Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория мультифакторная (Л. Терстона, Дж. Гилфорда и др.)

Поиск

теория, отрицающая общий фактор в детерминации деятельности, в способностях личности и полагающая, что имеется широкий спектр индивидуальных факторов, способностей (скорость восприятия, память и т.д.), которые в своем многобразии и предопределяют успех в различных видах деятельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий

современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями – моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом – про себя. Применение т.п.ф.у.д. в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П.Я. Гальперин и др.

Теория ролей (Дж. Мид и др.)

теории о ролевом поведении людей.

Теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер)

теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики. Согласно т.с.и. поведение индивида определяется в основном тремя главными переменными: структурой личности (I), ролью (me) и референтной группой (self), что перекликается с теорией личности З.Фрейда.

Теория социального научения Роттера

теоретические взгляды американского психолога Дж. Роттера (J.В. Rotter) в рамках бихевиоризма. Согласно им каждая возможная альтернатива действия имеет определенный поведенческий потенциал (ВР), который зависит как от (1) силы ожидания (Е), что поведение Х в ситуации S1 приведет к подкреплению Ra, так и от (2) ценности RV подкрепления Ra в ситуации S1. Роттер представил его в виде формулы:

ВР х,s1,ra = f (E x, ra, s1 &RV a, s1), или сокращенно, BR = f(E&RV). Среди возможных в данной ситуации альтернатив действия имеет успех та, у которой выше поведенческий потенциал (ВР). Данная теория применена в практике социального научения.

Теория социотехнических систем (Е. Тристон, T. Trist; К. Бэмфорт, K.Bamfort; и др.)

система научно-психологических взглядов, возникшая на основе цикла экспериментальных исследований английских психологов факторов повышения производительности труда шахтеров. Они пришли к выводам: технические и социальные факторы роста производительности труда тесно взаимосвязаны; в любой трудовой ситуации существует общая функциональная система – социотехническая; эта система является открытой и должна поддерживать для своего развития отношения с окружающей средой; проектирование производственного процесса должно включать выделение главной задачи социотехнической системы, определение границ системы, условий пограничного контроля и групповой регуляции работниками трудового процесса перехода "сырья" в "готовый продукт". Композиционный конвейерный метод, внедренный на шахтах Англии и давший высокий производственный эффект – аналог бригадного подряда в нашей стране. Анализ этого метода привел психологов к выводу: работники должны сами выбирать методы работы и гибко адаптироваться к требованиям среды и самой задачи; влиять на процесс выпуска продукции; группа должна иметь право изменять выходной продукт в критической ситуации, получать информацию о действительном положении дел, принимать решения до наступления серьезных негативных изменений.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

одна из когнитивных теорий, обьясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для обьяснения поведения другого, своих действий (концепция приписывания причин) на уровне житейской психологии. Центральная идея теории: дисбаланс вызывает в личности напряженность и одновременно актуализирует силы восстановления баланса. Поэтому анализ отношений индивида строится путем составления, прогнозирования возможного баланса и дисбаланса как в диаде, так и в триаде – Р-О-Х, где Р – воспринимающий субьект, О – другой субьект, Х – обьект. Взаимодействие этих элементов составляет когнитивное поле, и задача заключается в выявлении ситуаций, условий достижения баланса. На основе данного подхода проведено немало оригинальных исследований, в том числе в области массовых коммуникаций (Р – респондент, О – средство массовой информации, комментатор, Х – явление о котором идет речь).

Теория травматизма К. Марбе

система взглядов на причины несчастных случаев, травм немецкого психолога К. Марбе (Вюрцбургская школа) суть которых заключается в том, что ранее полученные травмы порождают предрасположенность организма к последующим в силу образования соответствующей установки. Так после серии неудач у человека возникает установка на неудачу; после серии удач – на очередную удачу, что повышает вероятность успеха при прочих равных условиях. Отсюда Марбе сделал вывод: люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность несчастным случаям, люди же с плохой переключаемостью установк будут как бы "отставать" в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому они с большей вероятностью подвержены несчастным случаям. К. Марбе считал способность к переключению установок врожденной.

теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)

бихевиористская теория, обьясняющая взаимодействие людей в диаде. Суть теории: взаимодействие людей в диаде детерминировано вознаграждением (позитивным подкреплением) и издержками (негативным подкреплением); вознаграждением выступают и сентименты – знаки чувств, установок (кивки, поцелуи, рукопожатие и др.), и сама деятельность, операнты; устойчивость взаимодействия зависит от того насколько принцип "ты – мне, я – тебе" "справедлив", насколько пропорционально распределены между членами диады издержки и вознаграждения. Данная теория основывается на модифицированном законе эффекта Торндайка и имеет много общего с теорией взаимодействия исходов.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции. Критика и развитие т.э.д.л. связана с именами Ч. Шеррингтона, У. Кеннона, Л.С. Выготского и др.

теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова)

отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой-либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субьект оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это можно выразить и в виде формулы: Э = f (П, (Ин – Ис)...), где f – функция; П – актуализированная потребность; Ин – информация наличная о путях удовлетворения актуализированной потребности; Ис – информация необходимая для ориентации индивида в ситуации и удовлетворения актуализированной потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.009 с.)