результатов, коррекции (неосознаваемый контроль поведения). Название базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1-ипохондрия; -депрессия; 3-истерия; 4-психопатия; 5-мужественность – женственность; 6-паранояльность; 7-психоастения; 8-шизоидность; 9-гипомания; 1-социальная интроверсия. Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, диагностическое значение которого, не сводится к интерпретации отдельно взятых шкал, определяется содержательным анализом комбинаций показателей по различным шкалам, что требует от экспериментатора не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля. В отечественной психологии проведена адаптация и рестандартизация методики с учетом специфики социокультурных условий. В результате созданы Модифицированный метод исследования личности – ММИЛ (Ф.Б.Березин, М.П.Мирошников и др.), Стандартизированный метод исследования личности – СМИЛ (Л.Н.Собчик), Стандартизированный клинический личностный опросник – СКЛО (Лениградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева) и др. С учетом ориентации на исследование психической нормы, наиболее близок к оригиналу СМИЛ.

Миннесотский многофазный личностный опросник (mmpi)

один из наиболее распространенных личностных тестов, широко применяемый в целях изучения личности, в том числе для профессионального психологического отбора, в армиях США, Англии и др. Данный тест стандартизирован и на отечественной выборке людей. Этот вариант называется – стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). Тест содержит 556 вопросов, на которые испытуемый дает ответы по трехбалльной системе: "правильно", "неправильно", "затрудняюсь ответить". Данный тест позволяет измерить степень склонности тестируемого к ипохондрии (чрезмерным опасениям за свое здоровье)HS; депрессии – D; истерии – HY; психопатии – PD; маскулинности – (фемининности) – M(F); паранойе (склонности к бредовым идеям)PA; психостении – PT; шизофрении – SC; гипомании – MA; социальной интроверсии -SI и др. Тест рассчитан на диагностику лиц с психическими отклонениями, однако нередко применяется и для изучения индивидуально-психических особенностей нормальных людей. Большой вклад в развитие данного теста сделали отечественные психологи Ф. Березин, Л. Собчик и др.

Мировоззрение личности

система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности военнослужащего.

Мировоззрение личности

система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.

Мнемоника

(от греч. mnemonika – искусство запоминания) – система различн ых приемов, облегчающих запоминание и увеличивающая обьем памяти путем образования ассоциаций. (см.: метод мнемотехники).

Мнение

умозаключение, или совокупность логически взаимосвязанных умозаключений, достоверность, истинность которых не является доказанной, а нуждается еще в проверке.

Мобильность

(от греч. mobilis – подвижность) – подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.

Мода

(от франц. mode – мера, образ, способ, предписание) – массовидное социально-психическое явление в определенной общественной среде, в определенное время суть которого заключается в подражании эстетическим вкусам; непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере общественной жизни, культуры, в стиле поведения членов общества в целом или определенной социальной, профессиональной, возрастной группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.008 с.)