Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменалистическая психология

Поиск

направление зарубежной, главным образом, американской (Р. Бернс, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, обьявившей себя "третьей силой" и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое "Я", его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Ф.п. рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Филогенез

(от греч. phyle – племя, род, поколение + происхождение) – историческое (родовое) развитие данного типа организма. В психологии – те изменения психики, которые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и человеческой культуры. Индивидуальное развитие – онтогенез и историческое – филогенез являются неразрывными сторонами единого процесса живой природы и взаимно обусловливают друг друга.

Филогенез психики

(от греч. phyle – племя, род и genos – происхождение) – процесс возникновения и исторического развития, эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Флегматик

(от греч. phlegma – слизь) – субьект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. "Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни". И.П. Павлов Полн. собр. соч., М.-Л., 1951, т.3, кн.2, с.86.

Фобическое состояние

(от греч. phobos – страх, боязнь) – навязчивое неадекватное ситуации состояние страха конкретного содержания, близкое к патологическому, охватывающего субьекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающееся сердцебиением, обильным потоотделением и т.п.

Формирование личности, психики

термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко "это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врожденных причин... Можно выделить три основных вида Ф. л.: стихийное, целенаправленное и самоформирование (К.К. Платонов).

Фрейдизм

общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно обьяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Френология

(от греч. phren – ум, душа, сердце и logos – учение) – учение Ф. Галя о локализации отдельных психических способностей человека в различных участках головного мозга, якобы различаемых, диагностируемых непосредственным ощупыванием черепа. В конце ХIX в. ф. широко использовалась для диагностики свойств ума и характера. Современная психология не использует ф. в системе методических средств исследования личности.

Фрустратор

(от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – непреодолимый барьер (обьективный или субьективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями и не оправдавшимися надеждами к желаемой цели. Ф. – крушение планов, желаний, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникает в состоянии конфликта и может проявляться в защитной реакции (агрессивности, регрессии, пассивности, ригидности и др.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое обьективно непреодолимыми (или субьективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи. Ф. может выражаться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии. Характерным результатом ф. является отказ от неудавшейся деятельности.

Функциональная система

конкретный физиологический аппарат, механизм саморегуляции и гомеостаза, осуществляющий избирательное вовлечение и обьединение структур в процесс выполнения какого-либо очередного акта поведения или функции организма (по П.К. Анохину); психологический подход к данному механизму близок к теории установки Д.Н. Узнадзе.

Характер

(от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) -индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, имеющих определенную направленность, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Х. – многомерное психическое свойство личности, которое воспитывается в течении всей жизни.

Проявляется в отношении к обществу, труду, другим людям, к самому себе. Х. складывается в соответствии с темпераментом. Физиологической основой Х. является своеобразный "сплав" (выражение И.П. Павлова) типологических свойств высшей нервной деятельности и систем временных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием условий жизни и деятельности человека. Х. – единство индивидуального и типического.

Характер

(от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Характеристика психологическая

совокупность сведений об индивидуальных особенностях личности. Х. – содержит конкретные данные об изучаемом (его поведение, деятельности психических особенностей). Х. – может быть использована как вспомогательный метод в изучении личности. Но совокупность характеристик и их анализ составляют самостоятельный метод исследования (анализ независимых характеристик). Х. – может быть: устной и письменной; развернутой и краткой; психологической; служебной.

Холерик

(от греч. chole – желчь) – субьект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Храбрость

черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство стараха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.

Хронический стресс

(от греч. chonikor – долговременный) – длящийся много времени, затяжной, постоянный. Х.с. постоянная психотравма личности как результат неблагоприятного окружения среды; осознание и переживание какого-либо недостатка, чувства ущербности; длительное дискомфортное состояние по различным значимым для личности причинам. Лицам с Х.с. свойственна конфликтность.

Цель

один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; "...цели человека порождены обьективным миром и предполагают его".

Ценности социальные

общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные обьекты, духовная деятельность человека и ее результаты.

Ценностная ориентация личности

система ценностей (материальных, духовных, нравственных, эстетических и др.) которыми руководствуется человек в своей жизни. Производными понятиями являются: престиж, уровень притязаний, ценностно-ориентационное единство (см), эстетический вкус. Ц.о.л. – важнейший фактор общения, содержащий мыслительный и эмоциональные, нравственные и правовые компоненты способностей личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.009 с.)