Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детерминационное поле изучаемого явленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
совокупность причин, способных оказывать существенное влияние на изучаемое психологическое явление в естественных условиях его существования и проявления. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детская психология отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей. Дефектопсихология (от лат. defestus – недостаток) – отрасль психологии, изучающая факты и закономерности развития психики людей с недостатками слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), речи (логопсихология), с задержками в развитии интеллекта (олигофренопсихология). Дефиниция (от лат. definitio) – краткое определение какого-либо понятия. Одной из особенностей д. в психологии является их недостаточно точная верификация. Деформация личности профессиональная измнение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей. Децентрация (от лат. de – удаление, centrum – средоточие, центр) – механизм преололения эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субьекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями. Деятельностного опосредования межличностных отношений концепция специальная социально-психологическая концепция рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией". Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория социально-психологическая теория межличностных отношений в малых группах и коллективах, созданная и разработанная А.В. Петровским. Центральное звено этой теории составляет принцип деятельностного опосредствования, согласно которому межличностные отношения в любой, достаточно развитой группе определяются содержанием, целями, задачами и ценностями ее деятельноcти. Деятельностное опосредование методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. Деятельностный подход (к изучению психики) – 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их ученики);) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев). Деятельностный подход (к изучению психики) конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субьекта – носителя психического. Д.п. как бы вбирает в себя требования принципов единства психики и деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений, принцип единства строения внутренней и внешней деятельности и др. Деятельность форма психической активности субьекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования обьекта. Структурные составляющие д. – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия. Деятельность (1) специфическая человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира. Деятельность (2) мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели, удовлетворения потребностей. Основные виды деятельности: труд, учение, игра; производные виды – политическая, педагогическая, воинская, производственная. Деятельность оператора управление техническими устройствами, которые осуществляют непосредственное воздействие на объект деятельности вместо человека. Д.о. имеет алгоритмический характер. Деятельность практическая (внешняя) деятельность, цель которой – изменение окружающего мира; ее результат обычно материален. Деятельность профессиональная сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику. Деятельность творческая деятельность не имеющая аналога для подражания и приводящая к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у субъекта т.д. способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается уникальный результат д.т. Важную роль в д.т. играют воображение, интуиция, другие факторы бессознательного, а также потребность личности в самоактуализации. Деятельность теоретическая (внутренняя) деятельность, цель которой – духовное производство; ее результат обычно идеален, хотя и отражается в материальных формах, явлениях (например, результат математических вычислений в форме записей и т.д.). Диагноз психологический (от греч. diagnosis – распознание) конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д.п.установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Диагноз психологический (от греч. diagnosis – распознание) – заключение психолога (группы психологов) об индивидуально-психических и социально-психических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленных в результате ее изучения, психодиагностики. Д.п., согласно классификации Л.С. Выготского, бывает симптоматическим (или эмпирическим), констатирующим определенные индивидуально-психические особенности; этиологическим – не только констатирующим индивидуально-психические особенности, но и указывающим на их причины; типологическим – кроме того указывающий место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности, в системе ее деятельности. Диагностика социально-психологическая теория и практика выявления и измерения социально-психических особенностей личности, групп людей с помощью специальных психодиагностических методик; раздел психодиагностики. Диалектизм характерная для какой-либо местности особенность общего национального языка, имеющая фонетическое, лексическое или словообразовательное выражение и отличающая данную разновидность от других разновидностей этого же языка. Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субьектов. Д. характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, чаще малой степенью организованности. Обычно д. оказывает большее психическое воздействие на окружающих, чем монолог. Дианетика наука о душевном здоровье, о разуме человека,о методах влияния разума на душу, бессознательное, методах управления жизненной энергией в целях повышения эффективности духовной, созидательной деятельности человека; это наука о технологии духовного излечения. Основатель данного научного направления Л. Рон Хаббард. Основные термины дианетики: динамика выживания, инграмма, защитник, клир, кейс и др. В соответствии с выводами дианетики основная цель существования человечества и каждого человека – выживание. Выживание имеет как бы четыре составляющих (четыре динамики). Первая динамика – стремление человека к выживанию ради самого себя, это как бы индивидуальное самовыживание. Вторая динамика – выживание человека через продление рода (секс, воспитание детей, забота о них и др.). Третья динамика – стремление к групповому выживанию (национальности, народности, профессиональной группы, социальной группы, родственников, друзей и др.). Четвертая динамика – выживание человечества. Абсолютная цель выживания – бессмертие, бесконечное выживание как процесс совершенствания человечества. Инграмма – моменты бессознательного, впитавшиеся в личность человека и предопределяющие его развитие через болезненные, неприятные психические переживания, эмоции. Инграмма в большинстве своем не доступна для осмысления. Защитник – личность, защищавшая или защищающая более слабого человека на его жизненном пути, траке времени. Более слабая личность бессознательно тянется к защитнику, эмоционально сильно зависима от него. Клир – человек, освободившийся от инграмм, то есть достигший высокой степени свободы от своего прошлого. Кейс – личность проходящая дианетические процедуры в процессе которых снимается негативное влияние инграмм на человека. Дидактогения (от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося. Дизайн (от англ. dezign – проект, чертеж, замысел) – вид проектировочной деятельности, направленный на конструирование предметной среды по законам эстетики, с учетом особенностей восприятия ее человеком. Психический механизм воздействия д. на психику людей исследуется экспериментальной, инженерной психологией. В настоящее время можно говорить и о появлении психологии дизайна. Динамическая психология (от греч. dynamihos – сильный, подвижный) – совокупное обозначение различных течений в психологии, для которых характерен целостный подход к психической деятельности с точки зрения ее непрерывной динамики, активности. Впервые термин д.п. применен в 1918 году американским психологом Р. Вудвортсом, трактовавшим психический ответ на внешнее воздействие как сложный акт, в динамике которого интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних условий. В какой-то степени д.п. противостоит статистическому подходу в психологии. Д.п. трактует поведение человека как результат действия внутрипсихических сил – бессознательных влечений (глубинная психология, фрейдизм), инстинктов (К. Лоренц), инстинктивного стремления к цели деятельности (У. Мак-Дугалл), силы поля психического, влияющего на групповую динамику (К. Левин) и др. Динамический стереотип (от греч. dynamihos – сильный, подвижный, stereos – твердый, typos – отпечаток) – система условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.008 с.) |