Детерминационное поле изучаемого явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминационное поле изучаемого явления



совокупность причин, способных оказывать существенное влияние на изучаемое психологическое явление в естественных условиях его существования и проявления.

Детерминизм

(от лат. determinare – определять) – причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Детская психология

отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей.

Дефектопсихология

(от лат. defestus – недостаток) – отрасль психологии, изучающая факты и закономерности развития психики людей с недостатками слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), речи (логопсихология), с задержками в развитии интеллекта (олигофренопсихология).

Дефиниция

(от лат. definitio) – краткое определение какого-либо понятия. Одной из особенностей д. в психологии является их недостаточно точная верификация.

Деформация личности профессиональная

измнение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей.

Децентрация

(от лат. de – удаление, centrum – средоточие, центр) – механизм преололения эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субьекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями.

Деятельностного опосредования межличностных отношений концепция

специальная социально-психологическая концепция рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией".

Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория

социально-психологическая теория межличностных отношений в малых группах и коллективах, созданная и разработанная А.В. Петровским. Центральное звено этой теории составляет принцип деятельностного опосредствования, согласно которому межличностные отношения в любой, достаточно развитой группе определяются содержанием, целями, задачами и ценностями ее деятельноcти.

Деятельностное опосредование

методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности.

Деятельностный подход

(к изучению психики) – 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их ученики);) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев).

Деятельностный подход (к изучению психики)

конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субьекта – носителя психического. Д.п. как бы вбирает в себя требования принципов единства психики и деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений, принцип единства строения внутренней и внешней деятельности и др.

Деятельность

форма психической активности субьекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования обьекта. Структурные составляющие д. – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия.

Деятельность (1)

специфическая человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

Деятельность (2)

мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели, удовлетворения потребностей. Основные виды деятельности: труд, учение, игра; производные виды – политическая, педагогическая, воинская, производственная.

Деятельность оператора

управление техническими устройствами, которые осуществляют непосредственное воздействие на объект деятельности вместо человека. Д.о. имеет алгоритмический характер.

Деятельность практическая (внешняя)

деятельность, цель которой – изменение окружающего мира; ее результат обычно материален.

Деятельность профессиональная

сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

Деятельность творческая

деятельность не имеющая аналога для подражания и приводящая к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у субъекта т.д. способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается уникальный результат д.т. Важную роль в д.т. играют воображение, интуиция, другие факторы бессознательного, а также потребность личности в самоактуализации.

Деятельность теоретическая (внутренняя)

деятельность, цель которой – духовное производство; ее результат обычно идеален, хотя и отражается в материальных формах, явлениях (например, результат математических вычислений в форме записей и т.д.).

Диагноз психологический

(от греч. diagnosis – распознание) конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д.п.установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.

Диагноз психологический

(от греч. diagnosis – распознание) – заключение психолога (группы психологов) об индивидуально-психических и социально-психических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленных в результате ее изучения, психодиагностики. Д.п., согласно классификации Л.С. Выготского, бывает симптоматическим (или эмпирическим), констатирующим определенные индивидуально-психические особенности; этиологическим – не только констатирующим индивидуально-психические особенности, но и указывающим на их причины; типологическим – кроме того указывающий место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности, в системе ее деятельности.

Диагностика социально-психологическая

теория и практика выявления и измерения социально-психических особенностей личности, групп людей с помощью специальных психодиагностических методик; раздел психодиагностики.

Диалектизм

характерная для какой-либо местности особенность общего национального языка, имеющая фонетическое, лексическое или словообразовательное выражение и отличающая данную разновидность от других разновидностей этого же языка.

Диалог

(от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субьектов. Д. характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, чаще малой степенью организованности. Обычно д. оказывает большее психическое воздействие на окружающих, чем монолог.

Дианетика

наука о душевном здоровье, о разуме человека,о методах влияния разума на душу, бессознательное, методах управления жизненной энергией в целях повышения эффективности духовной, созидательной деятельности человека; это наука о технологии духовного излечения. Основатель данного научного направления Л. Рон Хаббард. Основные термины дианетики: динамика выживания, инграмма, защитник, клир, кейс и др. В соответствии с выводами дианетики основная цель существования человечества и каждого человека – выживание. Выживание имеет как бы четыре составляющих (четыре динамики). Первая динамика – стремление человека к выживанию ради самого себя, это как бы индивидуальное самовыживание. Вторая динамика – выживание человека через продление рода (секс, воспитание детей, забота о них и др.). Третья динамика – стремление к групповому выживанию (национальности, народности, профессиональной группы, социальной группы, родственников, друзей и др.). Четвертая динамика – выживание человечества. Абсолютная цель выживания – бессмертие, бесконечное выживание как процесс совершенствания человечества. Инграмма – моменты бессознательного, впитавшиеся в личность человека и предопределяющие его развитие через болезненные, неприятные психические переживания, эмоции. Инграмма в большинстве своем не доступна для осмысления. Защитник – личность, защищавшая или защищающая более слабого человека на его жизненном пути, траке времени. Более слабая личность бессознательно тянется к защитнику, эмоционально сильно зависима от него. Клир – человек, освободившийся от инграмм, то есть достигший высокой степени свободы от своего прошлого. Кейс – личность проходящая дианетические процедуры в процессе которых снимается негативное влияние инграмм на человека.

Дидактогения

(от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося.

Дизайн

(от англ. dezign – проект, чертеж, замысел) – вид проектировочной деятельности, направленный на конструирование предметной среды по законам эстетики, с учетом особенностей восприятия ее человеком. Психический механизм воздействия д. на психику людей исследуется экспериментальной, инженерной психологией. В настоящее время можно говорить и о появлении психологии дизайна.

Динамическая психология

(от греч. dynamihos – сильный, подвижный) – совокупное обозначение различных течений в психологии, для которых характерен целостный подход к психической деятельности с точки зрения ее непрерывной динамики, активности. Впервые термин д.п. применен в 1918 году американским психологом Р. Вудвортсом, трактовавшим психический ответ на внешнее воздействие как сложный акт, в динамике которого интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних условий. В какой-то степени д.п. противостоит статистическому подходу в психологии. Д.п. трактует поведение человека как результат действия внутрипсихических сил – бессознательных влечений (глубинная психология, фрейдизм), инстинктов (К. Лоренц), инстинктивного стремления к цели деятельности (У. Мак-Дугалл), силы поля психического, влияющего на групповую динамику (К. Левин) и др.

Динамический стереотип

(от греч. dynamihos – сильный, подвижный, stereos – твердый, typos – отпечаток) – система условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.016 с.)